АРХИТАЙМ!              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   НОВОСТИ И СТАТЬИ

"Архстояние 2020. Лень" - эксперименты продолжаются

 

В этом году "Архстоянию" исполнилось 15 лет. Несмотря на то, что темой юбилейного фестиваля была объявлена "Лень", арт-парк в Никола-Ленивце пополнился тремя новыми арт-объектами, а также несколькими художественными инсталляциями в самых разных техниках. Чтобы исследовать природу лени, ее влияние на наше восприятие мира, поступки и культуру, художники использовали музыку, игры, театральные представления и даже запахи. О том, чем пахнет лень, почему это понятие является одним из фундаментальных в Никола-Ленивце, какова концепция новых арт-объектов и фестиваля в целом, читайте в нашем репортаже…

"Белые ворота"
ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ЛЕНИ

2020 год изменил многие привычные для нас вещи. Вот и международный фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние" на этот раз состоялся не летом, а в начале осени - с 4 по 6 сентября. Но такой перенос сроков очень удачно вписался в концепцию "Архстояния 2020. Лень", ведь осень настраивает на философский лад и леность. Да и само место к этому располагает.

"В самом названии Никола-Ленивец уже есть слово Лень. Исследования приводят нас к яркому эпизоду из истории деревни - к разгадке появления приставки "Ленивец". В период ливонских войн завоеватели заняли деревню без боя, после чего "обленились" и потеряли контроль над ситуацией, благодаря чему русскому войску удалось собраться с силами и выдворить врага прочь. Эта маленькая победа доказала, с одной стороны, дающее благо исконным хозяевам земли влияние Лени, с другой - ознаменовала особенный климат/энергетику места, которое и в настоящее время расцветает, аккумулируя современное искусство и архитектуру", - пишет куратор фестиваля Антон Кочуркин в своем эссе "Лень", подготовленном специально к "Архстоянию 2020".

По его словам, понятие "лень" в Николо-Ленивце фундаментально еще и потому, что здесь все подчинено природе и ландшафту, энергии и силе места, и художники, работая на территории арт-парка, не ставят перед собой каких-то политических вызовов.

Но в действительности без политики не обошлось даже здесь.

НОВЫЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ

Самым масштабным из новых арт-объектов стал "Красный лес", созданный художником Игорем Шелковским, который является одной из главных фигур неофициального советского искусства. В своем творчестве, будь то живопись или скульптура, он в основном следует традициям русского авангарда.

"Красный лес" - это пешеходный мост через естественный овраг неподалеку от "Арки Бернаскони". Его длина почти 30 метров. Основная конструкция моста выполнена из перекрещивающихся деревянных балок шестиметровой длины, выкрашенных в яркий красный цвет. Конструкция контрастирует с окружающим ландшафтом в любое время года и тем самым символизирует исторические авангардные преобразования природы и жизни общества. Снизу мост поддерживает металлический каркас. Проект был создан при поддержке Музея AZ.

"Красный лес" художника Игоря Шелковского

Продолжая эксперимент прошлого года, когда молчаливая архитектура раскрывалась за счет оперных постановок, каждый из новых арт-объектов "Архстояния 2020" стал декорацией для театрального действия. Режиссером всех трех постановок стал Юрий Квятовский, а композитором - Николай Попов.

На фоне "Красного леса" был сыгран спектакль "Переходный период". Его герои - конь со знаменитого полотна Петрова-Водкина, рабочие-акробаты, заключенный в тюремной одежде, раненые солдаты с факелами в руках, музыканты - проходили друг за другом по мосту, характеризуя первые десятилетия Советской России. Выбор героев и эстетика спектакля вполне позволяют судить об отношении режиссера к этому периоду.

Еще одна архитектурная новинка - "Дом-антресоль" Алексея Луки, лениво подпирающий край оврага, - создана из материалов, собранных в близлежащих деревнях. Его стены представляют собой мозаику из частей заборов, крыш, оконных рам и наличников. Тем не менее, это полноценный жилой дом, интерьер которого Алексей Лука планирует украсить необычной мебелью, напоминающей скульптуры, и произведениями современного искусства, в том числе своими.

"Мне хотелось сделать конкретный проект под конкретный ландшафт. И концепция арт-объекта несколько раз менялась, так как менялась его локация. А название продиктовано тем, что антресоль - это то место, куда убираются самые лучшие вещи, которые через много лет находятся другими поколениями и используются ими. Эта связь поколений подчеркивается тем, что дом состоит из разных материалов разного времени", - рассказал автор.

"Дом-антресоль" Алексея Луки

"Дом-антресоль" стал декорацией для аудиоспектакля "Положительная динамика". Двое актеров лежали на крыльце и лишь лениво раскрывали рты. А аудиоряд, который состоял из звуков скрипящих половиц, стонов, храпов и записей германской и советской пропаганды, доносился из динамиков.

