АРХИТАЙМ!              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   КОНКУРСЫ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ

Выставка "Студия 44. Анфилада"

 

С 16 февраля по 26 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге пройдет выставка "Студия 44. Анфилада". Эта грандиозная экспозиция занимает всю Большую анфиладу Главного штаба и представляет работы одного из самых известных архитектурных бюро Петербурга.

 
 

О ВЫСТАВКЕ

Архитектурные выставки - важное направление выставочной деятельности Государственного Эрмитажа. Последнее десятилетие ознаменовалось ретроспективами самых именитых архитекторов современности - Сантьяго Калатравы и Захи Хадид, и состоялись выставки, посвященные послевоенной голландской архитектуре, "Баухаусу" в Тель-Авиве и архитектуре финского модернизма.


Фото © Ольга Зубова

"Студия 44" - автор проекта реставрации и приспособления восточного крыла здания Главного штаба под музейный комплекс Эрмитажа. Работа над ним продолжалась двенадцать лет - с 2002 года по 2014 год. Все этапы исследования, подготовки, реализации этого проекта стали центральной темой экспозиции и дали возможность понять, как рождается идея, как видоизменяется проект, какая огромная исследовательская работа стоит за каждой постройкой и каждым архитектурным решением.

Восточное крыло Главного штаба (здание Гражданских министерств), возведенное напротив императорского Зимнего дворца в 1828-30 годах архитектором Карлом Росси, представляло собой, как сейчас говорят, офисно-жилой комплекс: за грандиозной декорацией ампирных фасадов скрывались департаменты и канцелярии, кабинеты чиновников и служебные квартиры - от апартаментов министра до каморок кучеров и привратников. Складываясь в цепочки анфилад и группируясь вокруг пяти внутренних дворов здания-квартала, 806 помещений Главного штаба образовывали сложную, подчас запутанную структуру, которой предстояло стать единым музейным организмом. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, "для нас было важно, чтобы здание было связано с эрмитажной традицией, стало органичным прибавлением к Эрмитажу".

Никита Явейн, куратор выставки, руководитель архитектурного бюро "Студия 44": "Мы попытались показать не только наш собственный творческий путь, но и что такое архитектура. Представили архитектурную кухню, процесс творчества, поиска. Уверен, что заинтересоваться архитектурой, понять этот вид искусства, можно только восприняв процесс ее создания, разобравшись, как архитектор приходит к тому или иному результату ".


Фото © Ольга Зубова


Стремясь превратить Главный штаб в музей эрмитажного масштаба и образного строя, архитекторы выстраивали идеологию проекта из первообразов исторического Эрмитажа - его анфиладных построений, барочных перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом.

Экспозиция состоит из нескольких тематических блоков. Выстроенные в ряд по ходу залов Большой анфилады, они складываются в последовательный рассказ об архитектуре как особом, комплексном виде искусства.


Экспозиция начинается с раздела "Триумфальная лестница. Построение" в Пятом Атриуме. Первым экспонатом выставки становится так называемая "Триумфальная" (парадная) лестница. Здесь представлены зарисовки к ее проекту, показывающие шаг за шагом процесс рождения формы. С 2003 года по 2005 год было нарисовано более семи вариантов лестницы: "Ландшафт", "Пирамида", "Развязка-крест", "Развязка", "Театр-каскад", "Амфитеатр", "Панафинея" и другие.

В ходе разработки проекта построение было видоизменено наложением на него линий перспективного схождения Новой Большой анфилады. Созданный Карлом Росси дом-квартал сужается клином к Певческому мосту, и его внутренние дворовые пространства сходятся, как в барочной перспективе. Ключевые линии построения Триумфальной лестницы перенесены с рисунков в натуру - на площадку перед подъемом на лестницу и на лестничные марши - маркировкой красного цвета. Красной линией отмечена и ось Новой Большой анфилады: начинаясь в первом дворе, эта линия проследует до конца выставки. На внутренней стене корпуса вдоль Мойки красным цветом маркированы окна, которые пришлось заложить, чтобы спасти эту стену от риска обрушения, вызванного строительством жилого здания на соседнем участке.

За лестницей следуют Двери Новой Большой анфилады - важнейший элемент архитектуры залов. Образ парадной эрмитажной двери, двери музея как храма искусств, разрабатывался во многих вариантах. Большие двустворчатые двери-порталы имеют высоту 12 м, в их нижнюю часть врезаны малые двери. Основное положение больших дверей-порталов - закрытое. Раскрытие всей барочной перспективы Новой Большой анфилады носит церемониальный характер, это событие, которого с нетерпением ждут, как ждут, когда оживет и придет в движение знаменитая механическая игрушка в Малом Эрмитаже - часы "Павлин". В течение работы выставки церемонию открытия и закрытия дверей можно наблюдать ежедневно в 12:00 и в 16:00.

