Сегодня хотим рассказать об одном из проектов, вышедших
в финал международной премии Lexus Design Award. Эта Премия проводится
с 2013 года и направлена она на поиск инновационных идей в области дизайна,
способных изменить будущее, улучшив жизнь общества. Финалистам конкурса
предоставляется возможность создать прототипы своих проектов под руководством
всемирно известных дизайнеров, выступающих в качестве кураторов, а затем
представить их на Неделе дизайна в Милане.
Алина Головатюк стала одной из 6-ти финалистов Lexus
Design Awards 2021. Она придумала устройство, помогающее в профилактике
панических атак.
Алина поделилась своими впечатлениями от участия в этом
конкурсе, которое длится практически год, и приоткрыла работу его "кухни"
изнутри.
- Вы часто участвуете в конкурсах?
Достаточно часто. Из международных есть опыт участия в Isover, Inspireli,
CLUE, Lagi (все архитектурные) и Mumedi (международный дизайн-конкурс
из Мексики). Можно сказать, что конкурсы - большая часть моей жизни.
- Как выбрали именно этот конкурс?
Конкурс от Lexus видела на архитектурных пабликах уже очень давно, может,
с 2017 года. Моя подруга из Беларуси подавалась на него в 2018 году,
я смотрела её работу, но тогда дальше простого намерения дело не пошло.
Изучая финалистов прошлых лет, становится понятно, что дизайн "стола-стула"
тут не в приоритете - требуется нечто неочевидное и затрагивающее глобальные
проблемы. В 2020 году у меня наконец-то появилась идея, которая была
необычной и, потенциально, могла пройти. В последний день подачи, 11
октября, я отправила текст и 3 картинки с этой идеей - всё, что успела
на тот момент. А через месяц с небольшим мне написали, что я прошла
в полуфинал, а затем и в 6-ку финалистов. Я узнала, что буду делать
прототип! Что-то нереальное! Случайная неслучайность.
- Расскажите кратко о своем проекте
InTempo (с итальянского "вовремя") - это приложение и специальный
чехол, которые были разработаны в качестве профилактики панических атак
и как общий расслабляющий девайс для всех.
Как это работает: человек слушает музыку и пытается повторить ее ритм,
отбивая его на специальном чехле или экране телефона (два режима игры:
Play и Beat). В игровой форме внимание переключается со страха, беспокойства
и негатива на расслабление.
В каждом дизайн-решении как приложения, так и чехла отталкивалась от
консультаций с музыкантами, психологами и психотерапевтами, а также
от существующих исследований о влиянии музыки и ритма на физиологию
человека. Согласно им, нервная система и мускулатура обладают способностью
усвоения ритма. Исследованиями было установлено, что любимая музыка
(которая вызывает удовольствие и создаёт приятное настроение) может
синхронизироваться с мозговыми волнами и влиять на их частоту. Дыхание
и сердцебиение изменяются в зависимости от темпа и тональности музыкального
произведения. Под воздействием музыки может также изменяться тонус мышц,
моторная активность. В целом, каждая клетка организма резонирует с музыкой,
если это будет конечно та самая музыка! Есть поверие об уникальной музыке,
которая вызывает всеобщую реакцию и оздоравливает - произведения Вольфгана
Амадея Моцарта. Но я не зря написала слово "поверие", потому
что в ходе создания прототипа и тестирования стало понятно, что для
лучшего эффекта помогает именно индивидуальный подбор музыки.
Для панической атаки, либо тревожного состояния только звукового воздействия
будет недостаточно, потому идея InTempo заключается в задействовании
нескольких органов чувств - сочетании слуховых, тактильных и визуальных
ощущений при использовании приложения и чехла. В то же время, я прекрасно
понимаю, что на пике панической атаки InTempo не всегда подействует,
потому проект носит именно профилактический характер.
На данном этапе приложение есть в свободном доступе на Apple Store (подробнее
об InTempo) и ещё проходит доработки именно с компонентом "любимая
музыка".
- Что представляет из себя участие в этом конкурсе?
Самое ценное и необычное в конкурсе Lexus Design Awards - это общение
с менторами - известными дизайнерами и архитекторами. Организаторы знакомят
тебя с людьми, которые уже многого добились и могут тебе помочь с твоей
идеей. В прошлые годы знакомство проходило лично, где менторы презентовали
себя, а участники свои проекты. В 2021, к сожалению, я лично пока не
встречалась ни с другими финалистами, ни с менторами - всё заменил зум.