И наконец, третий арт-объект - "Беседка" Ивана Горшкова - это нечто среднее между архитектурным сооружением и скульптурой. Расположена она неподалеку от "Скорой тропы" и как бы приглашает уставшего путника сделать привал и немного полениться. Конструкция выполнена из сварного железа, а ее формы напоминают мистические руины, населенные мифическими обитателями леса.

Именно в "Беседке" проходили концерты группы "Ритуалы привала", презентовавшей новый альбом "Леньсовет".

"Беседка" Ивана Горшкова
 
ПЕРФОРМАНСЫ И ИНСТАЛЛЯЦИИ

Пожалуй, самой ленивой инсталляцией из представленных на фестивале была работа театрального режиссера Элины Куликовой "Что я делаю, когда мне лень". В своих спектаклях она очень часто использует различные запахи, так как они вызывают у зрителя "неминуемое впечатление". Внутри здания "Удаленного офиса", построенного Александром Константиновым еще в 2010 году, Элина разместила различные растения и баночки с эфирными маслами, чьи ароматы дополнялись запахом свежего сена, которым были устланы оба этажа.

"Но для меня самой лень пахнет едой, которую не нужно готовить, а можно заказать в два клика, лежа на диване", - призналась Элина.

"Удаленный офис" Александра Константинова и инсталляция Элины Куликовой

Полениться можно было и, расположившись на соломенных креслах и пуфах неподалеку от "Стены сарая" Саны Бориевой. Здесь же можно было послушать записи "Гибридного архива" - спецпроекта "Архстояния" и радио "Культура", представляющего собой аудиозаписи рассказов о пятнадцатилетней истории фестиваля.

"Гибридный архив"

А вот инсталляция "Игра в корни" была уже интерактивной. Алгоритмы игр, в том числе традиционных славянских, были представлены на партитурах, но непосредственно на игровой площадке участники могли менять и самостоятельно додумывать правила. Здесь игра олицетворяла лень, как временное бегство от привычки и каждодневной рутины.

"Игра в корни"

В перформансе Николая Голикова и Владимира Ермаченкова "Симбионт" человек становился частью музыкального инструмента, а его произвольные движения с помощью компьютера становились мелодией. А в инсталляции Марии Левченко и Степана Владовского "Занавес!" каждый человек, проходящий сквозь арт-объект, становился участником действия. Кроме того, сам занавес автоматически открывался и закрывался через определенные промежутки времени.

 

Перфоманс "Симбиот"
 
Инсталляция "Занавес!"

"СТАРАЯ ШКОЛА"

Концепция фестиваля ленд-арта и архитектуры "Архстояние" отличается от всех других подобных мероприятий тем, что когда ты находишься рядом с одним арт-объектом, ты не видишь другие. Пока ты переходишь от одного объекта к другому, у тебя есть время осмыслить увиденное. Но в последние годы организаторы взяли курс на раскрытие молчаливой архитектуры с помощью различных перформансов и инсталляций. Порой впечатлений так много, что их не успеваешь осмыслить. Так было и в этот раз, даже несмотря на то, что главной темой являлась "Лень".

"Мост"
 
"Бобур"
 
"Угруан"
 
На "Архстоянии 2020"


Но фестиваль "Архстояние" тем и прекрасен, что он многогранен. И если отойти от центральной части арт-парка и пересечь деревянный мост, построенный бюро WOWHAUS в 2016 году, можно увидеть монументальные объекты: "Белые ворота", "Бобур", "Угруан", который Николай Полисский неторопливо достраивает. Их масштаб, величественное спокойствие, отдаленность от суеты настраивают на определенный лад. Глядя на них, учишься лениться делать лишнее. И этот контраст дает ключ к пониманию магии Никола-Ленивца.

-----------------------------------------
Автор статьи © Олег Сочалин для ARCHITIME.RU
Фотоматериалы © Пресс-служба фестиваля Архстояние и ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Репортаж с Архстояния 2019 Репортаж с Архстояния 2019
Фестиваль "Архстояние Детское" 2019
Фестиваль "Архстояние Детское" 2019
Репортаж с Архстояния 2017 Репортаж с Архстояния 2017
Репортаж с Архстояния 2016 Репортаж с Архстояния 2016
Репортаж с Детского Архстояния 2016 Репортаж с Детского Архстояния 2016
Репортаж с Детского Архстояния 2015 Репортаж с Детского Архстояния 2015
Репортаж с Архстояния 2015 Репортаж с Архстояния 2015
Репортаж с Детского Архстояния 2014 Репортаж с Детского Архстояния 2014
Репортаж с Архстояния 2014 Репортаж с Архстояния 2014

© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Хомяковой Н., Борис С., Сочалину О., Малицкому Г., Федорищевой Е., Кулагиной М.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Города будущего. Подборка видеолекций
Самые интересные в мире дома на колёсах
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru