100 лет Баухауз, Школа Баухауз. Статья про Bauhaus

          
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   КОНКУРСЫ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ

Изабель Кортен, Юрий Медведев и Юлия Жаркова о современных трендах городского освещения

 

Освещение городских пространств станет основной темой на Interlight Design Academy 10-13 сентября: существующие проблемы обсудят светодизайнеры из России и Европы. Мы встретились со спикерами площадки и узнали их мнение о городском освещении Москвы и современные тренды освещения, к которым хотелось бы стремиться.

 


Центр художественной гимнастики им. Ирины Виннер

Освещение городских пространств - важная составляющая современной урбанистической повестки. В Москве архитектурное освещение организовано довольно хаотично: кто из москвичей хотя бы раз не ругал чересчур яркие объекты на бульварном кольце или новогодние конструкции. Однако появляются и проекты, сделанные в соответствии с современными трендами освещения: например, открывшийся недавно Дворец гимнастики в Лужниках.

Уровень освещенности Москвы особенно заметен при сравнении с европейскими городами: Москва за последние десять лет стала ярче, условный Стокгольм - темнее (это хорошо видно на спутниковых картах светового загрязнения).

Юрий Медведев (светодизайнер, преподаватель МАРШ):


"Когда приезжаешь в хорошо освещенный европейский город, первое впечатление - темно, зато последующие впечатления - когда глаз адаптировался к более низкому уровню яркости - уже весьма позитивные. Избыток света отнюдь не является признаком качества освещения, скорее признаком недоразвитости общества.

В российских провинциальных и периферийных городах, конечно, качество освещения не лучше, чем в Москве. По правде говоря, обычно это просто дорожное освещение плюс агрессивные рекламные вывески, все остальное - какие-то руины. Но есть и хорошая новость - для большинства российских городов сохраняется возможность быстрой трансформации световой среды, именно потому, что они во многом как чистое черное полотно. Кое-где даже Млечный путь виден, поэтому всё далеко не так уж плохо.

В Москве немало эффектно освещенных зданий и сооружений, особенно среди коммерческих объектов, но в большинстве случаев архитектурное освещение избыточно по яркости. Причины этого понятны - иначе здания рискуют затеряться в сильно зашумлённой световой среде. Поэтому иногда "жемчужины" можно найти вне исторического центра города - например, фабрика "Большевик" или отель Hilton DoubleTree на Ленинградке.

Но самое важное в том, что в Москве, к сожалению, из эффектных объектов на складываются световые ансамбли и не получается гармоничная среда. Это задача более сложная, чем "объектовый" светодизайн".

Светодизайнер - это достаточно молодая, но очень востребованная на рынке профессия. Сейчас в российском классификаторе профессий есть специальности 210102 "светотехника и источники света" и 270302 "дизайнер архитектурной среды". Если хотите получить высшее образование, то нужен светотехнический, архитектурный или художественный вуз: МАРХИ, МЭИ, МАРШ в Москве, ИТМО в Санкт-Петербурге, ДВФУ во Владивостоке и другие. Также появляются различные образовательные проекты: "Световой дизайн" в МАРШ, "Лаборатория света" и другие. Вообще, как и в любой профессии, всё решает опыт. Он помогает погрузиться в световую среду и учит прогнозируемо её менять. В последнее время в Москве стали появляться бюро светодизайна, которые следуют общемировым трендам.

Юлия Жаркова (руководитель бюро "Культура света", которое разработало проект освещения Лесной улицы: фонари понравились даже Теме Лебедеву):

"Как человек, который пришёл в светодизайн как светотехник, но с годами получил большой опыт работы с архитекторами, поучился дополнительно в разных местах, и продолжает учиться, могу сказать так - за два-три года учебы светодизайнером не станешь. Кем бы ты ни был - архитектором со знанием азов светотехники или светотехником с пониманием законов композиции - нужен опыт. Нужно своими глазами видеть, как свет от разных приборов взаимодействует с поверхностью, как работает различная оптика, как влияет температура света на передачу цветов, что такое световой ритм и т.д. и т.д.

Творческий процесс трудно поддается описанию. Мы собираем всю доступную информацию по объекту, исследуем его, изучаем окружающий контекст, консультируемся с архитекторами, чтобы понять их задачи на проекте, а дальше придумываем и прорабатываем идею, которую хотим донести мы с помощью освещения.

Конечно, мы следим за тем, что делают иностранные коллеги. Мне очень нравятся проекты ARUP Lighting, Ljusarkitektur, AF Lighting, Light Bureau, Lighting Design International. Но просто следить и вдохновляться коллегами мало, мы стараемся с ними общаться и обмениваться опытом - участвуем в конкурсах, фестивалях света и воркшопах по светодизайну.

Так, в 2017 году на воршопе по архитектурному освещению в Эстонии, я познакомилась с Johan Moritz, главным светодизайнером города Мальме в Швеции (насколько мне известно, это единственный в мире город, где есть такая должность). Участие в конкурсах позволяет нам знакомиться с зарубежными коллегами: руководитель проектного бюро Innovative Nightscapes LLC из Америки, в начале июня приезжал в Москву и попросил показать ему наш сквер и рассказать про проектные решения".

Современный город должен быть направлен на жителей, быть комфортным местом для людей. И освещение, как важная часть городского пространства (особенно в городах, где половину года темно почти всё время), тоже должно быть, как минимум, не слепить глаза, а в идеале - соответствовать концепции Human Centric Lighting.

Новое освещение Лесной улицы. Фото: www.cultureoflighting.com

Изабель Кортен (светодизайнер Radiance 35):


"Основные задачи городского освещения - понимать территорию и пользователей городской среды, предлагать наилучшее решение для темного времени суток и, конечно, усиливать, подчеркивать архитектурные решения. На мой взгляд, сейчас в светодизайне большую роль играет концепция устойчивого развития: отвечать на потребности людей и, в то же время, уважительно относиться к нашей планете.

В работе для меня самое важное - это пользователи городской среды, те, для кого я делаю свою работу, то есть люди и также животный мир. Так что я стараюсь фокусироваться на "забытых людях": осознавать их потребности и удовлетворять их.

Города должны сделать более активным процесс участия жителей и прислушиваться к их мнению по поводу решений. Но также и каждый человек, вовлеченный в процесс освещения, должен быть услышан.

Например, очень важно слушать технических специалистов по свету, чтобы хорошо понимать: что мы можем сделать, а что - сделать будет очень сложно.

Немного изменить жизнь обитателей городов в тёмное время суток - вот моя цель. Первый шаг - это узнавать их (жителей городов) всё лучше и лучше, для этого я и принимаю активное участие в различных общественных организациях. Я понимаю, что мы не можем изменить всё и сразу, но каждый маленький шаг вперед - важен.
Я убеждена, что с помощью наших инструментов (я имею в виду освещение) мы просто обязаны попытаться сделать жизнь людей лучше. И как президент организации Light Designers Without Borderies я помогаю объединить большее число светодизайнеров, чтобы они распространяли эти знания по всему миру.

The Social Light Movement было создано для объединения городов, чтобы обратить их внимание на "забытые", неиспользуемые локации, которые предназначены для потребителей городской среды. (прим. ред. - хорошим примером оживления забытой локации можно считать парк Хай-Лайн в Нью-Йорке, который был создан на месте надземной железной дороги). Для этого мы организуем недельные воркшопы, чтобы показать городам, что можно сделать с освещением на конкретных территориях. Это тесно связано с деятельностью Light Designers Without Borderies: по сути, у нас общие цели. Отличается только методология.

Также я являюсь членом Lighting Urban Community International (LUCI): для меня очень важно быть частью большой сети профессионалов, чтобы обмениваться нашим опытом освещения общественных пространств. Во время встреч LUCI можно - в очень короткие сроки - поделиться своими знаниями и узнать много нового. Например, на одной из последних встреч мне показалась очень интересной концепция освещения в Гааге".

Grand Place of Brussels. Фото: www.radiance35.eu
Освещение зданий и памятников в Генте. Фото: www.radiance35.eu
Освещение площади кардинала Мерсье в городе Жете. Фото: www.radiance35.eu

Встретиться со спикерами лично и обсудить насущные проблемы городского освещения можно на Interlight Design Academy, которая будет работать в рамках выставки Interlight Russia | Intelligent building Russia 10-13 сентября в ЦВК "Экспоцентр". Чтобы попасть на лекции, нужно зарегистрироваться на выставку.

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Международная выставка Interlight Russia | Intelligent building Russia Международная выставка Interlight Russia | Intelligent building Russia

© 2007 - 2019, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Крупнейшая в мире выставка напольных покрытий Domotex Hannover
Конкурс Мантра. Свет. Все просто
Rambler's Top100