Поезда - один из самых популярных видов транспорта. Любое путешествие
на поезде начинается и заканчивается на железнодорожной станции, ее
облик - это первое, на что обращают внимание путешественники, приезжая
в новый город. ТПУ может стать настоящим центром притяжения, привлечь
большое количество туристов и стать настоящей достопримечательностью.
Неудивительно, что муниципальные власти городов стали обращаться к
известным архитекторам для создания уникальных железнодорожных станций,
которые вызывали бы восхищение пассажиров, при этом являясь удобными
и технологичными. Представляем вам подборку из 10 самых оригинальных
современных железнодорожных станций.
Станция скоростного поезда Неаполь-Афрагола представляет собой 450-ти
метровый мост, объединяющий две части города, с вестибюлем над железнодорожными
путями. Расположенная в 12 километрах к северу от центра Неаполя,
станция выступает "воротами на юг Италии" и должна стать
ключевым пересадочным узлом для четырех высокоскоростных железнодорожных
линий, соединяющих север и юг страны.
Здание создано в уникальном узнаваемом стиле знаменитого бюро: футуристический
дизайн, плавность линий, органичность формы. Центральный атриум залит
естественным светом благодаря стеклянным панелям потолка, минимизирующим
потребление электроэнергии. Кроме того, на крыше расположены солнечные
батареи, а внутри здания - геотермальный насос и система, контролирующая
температуру и вентиляцию.
Станция, помимо своего невероятного дизайна, призвана стать очень
удобным транспортно-пересадочным узлом - когда все железнодорожные
линии начнут свое функционирование, станция Афрагола будет принимать
около 12 млн пассажиров в год.
Авторы: Andrew Bromberg, AECOM-Aedas
Открытие - 2018 г.
West Kowloon Station является конечной станцией 88-мильного высокоскоростного
железнодорожного сообщения Гуанчжоу-Шэньчжэнь-Гонконг (XRL), соединяющегося
с национальной сетью Пекина.
Станция Западный Коулун имеет V-образную форму и состоит из 4-х подземных
и 3-х наземных этажей. На крыше West Kowloon и автобусной станции,
расположенной по-соседству, разбит городской парк с прогулочными дорожками.
По пешеходным переходам можно попасть из садов на крыше в парк культурного
района Западный Коулун - нового района искусств, построенного на мелиорированных
землях вдоль городской набережной.
Огромные стены здания выполнены из 4000 стеклянных панелей неправильной
формы, разработанных для того, чтобы естественный свет мог проникать
на нижние уровни. Изгибающиеся белые колонны поддерживают сводчатую
стальную крышу.
Фантастической волнообразной стеклянной крышей над железнодорожными
платформами венский центральный вокзал обзавелся в результате масштабной
реновации.
Проект являлся частью генерального плана транспортного узла и прилегающей
территории, за архитектурное проектирование отвечали местные архитекторы
Эрнст Хоффман и Альберт Виммер. "Новый проект Центрального вокзала Вены имеет ключевое значение
для транспортной политики города, поскольку он позволяет поездам впервые
сходиться в одном месте", - сказала команда.
Крыша состоит из 14 ромбовидных рам, расположенных в пять рядов, которые
повторяют линии путей и каждой из платформ. Сегменты световых люков
в центре каждой рамы расположены в шахматном порядке, тем самым производя
эффект зигзагообразного движения над станцией и пропуская свет.
Граненые поверхности обшиты светлыми тонированными панелями, создавая
образ гигантских кристаллических структур. Подчеркивают кристаллическую
форму софиты, рождая потрясающие световые эффекты.
Фото: dezeen.com
Железнодорожный и автобусный вокзалы.
Бреда, Нидерланды
Авторы: Koen van Velsen Architects
Огромный терминал общественного транспорта Breda включает в себя автобусный
и железнодорожный вокзалы. Он является частью городской застройки
на месте бывшей промзоны на юге Нидерландов.
Архитекторы выбрали кирпич в качестве отделочного материала для лучшей
интеграции вокзала в существующий контекст. Кирпич различных цветов
и текстур словно вплетен в фасад, создавая оригинальные узоры. Идея
была почерпнута из исторических зданий, в которых кирпичные фасады
отображают изменения с течением времени.
Вокзальный комплекс стал связующим звеном между историческими и новыми
городскими кварталами по обе стороны железнодорожных путей. Архитекторы
объединили автовокзал и железнодорожный вокзал в одном терминале,
расположив здание между двумя общественными площадями.
