АРХИТАЙМ!              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   НОВОСТИ И СТАТЬИ

"Дизайнеру важно сделать людей счастливыми". Интервью с Дарьей Топильской

 
В промышленности и бизнесе все еще бытует мнение, что дизайн – это только про красоту. О том, что же такое промышленный дизайн, и его трендах, а также о важности формирования коммуникационной платформы для дизайн-сообщества мы побеседовали с генеральным директором Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарьей Топильской.
 
 


- Ваша компания заявляет, что "создает среду будущего". Расскажите, как дизайн может повлиять или уже влияет на наш мир?

- Посмотрите вокруг. Все, что нас окружает – продукт работы дизайнеров. Наши ноутбуки, при помощи которых мы сейчас, в режиме самоизоляции, проводим интервью, стулья, на которых сидим, и даже ручка в ваших руках – образы всего этого создали дизайнеры. Поэтому мы говорим о том, что промышленный дизайн не просто влияет, а создает новый мир. Почему новый? Потому что дизайнеры всегда работают с прицелом на будущее. Главная задача - наполнить актуальными смыслами привычные каждому предметы или предложить такой продукт, которого еще нет, но он точно необходим человечеству.

- Каковы критерии оценки успешного дизайна? Как понять, что дизайн сработал?

- Все просто – продукт должен быть нужен, а человек – получать удовольствие от его использования. Дизайнеру важно сделать людей счастливыми. Если это удалось, значит работа выполнена на отлично. Промышленный дизайн находится на стыке множества отраслей, каждая из которых приносит в продукт что-то свое. Сами дизайнеры выступают интеграторами: они собирают воедино технологии и материалы, заключают их в эргономичную форму. Так и решаются проблемы человечества.

Вспомним хрестоматийную историю о знаменитом дизайнере Раймонде Лоуи, который когда-то полностью переработал холодильник Coldspot для фирмы Sears. И в результате продажи взлетели в 5 раз. А удобная система хранения и внешний вид сделали его творение эталоном мирового производства холодильников на многие годы.

- Сам бизнес понимает суть промышленного дизайна? Или он все же воспринимается компаниями только как создатель дорогостоящей обертки?

- Действительно, в России все еще немало тех, кто считает, что задача дизайнера – "сделать красиво". Но уже есть промышленные предприятия, которые понимают, что промышленный дизайн – это стратегически важное направление развития компании.

Качественный дизайн продукта способен решать проблемы бизнеса, повышать его конкурентоспособность, снижать себестоимость производства. Радует, что тех, кто действительно понимает суть нашей работы, становится все больше.

- В каких отраслях дизайнерская мысль находится сегодня на острие?

- С советских времен традиционно большой интерес промышленный дизайн вызывает в сфере транспортного машиностроения. Яркий пример – "АвтоВаз", который несколько лет назад выпустил "Весту". В лидерах сегодня также железнодорожный транспорт. Наш партнер ТМХ – крупнейший производитель в сфере транспортного машиностроения России и Европы - один из первых в мире производителей рельсового транспорта с собственной бренд-ДНК. Это дизайн-язык, единый стиль и образ подвижного состава, элементы которого будут находить отражение во всех продуктах компании. Задача 2050.ЛАБ заключается в том, чтобы внедрить бренд-ДНК в подвижной состав ТМХ, переосмыслив в том числе технологические и производственные процессы компании.

Еще одна отрасль, которая все больше интересуется дизайном, – оборонная промышленность. Это связано и с конверсией, и с тем, что "оборонка" старается сделать удобной и функциональной технику и оснащение для военных. К дизайну тяготеет также приборостроение, стали появляться проекты по созданию удобной городской среды.

"Дизайнеру важно сделать людей счастливыми". Интервью с Дарьей Топильской

- А цифровая индустрия? Как промышленный дизайн связан с ней? Какую роль он играет в четвертой промышленной революции?

- О взаимосвязях можно говорить бесконечно. С одной стороны, промышленный дизайн – это интегратор IT-технологий в продукт. Например, созданный командой 2050.ЛАБ дизайн концепта маневрового гибридного локомотива ТЭМ5Х – это сплав технологий, эргономики и эстетики. Концепт стал одним из первых в мире локомотивов, в узлы и конструкции которого была системно интегрирована масса цифровых решений: системы предиктивной диагностики, компьютерного зрения, дистанционного управления. Это огромная совместная работа дизайнеров, инженеров, IT-специалистов. Нужно было не просто встроить оборудование, а облегчить его обслуживание, сделать системы максимально удобными в использовании. В то же время важно соблюсти все требования ГОСТов. Нам это удалось.

- Что именно сделали дизайнеры? Как удалось подружить IT-технологии, железнодорожную технику и при этом создать красивый локомотив? Внешне он действительно впечатляет.

- Расскажу на примере «лица» локомотива - переднего щита. Расположенные на нем световые приборы и системы компьютерного зрения объединены в один комплекс. За счет этого камеры и лидары могут легко собирать всю нужную информацию, машинист же получил хороший обзор в любое время суток и при любой погоде. Одновременно передний щит работает как путеочиститель, придает тепловозу динамичность, защищает переходную площадку от снега и снижает ее загрязнение. А это тоже комфорт работы, безопасность машиниста.

На примере этого проекта можно рассказать еще об одной связи дизайна и цифровых технологий. Речь идет о процессе создания облика продукта в специальных программах.

- В современном мире дизайнеры совсем не пользуются карандашом и бумагой? Все рисуется на компьютере?

