На Проспекте «ГЭС-2» будут установлены два объекта художника, архитектора
и ученого Александра Константинова (1953–2019) — «Дом под липой»
и «Голубые деревья», специально воссозданные для пространства Дома
культуры.
Александр Константинов родился и жил в Москве, но работал по всему
миру: его инсталляции можно встретить на площадях и в парках десятков
стран, от России до Японии. Занимаясь одновременно изобразительным
искусством и архитектурой, Константинов предлагал нестандартные
подходы и в искусстве, вдохновленном архитектурой, и в архитектуре,
обусловленной искусством. Работы, представленные на Проспекте Дома
культуры, можно рассматривать как диалог художника с итальянским
зодчим Ренцо Пьяно, автором реконструкции здания электростанции
ГЭС-2.
Александр Константинов (1953–2019) был художником, архитектором
и ученым. Доктор физико-математических наук, он более тридцати лет
преподавал в университете, одновременно занимаясь изобразительным
искусством и, позже, архитектурой.
В 1990-е Константинов работал в графике и скульптуре, экспериментировал
с новыми техниками и материалами. В 1992 году у него — одного из
первых среди современных художников — состоялась персональная выставка
в Третьяковской галерее. В начале 2000-х годов Константинов начал
работать с городским пространством, внедряя в ландшафт гигантские
изображения, выполненные разноцветным скотчем.
С 2006 года всерьез занялся архитектурой, сотрудничая с ведущими
бюро в России и за рубежом: он стал автором более 30 инсталляций
и 25 архитектурных и парковых проектов в 15 странах мира. Парки
занимают особое место в наследии Константинова: в Москве он работал
над преобразованием парков «Фили» и «Сокольники», а в американском
Массачусетсе создал проект TurnPark Art Space.
|
Изображение: Blue Trees. Alexander Konstantinov.
New York, USA. 2011. Предоставлено pr-службой ГЭС-2
|
Объекты и инсталляции Константинова всегда перекликаются с пластикой,
историей и даже мифологией того места, для которого они созданы.
«Дом под липой» появился в 2008 году в австрийском городе Хоэнемсе.
Там, на старой текстильной фабрике, расположился частный музей —
коллекция Вильгельма Оттена. «Дом», построенный в пропорциях соседней
часовни, служит входом в музей, красным цветом обозначая пространство
как территорию искусства. Общий же вид дома в пейзаже — небольшие
строения, фабричная башня — напоминает работы итальянского живописца
Джорджо де Кирико.
«Голубые деревья» были придуманы в 2011 году для загородного дома
в штате Нью-Йорк (США). Словно сойдя с ранних графических листов
самого Константинова, сохранив свою двумерность, они превратились
в часть реального пейзажа. Воспроизводя собственную параллельную
штриховку, выполненную на этот раз из алюминия, Константинов как
бы накладывает гигантский рисунок на панораму частного парка. За
счет голубого цвета деревья сливаются с небом — и кажется, что само
небо придумало эту хулиганскую выходку: заштриховать воздухом деревья
в реальном пространстве.
Архитектура, природа и их взаимодействие всегда служили отправной
точкой проектов Константинова. Точно так же проницаемость, свет,
воздух и связь с окружающей природой волновали Ренцо Пьяно при создании
«фабрики искусств» «ГЭС-2».
Итальянский архитектор начинал с ярких и острых жестов (таких,
как Центр Помпиду в Париже), но по мере обретения силы и славы пришел
к тому, что Константинов, кажется, знал всегда. Обновляя ГЭС-2,
классик хай-тека ничего не перестраивал, а лишь сделал явным то,
что уже и так присутствовало в здании. Металлический каркас стал
белым и пророс тонкими линиями новых конструкций, свет пролился
сквозь стены, и старая электростанция обернулась воздушным дворцом
или собором. Стены кажутся заштрихованными, купол расчерчен, а по
полу разлетелись диагонали теней — ровно так, как любил Константинов.
Перемещение объектов Константинова внутрь пространства Ренцо Пьяно
становится любопытным экспериментом. Работы Константинова теряют
связь с контекстом, для которого они были созданы, и в них с очевидностью
проявляются характерные черты, присущие лучшим образцам современной
архитектуры. Легкими и воздушными средствами создаются монументальные
формы, отсылающие к архаическим образам — дерево, дом, храм. Это
сочетание полета и вечности, легкого и основательного, тонкого и
глубокого.
У нас на глазах происходит возвращение архитектуры к первоосновам,
проявление архетипа сквозь толщу декораций, редукция здания до каркаса.
Ну а «Голубые деревья» не только дополняют тот лес, который Пьяно
посадил на территории «ГЭС-2», но и не теряют связь с небом, которую
архитектор подчеркнул, покрасив трубы электростанции в синий цвет.
Кураторы: Андрей Василенко, Ольга Дружинина
Тел.: 7 (495) 990-00-00
Сайт: ges-2.org
|