Чтобы добавить легкости огромному зданию и обеспечить достаточное
количество света внутри, архитекторы использовали пустоты и большие
пространства остекления - в том числе несколько атриумов, заполненных
деревьями.
Очередное потрясающее, захватывающее дух творение гения Сантьяго
Калатравы. Его мосты и здания моментально становятся главными городскими
достопримечательностями и новыми символами. Отличная архитектура -
это магнит для туристов. Таким магнитом стал и Oculus.
Форма транспортно-пересадочного терминала напоминает взлетающую птицу,
первоначально даже предусматривалась кинетическая крыша в виде двух
подвижных "крыльев", но из-за высокой стоимости эта идея
осталась лишь на бумаге.
Конструкция здания состоит из "ребер" со стеклянными перегородками,
которые формируют его стены и позволяют проникать естественному свету
внутрь. Под землей терминала находится обширная сеть путей, соединяющих
железнодорожные линии и линии метро.
В 2015 году в городе Арнеме на востоке Нидерландов построен новый
транспортный терминал, авторами которого стали архитекторы знаменитого
голландского бюро UNStudio. Четырехэтажное здание заменило собой железнодорожный
вокзал 1950-х годов, ранее стоявший на этом месте. Использование параметрического
дизайна позволило архитекторам реализовать свои творческие замыслы.
Замысловатая форма здания похожа на трехмерный объем, соединивший
две ленты Мебиуса вместе, создав замкнутую поверхность только с одной
стороны. При строительстве станции вместо бетона использована сталь,
чтобы сделать конструкцию более легкой. В результате получился трансферный
зал площадью 5355 квадратных метров с бесстолпными пролетами шириной
до 60 метров. Терминал включает в себя все необходимые зоны для удобства
пассажиров и залы ожидания поездов, трамваев и автобусов, а также
многочисленные магазины, рестораны, офисы и конференц-центр.
Авторы: Silvio d'Ascia Architecture
Открытие: 2018 г.
Архитекторы Silvio d'Ascia Architecture совместно с Omar Kobite Architecture
& Eric Giudice Architects спроектировали для Марокко высокоскоростную
железнодорожную станцию. Проект станции Kenitra представляет собой
кружевную сетчатую оболочку, геометрию которой подсказала традиционная
марокканская архитектура. Сетка также работает как система жалюзи,
которая прикрывает пассажиров от лучей горячего марокканского солнца.
Станция включает в себя устойчивые системы, среди которых - рекуперация
дождевой воды, естественная вентиляция и другие энергоэффективные
структуры.
Эта железнодорожная станция является частью первой очереди проекта
железнодорожной магистрали Марокко, который направлен на обеспечение
страны тысячами км высокоскоростных железнодорожных линий к 2030 году
и позволит связать городские районы и деловые зоны экономических центров.
Амстердамская станция Bijlmer Arena Station от лондонского бюро Grimshaw
Architects получилась очень выразительной и динамичной. Оригинальная
зигзагообразная крыша терминала перекликается с бегущими железнодорожными
путями и линиями электропередач. Bijlmer Arena Station стала связующим
звеном между двумя ранее изолированными районами, соединила в себе
метро, автобусы и железную дорогу и обслуживает более 60 тыс. человек
ежедневно.
Еще одно творение знаменитого испанца в нашей подборке - монументальное
и выразительное, воздушное и прозрачное.
Будучи одним из трех бельгийских вокзалов в сети высокоскоростных
железных дорог, станция Льеж-Гийемен ежедневно используется более
чем 15 000 пассажирами и вмещает под своей сводчатой крышей пять платформ.
Сантьяго Калатрава задумал здание без фасадов. Пешеходные маршруты
проходят под зданием, улучшая связь между частями города, ранее разделенными
железнодорожными путями. Станция стала символом обновления города
и его визитной карточкой.
Комплекс The Nordpark Cable Railway, состоящий из четырех станций
и одного вантового моста через реку, Ин был открыт в конце 2007 года.
По рельсам курсирует современный фуникулер, связывающий центр города
и ближайший горнолыжный курорт.
Пластика станций завораживает, все же стиль Захи
Хадид уникален. Станции напоминают сугробы, вырастающие над тротуарами
и погребающие под собой бетонные плоскости подземных пролетов.
Дорога берет свое начало от станции Congress, в сердце города Инсбурк,
перед рекой делает остановку на Loewenhaus, далее следуют станции
Alpenzoo и конечная Hungerburg, на высоте 288 метров, откуда начинается
канатная дорога Зигрубе (Seegrube).
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам dezeen.com, archdaily.com и других открытых источников