АРХИТАЙМ!              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   НОВОСТИ И СТАТЬИ

"Архитектура - искусство". Репортаж с юбилейной выставки АРХ Москва-2020

 

В этом году международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва прошла уже в 25-й раз. За это время на площадке мероприятия обсуждалось множество практических и теоретических вопросов, и в юбилейный год организаторы решили сосредоточиться на основополагающем тезисе и обозначили тему выставки как "Архитектура - искусство". О том, как эта тема воплотилась в экспозиции, впервые размещенной в Гостином Дворе, о самых интересных стендах и оригинальных инсталляциях, о новых спецпроектах и традиционных разделах выставки и многом другом читайте в нашем репортаже…

Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
 
 
"ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ?" СТЕНД, КАК ОСНОВА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В этом году выставка впервые прошла в Гостином Дворе. Но это не помешало организаторам, как и годом ранее в ЦВЗ "Манеж", выстроить экспозицию подобно городскому пространству в миниатюре. Центральную часть этого импровизированного города занимал стенд Москомархитектуры "Реновация стандартов".

Фото © АрхМосква


"Все началось с вопроса куратора стенда Сергея Олеговича Кузнецова: "А что будет, если?" Если нормативы, которые мы используем при градостроительстве, не будут мешать архитекторам сделать то, что они хотят. Возможно ли будет жить в таком пространстве? Возможно ли будет спроектировать комфортную среду и потом иметь какой-то позитивный отклик? Для решения этого вопроса мы пригласили четыре московских бюро и дали им одну единственную задачу - сделать район, для которого уже выпущен проект планировки, для которого существуют ТЭПы, не ориентируясь ни на один норматив, кроме технических показателей. Этот стенд в дальнейшем ляжет в основу большого исследования института Генплана по нормативам, которые используются для градостроительного проектирования в России. Возможно, на основе этого исследования мы поймем, что нам критически нужно, а от чего в дальнейшем можно отказаться", - рассказал один из авторов стенда, заместитель начальника управления Архитектурного совета Москомархитектуры, Сергей Глубокин.


По итогам выставки, "Реновация стандартов" получила первый приз в номинации "Лучшая экспозиция". Звания "Архитектор года" было удостоено архитектурное бюро Тимура Башкаева, также отмечающее в этом году 25-летний юбилей. Стенд бюро был расположен слева от главного входа на выставку. А справа от входа расположился стенд еще одного юбиляра - "Студии 44" Никиты Ивейна. Это был контейнер-кинозал, где демонстрировались фильмы, показывающие взаимоотношения построек "Студии 44" с людьми, которые их посещают, живут там или наблюдают извне. В студии назвали такой видеоряд диалогом между архитектурой и жизнью ее наполняющей, что очень важно, так как архитектура, в первую очередь создается для людей. Фильмы снимались как сразу после ввода зданий в эксплуатацию, так и спустя 10-15 лет.

Стенд архитектурного бюро Тимура Башкаева. Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
 
Стенд Москомархитектуры
Стенд "Студии 44"
Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ АРХИТЕКТУРЫ

Однако "польза" далеко не единственный критерий оценки архитектуры. Куратор проекта "Москва: Значимо!" Илья Мукосей считает, что во время работы по формированию этой экспозиции удалось найти другой довольно универсальный критерий. Сам спецпроект представляет собой панораму фотографий современной московской архитектуры, в которую вошли 30 зданий, построенных в столице за последние 30 лет и больше всего повлиявших на ее архитектурный облик.

"Как мне кажется, нам удалось найти более универсальный критерий оценки архитектуры, нежели "нравится - не нравится", "красиво - не красиво". Потому что главный признак, по которому мы просили наших экспертов отбирать наиболее значимые здания - это влияние на городской ландшафт. Со знаком плюс или со знаком минус. Среди зданий и других объектов, которые вы можете увидеть на выставке, есть такие, которые раньше вызывали ожесточенные споры, некоторые вызывают и сейчас. Кто-то считает их шедеврами, кто-то наоборот. Тем не менее, надеюсь, что все согласятся, что невозможно отрицать их влияние на Москву. Очевидно, что формирование архитектурного образа Москвы в постсоветскую эпоху разительно отличается от того, что было перед этим. Наиболее значимые элементы, которые подчеркивают это различие, вы можете увидеть на выставке", - рассказал Илья Мукосей.
Другой куратор "Москва: Значимо!" Юлия Бычкова отметила, что данный проект - это не только попытка осмыслить, благодаря чему формируется облик города, но самодостаточное художественное высказывание, так как фотохудожники совершенно по-разному увидели Москву. "Москва: Значимо!" занял одно из центральных мест экспозиции и при подведении итогов АРХ Москвы был назван лучшим кураторским проектом.

Фото © АрхМосква
Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU

Еще одной доминантой экспозиции стал павильон почетного гостя выставки - Астраханской области. Он стал символом синтеза прошлого и настоящего. Форма конструкции отсылает к известным достопримечательностям региона, а белый цвет - оттенок объединяющий современную архитектуру Астрахани с историческим архитектурным контекстом.

Павильон Астраханской области. Фото © АрхМосква

ИНСТАЛЯЦИИ И МЕТАФОРЫ

Наиболее ярко тему "Архитектура - Искусство" выразили авторские инсталляции. Особенно хочется отметить экспозицию "КОРНИ" Тотана Кузембаева, где архитектор, используя свой любимый материал - дерево - показал диспропорцию, встречающуюся во многих городах. "Я думаю, что сегодня все, что у нас есть ценного, загнанно куда-то в угол, в подвал. Хотелось бы, чтобы было наоборот. Чтобы природа стояла выше, чем "человейники", - отметил автор. Эта работа была отмечена номинацией "За метафоричность архитектурного высказывания".

"Корни" Тотана Кузембаева. Фото © АрхМосква


Не менее интересно и авторское высказывание архитектурного бюро WALL "Переживание". "Архитектуре, как и другим видам искусства, присуще такое понятие, как переживание. Это личность архитектора в процессе работы над его произведением, переживание людей, которые попадают в его произведение и переживание места, которое оказывается под влиянием и людей, и архитектора. Мы хотели показать инсталляцию, связанную с тактильностью, подчеркнуть что архитектура рукотворна. Инсталляция представляет собой макет из 35 000 палочек, т.е. деревянную опалубку, которую мы затем залили гипсом. Получилось такое пиксельное здание-ландшафт", - рассказал один из авторов Рубен Аракелян.

"Переживание". Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
РИСУНОК В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРА

Более чем на 100% с темой выставки совпали проект "Архитектура в Искусстве", курируемый Полиной Могилиной, и конкурс "АрхиГрафика 7. Притяжение бумажного листа", куратором которого выступила Екатерина Шалина.

В первом случае на выставке были собраны работы, где архитектура является главным действующим персонажем, к которому обращен взор зрителя и мысли художника. А во втором - рисунок в творчестве архитектора был показан, как отдельный вид искусства. "Архитектура, как искусство, безусловно, начинается с рисунка. Это та область, в которой архитектор абсолютно свободен, еще не скован никакими условиями материального мира и может развернуть полет своей фантазии как угодно. И очень ценно смотреть на подачи, выполненные руками к проекту, которые потом видишь реализованными очень близко к первоначальному замыслу", - отметила Екатерина Шалина.

Фото © АрхМосква

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ

Среди специальных проектов жюри АРХ Москвы отметило работу "Экопульсар" Александра Понаморева и Алексея Козыря. Эта кинетическая инсталляция - павильон-маяк - посвящена актуальным, как никогда, проблемам экологии и архитектуре, как одному из инструментов решения этих проблем.

"Экопульсар". Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
"Экопульсар". Фото © АрхМосква


А лучшим междисциплинарным и синергетическим проектом-конкурсом стал "Архитектурный Авангард. 1920-2020", курируемый Марией Романовой. В рамках этого проекта были представлены авторские высказывания молодых архитекторов, участников в специального конкурса. Стенд представлял собой закрытый музейный павильон, где не было ни планшетов, ни макетов, а работы посетители могли посмотреть прямо на экранах своих гаджетов, отсканировав специальные QR-коды.

"Архитектурный Авангард. 1920-2020". Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU


Организаторы выставки не обошли вниманием и традиционные разделы АРХ Каталог - срез лучших образцов современной отечественной архитектуры; и "Архитектура NEXT!", где представлены работы молодых архитекторов. А в рамках деловой программы в течение четырех дней на четырех площадках прошло 90 мероприятий.

Важно и то, что несмотря на сложившуюся в мире обстановку, АРХ Москва 2020 подтвердила статус международной выставки. В экспозиции были представлены павильоны Норвегии, Франции и Дании. А также экспозиция "Наши там, они тут", рассказывающая о работах иностранных архитекторов в России и российских архитекторов за рубежом.

Экспозиция "Наши там, они тут" и зарубежные павильоны. Фото © АрхМосква

Полный список всех номинантов АРХ Москвы 2020 можно найти на сайте выставки.

АрхМосква 2020. Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU


Статья подготовлена Олегом Сочалиным
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU; © АрхМосква
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА и ФОТО ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Новые форматы жилой недвижимости, традиционные материалы в современном городе и Instagram-ready стенды в историческом здании. Новые форматы жилой недвижимости, традиционные материалы в современном городе и Instagram-ready стенды в историческом здании. Репортаж, АРХ Москва 2019
Реновация, архитектура будущего и перспективы архитектора в цифровом мире. Репортаж с XXIII Международной выставки АРХ Москва 2018
От драйверов девелопмента до лавочек с рюмками. Репортаж с Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва 2017
Архитекторы по жизни. Репортаж с АРХ Москвы 2016

© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Хомяковой Н., Борис С., Сочалину О., Малицкому Г., Федорищевой Е., Кулагиной М.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Самые интересные спорткомплексы
Музей часов от Бьярке Ингельса
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru