100 лет Баухауз, Школа Баухауз. Статья про Bauhaus

          
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   КОНКУРСЫ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ

Дизайн-хакатон проекта "Дни промдизайна в Сколково": учимся не для школы, а для жизни

 

26 июня в четвертый раз стартовал дизайн-хакатон проекта "Дни промдизайна в Сколково" – площадка, на которой ежегодно встречаются молодые специалисты в области дизайна и проектирования и заказчики из числа наиболее успешных резидентов российской долины инноваций.

 
 
 
Подведены итоги дизайн-хакатона проекта "Дни промдизайна в Сколково"

Уже четвертый год вечером 29 июня, в Международный день промышленного дизайна, на главной сцене проекта "Дни промдизайна в Сколково" встречаются резиденты российской долины инноваций и молодые дизайнеры, готовые изменить облик их продукта и помочь вывести разработку на национальный и международный рынок. Для этого у проекта существует специальный формат - дизайн-хакатон, во время которого в течение 4 дней команды соревнуются за право продолжить сотрудничество с заказчиком и реализовать свой проект. В этом году на хакатон было подано рекордное число заявок: в 6 номинациях выступала 31 команда, в общей сложности - 115 начинающих дизайнеров, студентов и недавних выпускников лучших ВУЗов столицы.



Каждая номинация конкурса представляла собой техническое задание от резидента "Сколково": участникам предстояло оптимизировать конструкцию и найти внешний облик электрического сноускутера от компании "СНОУБАЙК", аэротакси от aeroXo, модуля для умного дома "Все в одном" с технологией Интернета вещей от INSYTE Electronics, системы беспроводной передачи энергии оптическим излучением от Powerinspace, альтернативного платежного носителя от SBI Банк и автономного устройства для видеоаналитики от "МИРП-ИС" и их партнера "ПАВЛИН технологии". В течение четырех дней команды работали над визуализацией решений и создание презентаций, которые были представлены в "Гиперкубе" в финале публичной программы.

28 июня специально для молодых специалистов главный партнер хакатона, компания AUTODESK, провела эксклюзивный мастер-класс по пользованию программой AUTODESK Alias, позволяющей моделировать не только поверхности А-класса, но и значительно ускорить визуализацию промежуточных стадий за счет деления сложной пластики на простые поверхности и радиусы перехода. Точные инструменты AUTODESK Alias обеспечивают максимальный контроль, дают возможность проанализировать варианты и выбрать оптимальный, а также быстро вырасти благодаря самостоятельной проработке и облегчить коммуникацию между дизайнером и 3D-моделлером. Воркшоп проводил Илья Захаров, сотрудник легендарного бюро "Масштаб" - постоянного участника публичных сессий проекта "Дни промдизайна в Сколково".

Основной состав жюри дизайн-хакатона сформировали представители сколковских заказчиков: Сергей Грибанов (INSYTE Electronics), Виталий Капранов (Powerinspace), Максим Фролов (SBI Банк), Максим Гнедов ("СНОУБАЙК"), Владимир Спинко (aeroXo) и Вячеслав Сницар ("ПАВЛИН технологии" / "МИРП-ИС"). Партнеров хакатона представляли Сергей Маркин (AUTODESK) и Тимур Бурбаев ("Студия Артемия Лебедева" / Lexus Design Award). К ним присоединились куратор хакатона-2019 Михаил Рыжов ("Кванториум"), куратор хакатона-2018 Алексей Якименко (МГХПА им. С.Г. Строганова), куратор первого хакатона 2015 года, промышленный дизайнер Игорь Сафронов и приглашенный эксперт, ведущий дизайнер BMW Design Works Евгений Маслов.

Наибольшее количество участников - 10 команд - соревновалось в номинации "СНОУБАЙК": задачей было разработать серийную версию сборного скутера "Снежик", по ценовым характеристикам подходящую для массового сегмента рынка, и спроектировать футуристический дизайн с использованием пластикового обвеса. Проанализировав рынок и существующие аналоги, дизайнеры активно экспериментировали с конструкцией опор, оптимизировали защиту от погодных условий, уделили особое внимание объему багажника и транспортировке запасного аккумулятора. Большинство предложенных вариантов подходили не только для персонального использования, но и для коммерции и шеринга. Заказчики выбрали двух победителей: команда D&Y, плотно общавшаяся с мото-коммьюнити в процессе разработки, предложила технологичный и пуристический облик, заменив багажник на подставку для транспортировки грузов, а выбор команды "Паречин Макеев Склокин", сумевшей за ограниченное время создать не только визуализацию, но и полноценный макет, был сделан в пользу упрощения рамы и смягчения посадки за счет переноса крепления кресла.

Победитель в номинации "aeroXo"
определился сразу: им оказался перспективный проект аэротакси "Airflip" от команды "Промсреда", в котором в конструкцию конвертоплана были привнесены солнечные батареи и лестницы, способствующие комфортной погрузке в салон и загрузке багажа, а полозья были заменены на шасси. Причина порядка 80% вертолетных ДТП - недостаточная безопасность винтов - элиминируется благодаря заключению мотогондол в кольца, а проблемы массовой эксплуатации - загруженность воздушных путей, связь между пилотами, контроль среды салона - решаются с помощью приложения, аналогичного UBER.

В номинации "МИРП-ИС" при разработке компактного анализирующего устройства для стен и полок магазинов основной акцент был сделан на простоте крепления, защите от краж и гуманизации образа, позволяющей избавить посетителей от ощущения слежки. Решение победителей - команды "IT-Hub" - обрело форму минималистичного, не выделяющегося в интерьере куба по принципу "Одна коробка - одна кнопка - один светодиод", предполагающего 2 модификации различных цветов с изогнутыми поверхностями для клиентов с повышенными запросами. За продуманность вентиляции, простоту подключения, сборки и техобслуживания было отмечено решение команды "InduStudents": в камере "Кевин" процессор с пассивным радиатором упакован в цельнолитой корпус с естественной защитной пленкой и поэтапным раскрытием, крепящийся на кронштейны.

Компания INSYTE, ожидавшая революционного, "космического" решения потолочного модуля, способного удивить клиента, оказалась наиболее открытой для предложений молодежи: наград удостоились сразу 4 команды, одна из которых была выбрана из числа работавших над другим проектом. Первое место в номинации заняла "Макетная мастерская", создавшая тандем гаджета и осветительного прибора, вписывающийся в любой интерьер - классический и современный. Проведенное дизайнерами исследование подтвердило правильность потолочного крепления. На втором месте оказалась команда "IdeaDesignObject", в создании управляемого через приложение модуля-контроллера отталкивавшаяся от стайлборда с гармоничными бионическими формами и предложившая несколько оболочек, различающихся по фактуре и цвету. Разработчики из "RND", занявшие третье место, следовали стратегии "One room - one device", укомплектовав купольную конструкцию набором декоративных накладок. Отдельно было отмечено дизайнерское решение команды "3D1M" с использованием затемненного стекла и корпуса из металла и пластика, изначально предназначенное для устройства видеоаналитики, которое, по мнению представителя заказчика Сергея Грибанова, может быть адаптирован и для модуля "умного дома".

В номинации "Powerinspace", также предполагавшей разработку гаджета для домашнего использования, лидером стала команда "Busine$$", верно определившая основные проблемы в эксплуатации систем удаленного запитывания: эргономичность, универсальность и поддержание связи между приемником и передатчиком. В предложенной ими системе "Powerhouse" приемники устанавливаются непосредственно на устройства, а в случае зарядки мобильного устройства - на портативный аккумулятор, позволяющий сохранять полученную энергию и передавать ее в гаджет даже в случае прерывания сигнала.
Среди разработок для компании "SBI Банк" победы удостоилось самое неожиданное решение: команда "IT-Hub" предложила в качестве нового платежного носителя чипированную водонепроницаемую наклейку из безопасного медицинского силикона. Проект радикально отличается от уже существующих на рынке решений (телефон, часы, браслет, брелок, кольцо) и в равной степени подходит для разновозрастных пользовательских групп. Дизайнеры получили грант на изготовление прототипа. Представитель банка Максим Фролов отметил, что создание такой продуктивной атмосферы, как на хакатоне, в обычном режиме работы практически невозможно.

Каждый из заказчиков выразил желание продолжить сотрудничество в рамках создания совместной разработки, контракта или стажировки. Помимо наград от резидентов, были вручены два специальных приза от партнеров хакатона - компании AUTODESK и премии Lexus Design Award Russia Top Choice. Три команды - "Как тебе такое?", IT-Hub и mntlab - смогут бесплатно поучаствовать в конференции AUTODESK University: уникальном формате, собирающем тысячи посетителей и проходящем всего в 3 городах Европы. "Я оценивал прежде всего soft skills, которые позволят командам в будущем стать классными специалистами: умение работать при разногласиях в команде, отстаивать свою точку зрения, не сдаваться в трудные минуты, качественно иллюстрировать свой путь и подавать себя со сцены", - прокомментировал Сергей Маркин. Эксперт Lexus Design Award Тимур Бурбаев также отметил три перспективных разработки, каждая из которых имеет шанс стать частью истории "Lexus" - их авторами стали "Макетная мастерская", "Как тебе такое?" и "D&Y". Бурбаев, постоянный участник проекта "Дни промдизайна в Сколково", выразил надежду, что команды выйдут не только в финал России, но и на международный уровень.

Отзывы участников:

Сергей Грибанов, INSYTE Electronics: "Нам понравилась простота и экономичность предложенных дизайнерами решений. Такие девайсы хочется купить"
Виталий Капранов, Powerinspace: "Дизайн-хакатон - отличное введение в тему для компании, которая пока еще находится на стадии лабораторных исследований и совсем не занимается дизайном. Наш продукт совсем новый, но мы уже настроены продолжить общение с дизайнерами и развить идею"
Максим Гнедов, "СНОУБАЙК": "Меня впечатлила работоспособность участников: многие не просто готовились, но и не спали ночами. Большое спасибо экспертам: они помогли выбрать решение, которое мы готовы начать реализовывать уже завтра"
Евгений Маслов, BMW Design Works: "Я увидел уникальный шаг вперед. Заказчики, не бойтесь дизайнеров: они молоды, но останутся с вами. Дизайнеры, не бойтесь предложить больше, чем дизайн: ваша роль - помогать клиентам менять мир к лучшему"

Алексей Якименко, МГХПА им. С.Г. Строганова: "Я ухожу отсюда счастливым человеком. Увидеть столько примеров хорошего дизайна - это счастье, и здорово, что есть люди, которые дают нам возможность присутствовать при этом".

 

В эксклюзивном интервью Architime кураторы Алексей Якименко (2018, доцент МГХПА им. С.Г. Строганова) и Михаил Рыжов (2019, федеральный тьютор сети детских технопарков "Кванториум") рассказали, в чем польза дизайн-хакатона для студентов и недавних выпускников, чему можно научиться за 4 дня в Гиперкубе и как сотрудничество с молодежью меняет взгляд заказчиков на промышленный дизайн в целом.

Алексей Якименко
Михаил Рыжов

Architime: Как грамотно собрать команду для участия в хакатоне? Какими навыками необходимо обладать, чтобы обратить на себя внимание стартапов?

МР: Команду следует подбирать по личным качествам и навыкам участников. Количество тоже важно: оптимально иметь от трех до семи участников. Капитан команды должен сплотить вокруг себя людей с необходимыми компетенциями и минимизировать их дублирование. Один-два человека, способные представлять позицию всей команды, должны взять на себя общение с заказчиком. Коммуникационная функция может даже быть единственной для этих членов команды – главное, чтобы они с ней хорошо справлялись. То же касается и остальных.

АЯ: Что предстоит сделать командам за эти четыре дня? Придумать, нарисовать концепт-арт, возможно, построить модель, возможно, попробовать прототипирование и совершенно точно – сверстать классную презентацию и уверенно выступить перед публикой. Надо, чтобы на каждую задачу нашелся хотя бы один компетентный игрок. Важно также умение планировать и слаженно работать: не тянуть одеяло на себя, не ссориться – на это нет времени.

Коммуникация с клиентом – суперсила. Хорошо сделать дизайн-проект, не общаясь с заказчиком, нереально. Умение выяснить, что на самом деле хочет заказчик – это мощный способ обратить на себя внимание. Люди в стартапах, как правило, имеют видение своего продукта, но не могут его визуализировать. Сумеешь превратить сказку стартапера в картинку – он твой. Поймешь, чего он хочет и придумаешь, как это улучшить – он твой. Стартаперы свои идеи нянчат, как детей; быть к ним внимательным – простой и понятный способ установить контакт.

Дизайн-хакатон проекта "Дни промдизайна в Сколково": учимся не для школы, а для жизни

Architime: Как найти "своего" клиента? Может ли начинающий специалист проложить себе дорогу через дизайн-хакатон?

АЯ: Искать. Лишь один из десяти клиентов согласится работать в нормальном режиме, и только один из десяти согласившихся сможет. Надо не спугнуть этого «одного из ста» – и стараться работать с остальными девяносто девятью, как работал бы с идеальным и пока не встреченным. Дизайн-хакатон – место очень дружелюбное. Здесь надо не стремиться в светлую даль, а обзаводиться контактами. Может, и клиент мечты найдется.

МР: Хакатон – отличный шанс проявить себя, оценить свой уровень в сравнении с другими специалистами. Это не только заряд творческой энергии, но и реальная возможность профессионального роста, особенно в том случае, если удастся добиться стажировки у компании-заказчика или даже потенциального трудоустройства. Дизайн-хакатон является отправной точкой: именно тут вы можете на деле продемонстрировать заказчику то, что умеете, к тому же на примере интересующей его темы. Можно сказать, идеальные условия!

Architime: Чего сегодня хочет заказчик промышленного дизайна и для чего ему нужен дизайн?

МР: Хоть в последнее время и наблюдается тенденция понимать дизайн как комплексный подход к созданию продукта, заказчик в основе своей все еще видит дизайн как красивую обертку – и, соответственно, воспринимает дизайнера как упаковщика.

АЯ: Заказчик (по крайней мере отечественный) чаще всего сам не знает, чего хочет. Далеко не всякий считает, что дизайн в принципе нужен. Но те, кто обращаются к дизайнерам, как правило, понимают, что дизайн необходим для повышения продаваемости продукта, получения конкурентных преимуществ. Для хайпа, в конце концов. В каждом конкретном случае приходится разбираться, за чем пришел к тебе клиент. И заказчики в рамках хакатона – тому подтверждение: вся палитра запросов в наличии.

Дизайн-хакатон проекта "Дни промдизайна в Сколково": учимся не для школы, а для жизни

Architime: Способен ли дизайнер распознать и решить проблемы, затрудняющие вывод продукта в производство?

АЯ: Должен. Исследовательская часть работы дизайнера фокусируется не только на потребительских запросах, но и на возможностях производства. Он не обязан сам быть технологом, но должен уметь внимательно выслушать и технолога, и маркетолога, и всех, кто захочет высказаться, если того требует реализация проекта.

МР: Роль дизайнера во многом заключается в том, чтобы видеть будущий продукт со всех сторон и сохранять баланс между всеми его составляющими: технологией производства, стоимостью, потребностями клиента, функциональностью. Проблемы возникают из-за дисбаланса – следовательно, только дизайнеру и будет под силу увидеть их и устранить.

Architime: Понимают ли клиенты ценность дизайн-составляющей и принципы ее монетизации? В чем преимущества продукта, опережающего конкурентов?

АЯ: Кто-то да, кто-то нет. Представления о том, что дизайн – это баловство, и фраза "У нас на дизайн нет денег" достаточно часто встречаются в реальной ситуации. Другие по-прежнему считают, что дизайн – своего рода волшебная палочка: делай красиво – и продашь что угодно. Вменяемые клиенты пока редкость. К таким относится, например, "Сбербанк", выступавший в качестве заказчика на хакатоне проекта "Дни промдизайна в Сколково"–2018.

Опережать конкурентов тоже не всегда выгодно. Быть впереди, разумеется, помогает быть заметным и давать потребителю что-то, чего нет у других. Такой продукт купят. Но если слишком далеко уйти от мейнстрима, можно не найти клиента. Крупные компании это понимают: концепты на далекую перспективу и дизайн текущей продукции там, как правило, делают разные команды. Если стартап слишком инновационный, очень футуристичный – надо быть готовым к нереализованному проекту. Зато хорошая страничка ляжет в портфолио.

МР: Сегодняшние заказчики, особенно молодые прогрессивные стартапы и те, кто успел ощутить на себе последствия вывода на конкурентный рынок недоработанного продукта, понимает роль дизайна в коммерческом успехе и имидже компании в целом. Поэтому они готовы вкладывать средства в качественный дизайн – они знают, что это обернется сторицей.

Дизайн-хакатон проекта "Дни промдизайна в Сколково": учимся не для школы, а для жизни

Architime: В чем практическая польза хакатона для молодого специалиста? Как сохранить и активизировать приобретенные связи?

МР: Участие в хакатоне – это бесценный опыт работы в команде, это обмен знаниями и новые профессиональные знакомства на разных уровнях. Живое общение дает гораздо более полное понимание того, чем живут стартапы и дизайн-сообщество, и помогает осознать свое место в нем. Сохраняйте связи, делитесь своим опытом – и, уверяю вас, вы получите намного больше, чем отдадите.

АЯ: Хакатон позволяет обрести полезный опыт работы под нагрузкой и дает шанс обрасти новыми контактами. Чтобы их сохранить, надо общаться – по делу и просто по-человечески. Банально звучит, но хорошо работает. Год без переписки – считай, что контакта нет.

Architime: Алексей, Михаил, могли бы вы на основании вашего тьюторского опыта дать несколько советов участникам?

МР: Выберите понятную и интересную тему. Убедитесь, что правильно понимаете задачу, пообщавшись с заказчиком. Вместе сформулируйте образ результата и зафиксируйте его. Работайте спринтами, чаще прототипируйте, проверяйте и получайте фидбэк от заказчика, чтобы у вас было время внести правки и довести решение до той стадии, которая удовлетворила бы все стороны.

АЯ: Распределяйте время и следите за временем. Умейте договориться на берегу. Поработайте с заказчиком до начала хакатона, сделайте всю исследовательскую работу заранее. Оставьте запас на хорошую презентацию. И напечатайте визитки – они пригодятся в общении!

Дизайн-хакатон проекта "Дни промдизайна в Сколково": учимся не для школы, а для жизни


© 2007 - 2019, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Крупнейшая в мире выставка напольных покрытий Domotex Hannover
Конкурс Мантра. Свет. Все просто
Rambler's Top100