|
|
Годы
жизни: 1867-1908
Основная информация:
Йозеф Ольбрих - австрийский архитектор, представитель
стиля модерн, один из основателей Венского Сецессиона. Ольбрих выдвинулся
в число ведущих фигур венского модерна, спроектировав Дом Сецессиона
(1897–1899); его массивные кубические формы служат постаментом для
металлического купола из золоченых лавровых листьев, ставшего популярным
символом нового искусства.
|
|
Здание венского
Сецессиона.
Вена, Австрия
(1897 - 1898 гг.)
|
|
|
Станция Карлсплатц
(проект под руководством Отто Вагнера).
Вена, Австрия
(1898 г.)
|
|
|
Резиденция
Германа Бара.
Вена, Австрия
(1899 - 1890 гг.)
|
|
|
Ольбрих-хаус
(Stohr Haus).
Санкт-Пельтен, Австрия
(1899 г.)
|
|
|
Дом Эрнста-Людвига
(в колонии художников в Дармштадте).
Дармштадт, Германия
(1901 г.)
|
|
|
Дом Йозефа
Ольбриха
(в колонии художников в Дармштадте. Здание сильно пострадало
во время войны и было восстановлено в начале 1950-х гг., интерьеры
не сохранились).
Дармштадт, Германия
(1901 г.)
|
|
|
Дом Вильгельма
Дитера (в колонии художников в Дармштадте)
Дармштадт, Германия
(1901 г.)
|
|
|
Большой дом
Юлиуса Глюкерта (в колонии художников в Дармштадте. Здание сильно
пострадало во время войны и было восстановлено в начале 1950-х
гг., интерьеры не сохранились - восстановлен в 1980-е гг.).
Дармштадт, Германия (1901 г.)
|
|
|
Универмаг Тица
(сегодня здание принадлежит торговой сети "Галерея Кауфхоф").
Дюссельдорф, Германия
(1908 г.)
|
|
|
Выставочный
зал со Свадебной башней (в колонии художников в Дармштадте).
Дармштадт, Германия
(1908 г.)
|
|
|
Свадебная башня.
Дармштадт, Германия
(1908 г.)
|
|
|
Биография
(по материалам биографического словаря Комаровой И. И.
"Архитекторы", энциклопедии "Кругосвет")
       Йозеф Мария Ольбрих родился в Опаве (Чешская Моравия)
22 декабря 1867 года. Окончил Государственную ремесленную школу в Вене
(1882-1886). Одним из учителей Ольбриха был Камилло Зитте - известный
градостроитель и теоретик архитектуры. После 4 лет практики в своем родном
городе Йозеф вернулся в Вену. Здесь Ольбрих окончил Академию изящных искусств
(1890-1893) под руководством Отто Вагнера. За свой дипломный проект "Театр
в формах необарокко" Йозеф Ольбрих получил Римскую премию и был направлен
на год в Италию (1893). Через год вернулся и стал помощником в фирме Отто
Вагнера и его приемным сыном. Под руководством Вагнера много проектирует,
в том числе несколько станций Городской железной дороги. В том же 1894
году Ольбрих вступил в Ассоциацию венских художников. Является одним из
основателей объединения "Венский Сецессион" (1897). Для Сецессиона в 1897-98
гг.. построил здание - первое, известное под его собственным именем. Эта
выдающаяся постройка, с одной стороны, вызвала грандиозный скандал, а
с другой - привлекла ему множество клиентов. Открыв свою контору в 1898
году, Ольбрих начал проектировать дома для бизнесменов и людей, близких
кругу сецессионистов.
       В конце XIX - начале XX в. Йозеф Ольбрих по приглашению
герцога Дармштадтского обосновался в Германии, где стал одним из основателей
Дармштадтской колонии художников (1899), в которую входили X. Христиансен,
Р. Босселт, П. Бюрк, П. Губер, Л. Хабих, П. Беренс, впервые заявившие
о себе как о художественном объединении на парижской выставке 1900 года.
В 1901 г. Дармштадтская колония открылась как выставка. Ее успех закрепил
имя Ольбриха в ряду творцов нового стиля. С этим периодом связаны наиболее
значительные работы Йозефа Ольбриха, такие как дом Эрнста Людвига (1899-1901),
собственный дом, дом артистов и виллы, здание выставки (1899-1901), дома
И. и Г. Штад (1901-02) и др.
       Тогда же Йозеф Ольбрих по приглашению великой княгини
Елизаветы Федоровны принял участие в Московской выставке нового стиля.
Его постройкам этого периода свойственны смелость конструктивных решений,
сочетание функциональных и декоративных начал; выразительное сопоставление
монументальных объемов из камня с легкими формами из стекла.
       В архитектурных работах Йозефа Ольбриха периода
1902-1904 гг. появляются признаки упадка, зато в этот период Ольбрих начинает
создавать предметы декоративного искусства, и весьма успешно.
       Новый период творчества Ольбриха приходится на
1905-08 годы, когда он создает наиболее совершенные в архитектоническом
отношении работы. В 1914 году на выставке в Кельне, уже после своей преждевременной
смерти, Ольбрих наряду с П. Беренсом и Г. Ван дер Вельде был назван одним
из 12 апостолов современной архитектуры, которые помогли ей вступить в
новый век, открыв путь для нового сообщества архитекторов. Сооружениям
Ольбриха свойственна ясность и законченность силуэта, оживление больших
плоскостей ритмом окон различной конфигурации, использованием полихромии.
       Умер Йозеф Ольбрих в Дюссельдорфе 8 августа 1908
года.
|
|