Многие знают Максима Атаянца как блестящего графика
и зодчего. Еще одна грань его творчества - фотография. Для Атаянца
это не просто средство запечатления какого-то важного архитектурного
объекта, но и отдельное произведение, приглашающее зрителя к размышлению.
На выставке в "Точке" можно увидеть римский город Лептис-Магна
на территории нынешней Ливии, греческий Селинунт на Сицилии, античный
храм в Гарни в Армении и поселение Гераса (ныне Джараш в Иордании).
Памятники древности взяты из всех частей Старого Света, где некогда
владычествовала греко-римская цивилизация.
Эти памятники объединены не только взглядом Максима Атаянца и не
только принадлежностью к одной эпохе, но и тем, что сами формы представленных
руин рукотворны. Это плод кропотливой работы реставраторов, которые
из разбросанных элементов архитектуры и обломков восстановили объекты
максимально близко к их изначальному состоянию. Называется такой метод
– анастилоз (греч.), тот же корень, что звучит в имени Анастасия –
"возрождающая".
В сериях снимков предельно точно зафиксировано разнообразие видов
научной консервации, реставрации и реконструкции: погружение в грунт,
натурное свободное макетирование отдельных форм на поверхности земли,
анастилоз. Воспитывая у зрителя избирательность взгляда, автор фотографий
не реконструирует мысленно сооружение из обломков, но, визуально подчеркивая
рукотворную подлинность, дает нам представление о целостности образов
ордерной архитектуры.
В объективе своей фотокамеры Максим Атаянц восстанавливает ордерную
логику, а его архитекторская зоркость позволяет возродить в нашем
сознании ордерный порядок и заполнить пространственную пустоту представлением
о месте и художественных качествах навсегда утраченных элементов.
Автор привлекает наше внимание к разнообразным типам архитектурных
сооружений в античных городах, невольно побуждая нас всматриваться
вглубь пространственно-планировочных структур нимфеев, колонных улиц,
перистасисов, идущих вдоль целл, и портиков (тем самым неживое делая
живым).
 |
Рукотворная подлинность - Лептис Магна,
Рынок
|
Фотокамера зодчего подчеркивает различные образы напряженности пространства,
зафиксированные в утонениях колонн, собранных щетью; в контрасте сильной
клинчатой перемычки из крупных блоков и слабой линии бус и катушек
портала; в мягкости резьбы антропоморфных узоров, в брутальности порезок
глифов архаических фризов.
Интонационно разнообразные снимки представляют и бесстрастность ритма
коринфских капителей, и ярость апотропеев – масок горгоны с устрашающим
взором, и мягкую инфлексию угловых капителей перистильного храма,
и фактурное разнообразие ионических антаблементов, и ордерную риторику
арочных тетрапилонов.
Архитектурные фотографии археологического наследия, представленные
Максимом Атаянцем, воспроизводят правду ордера как открыто-закрытой
системы – это видимая ордерология, позволяющая почувствовать, казалось
бы, навсегда утраченную пространственную свободу и тектоническую силу.
Куратор: Елена Блинова
Вход свободный.
Фотографии предоставлены PR-службой Библиотеки и
арт-резиденции "ШКАФ"
Группа ВК: vk.com/shkaflib
e-mail: shkaflib@kr-cbs.ru
Сайт: gallerytochka.ru
|