|
|
Годы
жизни: 1867-1942
гг.
Основная
информация:
Эктор Гимар - французский архитектор и дизайнер.
Ярчайший представитель стиля Ар Нуво во Франции. Воспитанник Школы
декоративно-прикладного искусства и Школы изящных искусств Парижа,
начинал с неоготических тенденций. Гимар много экспериментировал с
растительными орнаментами и виньетками в духе рококо, при этом активно
используя такие современные материалы, как стекло и сталь. Эктор Гимар
- автор уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В рамках
стиля модерн Гимар работает уединенно, при этом поражает своей активностью:
за 15 лет им созданы необычайно красивые архитектурные сооружения,
а также великолепная отделка архитектурных построек.
|
|
Отель Rosze,
Париж, Франция
(1891 г.)
|
|
|
Вилла Jassede,
О-де-Сен, Франция
(1893 г.)
|
|
|
Замок Beranger,
Париж, Франция
(1895-1898 гг.)
|
|
|
Вилла Берта,
Ивелин, Франция
(1896 г.)
|
|
|
Вилла "La
Bluette", Кальвадос, Франция
(1899 г.)
|
|
|
Замок Henriette
- Sevres, Франция
(1899-1903 гг.)
|
|
|
Отель Nozal,
Париж, Франция
(1902-1906 гг.)
|
|
|
Замок Orgeval,
Эссон, Франция
(1904 г.)
|
|
|
Группа зданий
на ул. Ла Фонтэн,
Париж, Франция
(1909-1911 гг.)
|
|
|
Отель Guimard,
Париж, Франция
(1909-1912 гг.)
|
|
|
Отель Mezzara,
Париж, Франция
(1910-1911 гг.)
|
|
|
Вход в метро
Chatelet, Париж, Франция
(1912 г.)
|
|
|
Синагога, Париж,
Франция
(1913 г.)
|
|
|
Офисное здание,
Париж, Франция
(1914-1919 гг.)
|
|
|
Доходные дома,
Париж, Франция
(1927-1928 гг.)
|
|
|
Биография
(по материалам Википедии, www.hector-guimard.net,
www.100velikih.ru, 1900.art.nouveau.free.fr, www.lartnouveau.com)
       Эктор Гимар* родился 10 марта 1867 года в Лионе.
В период окончания учебы за успехи он был награждён поездкой в Англию
и Бельгию. Молодой Гимар вернулся во Франиию в 1894 году, потрясённый
интерьером дома Тасселя, построенного Виктором Орта, и стал первым последователем
бельгийского архитектора во Франции.
       Гимар впервые сделал металлическую конструкцию
одним из элементов архитектурного решения в особняке Беранже (1897-1898
гг.). Архитектор вписал в каменную арку входа асимметричную композицию
кованых ворот, в рисунке которых не было ни одной повторяющейся линии,
и продолжил металлический декор в вестибюле. Этот проект сделал Эктора
Гимара известным. Множество заказов, которые были выполнены после этого,
позволили ему продолжать эстетическое исследование, обрести стилистическую
гармонию. Позже он занялся и дизайном интерьера в гостинице Гимар, неотъемлемой
частью которой являются яйцеобразные комнаты и уникальные предметы мебели.
       В 1898 г. Эктор Гимар получил
заказ на возведение станций Парижского метрополитена. Их строительством
он занимался с 1898 по 1904 годы. Если Гюстав Эйфель (создатель знаменитой
башни) рекламировал металл прежде всего как строительный и конструктивный
материал, то Гимар показал его пластические возможности. Улицы Парижа
украсили странные изогнутые колючие сооружения, похожие на огромные
ювелирные украшения. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились)
архитектор возвёл из стандартных металлических элементов, цветного стекла
и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Металл был окрашен
в тёмно-зелёный цвет, имитировавший старую бронзу. Он прихотливо изгибался,
превратив строения в живые организмы, напоминавшие разнообразных насекомых
- бабочек, стрекоз или жуков.
       Строительство павильонов станций
метрополитена в Париже - первая попытка европейской архитектуры придать
транспортному сооружению художественный облик. Благодаря Эктору Гимару
появился термин "стиль метро" - одно из многочисленных наименований
стиля модерн.
       Подъем и декоративное литье в
жилых домах Гимара на 17-21-й и 60-й улицах Ла Фонтена (1911 г.) изысканны
и умеренны. Особняк Генриетты в Севре (1903 г.) выполнен более причудливо
и странно, возможно, из-за окружающей его обстановки, которая допускает
свободную трактовку. Также Гимар проектировал синагогу в стиле "модерн"
на 10-й улице Павье в Париже (1913).
       Будучи любознательным и изобретательным
человеком, Гимар стал так же предвестником промышленной стандартизации.
Он хотел широко распространить новое искусство. В этой сфере Гимара
ожидал большой успех, и в 1907 году вышел каталог металлических элементов,
применяемых к зданиям: "Художественный металл, стиль Гимар". Кроме того,
в 1920 году Гимар спроектировал одну из первых линий мебели для массового
производства.
       Несмотря на блеск его ума и различные
представленные им нововведения, Гимар был человеком, который раздражал
публику. Поэтому она быстро отвернулась от него. И как достойный представитель
стиля модерн, он стал жертвой несоответствия идеалов движения: творения
Гимара не финансировались, его попытки стандартизации не принесли личной
популярности.
       Страх перед войной Гимара
и антисемитизм нацистской партии (его жена была еврейкой) вынудили его
эмигрировать в 1938 году в США, и он был в практически забыт, когда
умер в Нью-Йорке, в отеле "Адамс", 20 мая 1942 года, о
чем во Франции (из-за войны) стало известно лишь после 1945 года. Похоронен
в воротах Небесного кладбища в деревне Хоторн штата Нью-Йорк, примерно
в 25 милях к северу от Нью-Йорка.
       
*Многих исследователей в области архитектуры интересует имя Эктора Гимара.
Они долгое время изучали и восстанавливали его биографию и основные
этапы творчества. Однако большинство построек Гимара все же остаются
недоступными для публики, а музей Гимара все еще не открыт во Франции.
Оригинальные архитектурные чертежи Гимара хранятся в архиве архитектурно-художественной
библиотеки Avery при Колумбийском университете в Нью-Йорке.
|
|