Фото © Ольга Зубова


В Четвертом атриуме расположен "Контейнер-кинозал", где транслируется 25-минутный видеофильм о проектах бюро, сделанный специально к выставке.

В следующем зале - Красном трансформере - располагается восьмиметровый "Дом макетов", где экспонируются 70 макетов, выполненных к 44 проектам "Студии 44" за последние 25 лет. По его лесенкам можно подняться, чтобы разглядеть их вблизи.

Фото © Ольга Зубова

Весь Третий атриум занимает масштабная инсталляция "Архив", которая включает в себя 38 проектов, представленных в фотографиях и чертежах. Справа от центральной красной линии расположены реализованные проекты, слева - концепции, эскизы, а также проекты в стадии реализации.

Рождению архитектурной формы посвящен блок "Происхождение формы", расположенный в Зеленом трансформере. В центре зала находится 3D принтер, который печатает архитектурные формы по мотивам проектов "Студии 44". Они выставляются по мере готовности на специально смонтированную для этого полку с подсветкой. Впервые посетителям будет предоставлена возможность наблюдать трансформацию выставочного зала с полной сменой экспозиции в нем. Это происходит благодаря тому, что стены зала приводятся в движение - так, как это было задумано архитекторами. В работах бюро исходным импульсом для формообразования могут служить потоки движения (Вокзал "Олимпийский парк" в Сочи), задачи социализации (Академия танца Бориса Эйфмана, Гимназия им. Е. М. Примакова), интеграция в природный ландшафт (Образовательный центр для одаренных детей "Сириус"), коллективная память (Музей обороны и блокады Ленинграда).

Фото © Ольга Зубова


Во Втором атриуме на время выставки появится "Эрмитажный сад" - нереализованный замысел архитекторов, отсылка к Висячему саду Малого Эрмитажа. Для устройства висячих садов в конструкциях соединяющих залы платформ были предусмотрены емкости, которые можно наполнить растительным грунтом и высадить деревья. Висячие сады в Главном штабе пока не разбиты, но для выставки создан фрагмент подобного сада. Липы можно будет увидеть в трех ипостасях: голыми, с графичными силуэтами крон - в феврале, распускающимися - в марте, зеленеющими - в апреле.

В Синем зале-трансфсрмере располагается раздел "Главный штаб. Метаморфозы", где представлены не только идеологические обоснования проекта и его окончательная редакция, но и длительный путь эволюции отдельных элементов, путь отбора, путь к форме.

Фото © Ольга Зубова


Завершается экспозиция на малой ("Певческой") лестнице, прочерчивая перспективу от Главного штаба к Петропавловскому собору. Особенность двора с Певческой лестницей - его нарочито неправильная асимметрично-треугольная форма (снаружи - это знаменитый острый угол Главного штаба). Проектируя Главный штаб, Карл Росси повернул последний поперечный корпус относительно всех остальных. Точно так же, реагируя на асимметричную конфигурацию двора, Певческая лестница отворачивает от оси Новой Большой анфилады.

Но сама эта виртуальная ось, будучи продолжена за стены Главного штаба, выходит прямо на шпиль собора Св. Петра и Павла Петропавловской крепости. Этот поразительный факт был обнаружен в процессе проектирования музея в Главном штабе. Трудно предположить, что Росси планировал такой эффект, во всяком случае, документальных подтверждений тому не существует. Но прямая, уходящая в бесконечность перспектива - определитель пространственной матрицы Петербурга, и ее выявление в нынешнем проекте реставрации выглядит полноправным завершением логики сооружения спустя 190 лет по окончании его строительства.

Фото © Ольга Зубова
Фото © ARCHITIME.RU

Выставка, приуроченная к 25-летию "Студии 44", организована при поддержке Фонда "ПРО АРТЕ", архитектурной мастерской "Витрувий и сыновья" и ландшафтной компании "Принцип NOVO".

Куратор выставки от Государственного Эрмитажа - Александр Николаевич Дыдыкин, заведующий отделом "Главный штаб", куратор от "Студии 44" - Никита Игоревич Явейн, руководитель архитектурного бюро.

В комментариях Никита Игоревич заметил, что ему больше нравится формулировка "праздник обретения имени, а не юбилей, потому что бюро существует около 30 лет, но именно название "Студия 44" появилось 7 апреля 25 лет назад.

В феврале, марте и апреле на выставке будут проходить авторские экскурсии и арт-медиации. В Лектории Главного штаба планируется цикл открытых лекций архитекторов Никиты Явейна и Олега Явейна. Архитекторы "Студии 44" проведут мастер-классы в Молодежном центре Государственного Эрмитажа. Состоится дискуссия в рамках постоянно действующего семинара Студенческого клуба Эрмитажа "Архитектура и урбанизм".

Образовательная программа выставки "Студия 44. Анфилада":


Цикл лекций в Лектории Главного штаба:

  • 2 марта, 19:00
    "Пространство для образования: архитектура университетов и школ".
    Лекция Никиты Явейна, архитектора, руководителя архитектурного бюро "Студия 44".
  • 16 марта 19:00
    "Архитектура городов: в прошлое - за будущим".
    Лекция Никиты Явейна, архитектора, руководителя архитектурного бюро "Студия 44".
  • 23 марта, 19:00
    "Современный музей как культурный продукт".
    Лекция Никиты Явейна, архитектора, руководителя архитектурного бюро "Студия 44".
  • 30 марта, 19:00
    "Новая жизнь архитектурных памятников".
    С лекцией выступят Никита Явейн, архитектор, руководитель архитектурного бюро "Студия 44"; Григорий Иванов, руководитель мастерской по приспособлению и реставрации объектов культурного наследия "Студии 44"; Илья Сабанцев, реставратор, "Студия 44".
  • 6 апреля, 19:00
    "Музей в Главном штабе: как мы его делали".
    Лекция Олега Явейна, руководителя проекта реставрации и приспособления восточного крыла Главного штаба под музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

Вход бесплатный, по регистрации. В последовательности лекций возможны изменения. Регистрация на каждую лекцию открывается здесь за неделю до события.

Авторские экскурсии Никиты Явейна и Олега Явейна

11 и 25 марта, 8 и 22 апреля архитекторы проведут экскурсии по выставке и Главному штабу. Начало в 19:00. Для участия необходимо приобрести входной билет в Главный штаб и зарегистрироваться. Место встречи - у подножия лестницы Атриума.

Арт-медиации

Сотрудники Молодежного центра Государственного Эрмитажа будут проводить арт-медиации каждую пятницу с 21 февраля по 24 апреля. Начало в 19:00. Для участия необходимо приобрести входной билет в Главный штаб, а также билет на экскурсию. Место встречи - у подножия лестницы Атриума.

Цикл лекций "Современная архитектура в городе-памятнике: Берлин, Париж, Лондон, Венеция"

Лекции будут проходить в Молодежном центре Государственного Эрмитажа. Вход бесплатный по регистрации

  • 3 марта, 19:00 - Берлин. Выступает Ладомир Зелинский.
  • 17 марта, 19:00 - Париж. Выступает Екатерина Бычкова.
  • 24 марта, 19:00 - Лондон. Выступает Анна Тыренко.
  • 31 марта, 19:00 - Венеция. Выступает София Кудрявцева.

Мастер-классы архитекторов "Студии 44" в Молодежном центре: "Новые идеи для современного музея"

Вход бесплатный по регистрации

  • 6 марта, 19:00 - Иван Кожин
  • 14 апреля, 15:00 - Антон Яр-Скрябин

Образовательная программа к выставке подготовлена Молодежным центром Государственного Эрмитажа совместно со "Студией 44" и Фондом "ПРО АРТЕ".

Фото © Ольга Зубова
Фото © ARCHITIME.RU

"Студия 44"

"Студия 44" – одно из самых известных архитектурных бюро Санкт-Петербурга. За время работы проекты и постройки "Студии 44" получили более 100 российских и международных наград и трижды побеждали на Международном фестивале архитектуры (WAF).

В портфолио бюро – более 200 проектов, 45 из них успешно реализованы, в том числе реставрация и реконструкция восточного крыла Главного Штаба для музейного комплекса Государственного Эрмитажа и многие знаковые постройки в Санкт-Петербурге: Ладожский вокзал и Музей железных дорог России, Академия танца Бориса Эйфмана и Детский театр балета, кампус Высшей школы менеджмента СПбГУ в Петродворце, а также проекты реставрации Александровского дворца и Китайского театра в Музее-заповеднике "Царское село". За пределами Северной столицы по проектам бюро построены: вокзал "Олимпийский парк" и корпус "Школа" образовательного центра "Сириус" в Сочи, Дворец творчества школьников в Нур-Султане, Балетный театр и Академия балета в Астане и другие здания.

 

Контакты:

Тел.: +7 (965) 001-15-32

 
 

Адрес:

Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Большая Анфилада
Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 6-8, лит. А

 
Сайт: studio44anfilada.com

© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

10 лайфхаков для продвижения архитектора