После первого знакомства менторы начинают работать с финалистами попарно
- давать свои замечания, общую критику и советы - могут даже посоветовать
полностью переделывать твой проект!
|
|
Моя идея изначально была вопрощена в форме антистресс-перчаток, и мне,
напрмер, рекомендовали изменить физическое воплощение идеи с перчаток
на что-то другое. Конечно, ты сам решаешь, следовать тебе этим советам,
либо оставлять идею в оригинальном виде. Но я прислушалась. Таких парных
сессий всего четыре. В 2021 они проводились онлайн в зуме с демонстрацией
экрана и при помощи виртуальной доски. Большим плюсом таких сессий была
возможность увидеть, что твориться с дизайнами других участников, потому
что в дальнейшем этот контакт теряется, и ты полностью концентрируешься
на своей задумке.
Следует уточнить, что обычно на конкурс подаётся готовый проект, процесс
создания которого часто остаётся в тени. У Lexus Design Awards иной
подход. Подавать можно было как эскиз, так и мокап или прототип на разной
стадии готовности. Потом из него в процессе конкурса можно было получить
фактически готовый для продажи продукт.
Всю работу после начальных сессий разделили на 4 тематические блока:
Design, Engineering, Development, Narrative. Каждый ментор отвечал за
свой этап и уже лично тебя консультировал. Такие встречи с менторами
планировали раз в две недели, за которые тебе надо было максимально
продвинуться в дизайне своего творения. Весь рабочий процесс стоило
записывать на видео, потом каждое дизайн-решение обсуждалось с менторами.
Параллельно с развитием идеи прототипа ты должен следить за бюджетом
(Lexus выделяет финансирование - грант), заказывать материалы, организовывать
команду (у меня была маленькая команда из UI/UX дизайнера, embedded
девелопера и IOS-разработчиков), проводить исследования на фокус-группах
и консультироваться со специалистами (в моём случае, с музыкантами,
психологами, психотерапевтами, мастерскими 3D печати), готовить материалы
и текст для прессы, давать интервью.
Как результат активной деятельности, создавалась презентация, которая
была больше похожа на клип, затрагивающий выбранную проблему, твоё решение
и процесс его создания.
После этого прототипы, как и все финалисты, по плану отправлялись на
выставку в Милане (Milan Design Week), но пандемия внесла сильные корректировки,
и выставка прошла в креативном пространстве в Токио (Intersect by Lexus).
Отдельного внимания заслуживают организаторы, которые с ноября по сентябрь
поддерживают связь с тобой в прямом смысле 24/7 и помогают даже в самых
глупых вопросах. А поскольку продакт-дизайн я делала в первый раз, таких
вопросов накопилось прилично.
- Что дает участие в конкурсах? Стоит ли участвовать?
Конкурсы - это спорт и лотерея в одном флаконе. Участие в конкурсах
даёт несколько бустов сразу.
Во-первых, мобилизация внутренних и внешних сил - ты чувствуешь, что
мозг и тело работают на полную. Следовательно, новые нейронные связи,
более быстрое развитие и отсутствие рутины, стандартных действий.
Во-вторых, после любого конкурса ты понимаешь, на что реально способен.
Конкуренция и дедлайны дают возможность выявить свои сильные стороны
и, в дальнейшем, их развивать. Правило действует и наоборот: даже при
положительном результате сразу понятно, какие навыки/процессы слабенькие
и стоит их подтянуть. Я знаю, что сейчас в тренде замедление, но очевидно,
что без этой самой конкуренции, напряжения и конкурсной гонки невозможно
создать что-то новое и невозможен прогресс вообще. Многие известные
открытия и знаковые проекты увидели мир благодаря конкурсам.
В-третих, независимо от результата, конкурсы - это уникальный опыт.
Отдельно хочу выделить такие позитивные стороны конкурсов как публичность,
возможность реализации смелых и нестандартных идей, а также всевозможные
призы, начиная от денег, трофеев, сертификатов, мастерклассов и бесплатных
образовательных курсов, заканчивая публикациями в известных онлайн-изданиях,
оплачиваемыми поездками в другие страны, выставками, нетворкингом и
возможностью трудоустройства.
|
- Расскажите о себе
Я училась в КНУБА (Киевский Национальный Университет Строительства
и Архитектуры), а сейчас молодой архитектор, открытый для экспериментальных
проектов как в архитектуре-дизайне, так и в искусстве. Работаю
в маленькой семейной фирме в Киеве и продолжаю семейное дело.
Веду архитектурный блог @deppyjo в Instagram. Изначально быть
архитектором не хотела и искала любую другую замену, только бы
"влиять на большое количество людей". Замену не нашла,
но сейчас наконец-то прихожу к пониманию, какую архитектуру хотелось
бы делать и что действительно цепляет. Больше всего драйвят проекты
необычные, мультидисциплинарные, желательно такие - "а это
вообще возможно?". И если идея сильная, то нет разницы, какая
будет сфера - хоть сценарий для фильма писать, хоть людей организовывать.
|
P.S.: Если вы заняли призовое место в каком-либо конкурсе, размещенном
на ARCHITIME.RU (а мы, как вы знаете, освещаем практически все ключевые
конкурсы со всего мира), пишите нам.
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|