- Конечно пользуются. Традиционным способом рисуются поисковые эскизы, скетчи. Но вся проектная деятельность, технологическая проработка и программирование проводились в облачной, компьютерной среде. Наши дизайнеры хотят идти дальше. У них есть мечта совместно с производителем программного обеспечения написать скрипты или создать нейросеть, которая будет помогать в работе, освобождая от части рутинных задач. Пока же 2050.ЛАБ активно пользуется продуктами цифровой индустрии. Это не только программы, но и VR, 3D-технологии – они нужны для быстрого создания прототипов, отдельных деталей продукта. Промышленный дизайн – это не просто сфера, которая создает продукт, она собирает в единый комплекс массу технологий и знаний. Та же big data.

- Дизайнеры работают с big data? Это же сфера айтишников. Каким образом такие технологии используются в дизайне?

- Давайте рассмотрим на всем нам понятном и актуальном для большинства примере – городском транспорте. Думаю, многие согласятся, что за последние годы общественный транспорт качественно изменился. За этим преобразованием стоит масштабный процесс, где цифровая индустрия сначала собрала аналитические данные о пассажирах, их транспортных предпочтениях, маршрутах. Потом эта информация была передана перевозчикам, а они сформировали запрос на специфические функции транспорта, который затем уже попал и к промышленным дизайнерам. Так появились новые автобусы и поезда метро, качественно изменилось внутреннее пространство транспорта. В нем установлены розетки, телевизоры, множество экранов. Еще 10 лет назад пассажиры даже представить себе этого не могли. Но задача дизайнеров - думать наперед. Это и поиск решений, которые создадут дополнительный комфорт пассажирам, и тренд на "зеленые технологии", и мысли о том, как развлекать людей в пути. Поэтому уже сейчас по городу нас перевозят экологичные электробусы, в перспективе нескольких лет мы прогнозируем масштабную совместную работу промышленных дизайнеров с коллегами из гейминдустрии, теми, кто создает интерфейсы.

- Вы много говорите о совместной работе дизайнеров с абсолютно разными индустриями и отраслями. Это как-то связано с вашей целью сформировать и развивать коммуникационную платформу для профессионального сообщества? Что это означает?

- Основная проблема рынка промышленного дизайна в России в том, что он очень разрозненный. Есть разные дизайн-студии, компании-заказчики, образовательные центры, институты развития, регуляторы. Задействованы также компании из смежных сегментов: химики, айтишники и многие другие. Но крепких и устойчивых взаимосвязей на этом рынке, к сожалению, нет. А сформировать связную экосистему крайне важно. Это нужно как для развития каждого сегмента и участника, так и для экономики страны в целом. Цельная экосистема – это отличная база для экономического рывка. Мы как Национальный центр промышленного дизайна и инноваций готовы взять на себя работу по формированию этой экосистемы совместно с нашими партнерами. У нас сильная команда, профессионализм которой, скажу без скромности, уважает весь рынок. Мы тесно общаемся с дизайн-студиями, промышленностью, регуляторами, у нас есть контакты с вузами, компаниями смежных индустрий.

- Что конкретно планируется сделать?

- Мы уже начали развивать экосистему при помощи различных мероприятий, инициации широкого обсуждения вопросов промышленного дизайна, изучения трендов и повышения компетенции российских специалистов. Например, 2050.ЛАБ провел масштабное исследование рынка промышленного дизайна России, с глубокой ретроспективой достижений советской креативной индустрии, оценкой текущего состояния рынка и анализа трендов, в рамках которого были опрошены лидеры отрасли. В таком формате и объеме этого пока не делал никто. Сейчас мы как раз готовимся презентовать результаты.
Другая наша инициатива – Design Day 2050. Это мероприятие, а оно будет регулярным, как раз направлено на создание коммуникационной и просветительской платформы, что будет способствовать объединению дизайн-сообщества. В этот день вся отрасль соберется, чтобы обсудить актуальные тренды, поговорить об успехах и сложностях. Такой диалог очень нужен.
Современные условия жизни и работы подтолкнули нас к идее, за которой мы видим будущее. Поэтому мы решили провести Design Day в формате стрим-конференции. Скорости сейчас огромны, поток информации в условиях самоизоляции зашкаливает, при этом ценность качественного уникального контента становится в разы выше. Помимо всего прочего, онлайн мероприятие позволяет сократить дистанцию между участниками, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь снимаются многие барьеры – посетить событие гораздо проще, войти в контакт со спикерами и другими участниками - тоже. За секунду можно обменяться мессенджерами, мгновенно задать интересующий вопрос и получить на него ответ гораздо быстрей.

- Многие дизайнеры привыкли жить на удаленке. Может, это и есть идеальный формат? Что еще вы можете сделать для объединения в нынешней ситуации?

- На самом деле мы активно работаем даже в режиме самоизоляции. Например, наши дизайнеры Алексей Шаршаков и Кирилл Вороник успешно прошли квалификационные экзамены и получили сертификаты инструкторов по работе в системе Autodesk Fusion 360. Сейчас готовимся к запуску цикла просветительских курсов по системам Fusion 360 и Alias Design, по окончании которых выдается сертификат. Каждый желающий сможет повысить квалификацию или получить новую профессию, которая в перспективе будет все более востребована рынком и бизнесом. Более подробную информацию можно узнать по почте center@2050lab.ru.

Также совместно с нашими партнерами ТМХ и Autodesk мы работаем над организацией Всероссийского конкурса генеративного дизайна. Он задуман как профессиональный лифт для представителей дизайн-студий России. Мы планируем презентовать проект также в рамках Design Day 2050. Конкурс поможет продвижению инноваций и индустриального дизайна в нашей стране в целом. Как видите, мы продолжаем активно работать над созданием платформы для объединения всего сообщества даже в режиме самоизоляции.


© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

10 лайфхаков для продвижения архитектора