|
|
|
|
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
На выставке "Шухов. Формула архитектуры", организованной при участии Фонда "Шуховская башня", представлены чертежи, макеты, видео инсталляции, фотографии, посвященные всем основным этапам карьеры Владимира Григорьевича, а также его рукописи, тетради с инженерными расчетами - в общей сложности более 300 предметов. Большая их часть будет впервые представлена публике. Это самая крупная демонстрация творческого наследия Шухова за последние два с половиной десятилетия. Столь масштабную экспозицию удалось собрать за счет того, что она включает в себя архивные материалы сразу нескольких фондов. Экспонаты для выставки предоставили: Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Центральный государственный архив г. Москвы, архитектурное бюро Burkhalter Sumi Architecken, штутгартский Институт легких конструкций и др. Также были использованы архивы РАН и РГАНТД.
Владимира Григорьевича Шухова часто называют русским Леонардо да Винчи. Масштаб личности, безусловно, сопоставим, но когда начинаешь знакомится с биографией нашего соотечественника, то понимаешь что он не нуждается ни в каких сравнениях. Его работы поражают разнообразием. Авторству Шухова принадлежат уникальные для своего времени сетчатые металлические конструкции, форма которых получила название гиперболоид. По проектам Шухова возведены стеклянная крыша ГУМа, перекрытия кровли Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Киевского вокзала и еще множества торговых пассажей и промышленных зданий. Уникальность этих перекрытий заключалась в том, что они пропускали свет и при этом были легкими и прочными. Еще Шухов спроектировал около 200 мостов, систему водоснабжения и даже первую в России многоуровневую поворотную театральную сцену. Именно он создал основу нефтедобывающей отрасли нашей страны, причем по его чертежам было создано буквально все от форсунок и насосов, до нефтехранилищ, нефтепроводов и нефтяных заводов. Кроме того, Шухов разработал специальную формулу, позволяющую перекачивать вязкую нефть по трубам. При такой колоссальной нагрузке, помимо работы он долгое
время занимался велоспортом и страстно увлекался фотографией. "Моя
профессия инженер, но в душе я фотограф", - любил повторять Шухов.
Авторские фотографии Шухова, многие из которых были сделаны с помощью стереофотоаппарата, легли в основу 3-D фильма, который также можно посмотреть на выставке. Это своеобразный кинодневник, рассказывающий о работе Шухова на рубеже XIX-XX веков. Во многом не согласный с Советской властью Владимир Григорьевич все-таки не иммигрировал в Америку после революции 1917 года, хотя у него была такая возможность. Он остался жить и работать в России, несмотря на тяжелейшие условия. Нехватка денег, еды, материалов для строительства, смерти жены, одного из сыновей, и любимой мамы... Шухов и сам мог быть расстрелян в эти годы - во время строительства его знаменитой радиобашни на Шаболовке, из-за некачественных материалов произошло обрушение одной из секций конструкции - и он, как руководитель работ, был приговорен к "условному" расстрелу. "Условному" потому что в то время в стране не было специалиста, который смог бы довести строительство до конца. Не имея права на ошибку, Шухов все-таки реализовал проект. Об этом и многом другом рассказывается в этом фильме, удивительно точно передающем дух времени.
Синтез архитектуры и инженерии, именно так можно охарактеризовать новую эстетику, которая возникла в строительстве на рубеже XIX-XX веков благодаря Шухову. При этом он много экспериментировал с материалами и в конце концов пришел к выводу, что будущее за металлическими конструкциями. Благодаря использованию металла Шухов смог воплотить один из важнейших для себя принципов, заключающийся в том, что оптимальность конструкции задает оригинальность внешней формы, а форма делает распределение воспринимаемых конструкцией нагрузок зримым. Результатом работы Шухова в этом направлении стала разработка металлической сетчатой оболочки гиперболоида вращения, представляющей собой поверхность двоякой отрицательной кривизны. Геометрия сетчатого гиперболоида задается пятью ключевыми параметрами: высотой, диаметром основания и вершины, количеством вертикальных элементов и углом их наклона. Удивительно то, что при огромном количестве гиперболоидных конструкций, созданных Шуховым, среди них нет двух абсолютно одинаковых, так как он постоянно их совершенствовал.
Особенность инженерного проектирования Шухова заключалась в аналитическом методе, при котором форма рождается через систему математических расчетов и уравнений для решения утилитарных строительных задач. При этом даже самые сложные конструкции инженер рассчитывал даже без логарифмической линейки. С другой стороны Шухов очень много наблюдал природу, учась у нее оптимальному формообразованию. Он считал, что в природе только то прочно, что выглядит красиво, т.е. красота - это, прежде всего, целесообразность.
В современную практику строительства сетчатые оболочки окончательно внедрили такие архитекторы, как Бакминстер Фуллер, Норман Фостер, Френк Гери и Сантьяго Калатрава. И для кураторов выставки, Елены Власовой и Марка Акопяна,
было очень важно показать именно определяющую роль Шухова в самых инновационных
направлениях развития конструкций.
Экспозиция занимает 7 залов Анфилады музея им. Щусева. Ее дизайн разработали "архитекторы асс": Евгений Асс и Екатерина Тинякова, которые наполнили выставочное пространство легкостью и органичностью, свойственной лучшим работам Шухова. Помимо обширной экспозиции, организаторы выставки предусмотрели большое количество лекций и насыщенную экскурсионную программу.
|
|||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||