Главной темой обсуждения стала российская архитектура 1990-х – начала
2020-х, с акцентом на первых двух десятилетиях. Отправным пунктом
для разговора оказались две книги: «Капиталистический реализм. Новая
архитектура в России» Филиппа Мойзера и Барта Голдхорна и «Клизма
романтизма. Путеводитель по постсоветской архитектуре Петербурга»
Даниила Веретенникова, Гавриила Малышева и Алексея Семенова; первая
вышла в 2006 году, вторая – в 2023-м. Предваряя дискуссию, ее модератор
и главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов отметил:
«Оба термина – “капиталистический реализм” и “капиталистический
романтизм” – созвучны, но показывают разное отношение к периоду, о
котором мы говорим. Когда вышел “Капиталистический реализм”, новой
системе в архитектуре в России минуло 15 лет. Спустя такой же промежуток
времени была опубликована вторая книга, посвященная упомянутому периоду,
– “Клизма романтизма”. Эта временнaя разница – 15 и 15 – символична,
прошло по три пятилетки. Стоит проследить, каким образом изменилась
архитектура за эти временные промежутки».

Дискуссию о постсоветском зодчестве и о двух связанных с ним терминах
– «капиталистическом романтизме» и «капиталистическом реализме» –
начал московский архитектор и критик, экс-главред журнала «Проект
Россия» Анатолий Белов: «Оба определения справедливы, и оба точно
характеризуют архитектуру 1990-х и 2000-х годов, но не более поздний
период. Архитекторы Москвы этого двадцатилетия были прагматиками,
а заказчики – в основном бизнесмены – романтиками, но плохо образованными
и не обладавшими хорошим вкусом». Дальнейшие изменения в архитектуре
и ее современное положение спикер охарактеризовал иначе: «В наши
дни прагматизм победил. Фоновая архитектура Москвы 2010-х и начала
2020-х – более качественная, но скучная, чем в предшествующие два
десятилетия, а уникальной застройки до сих пор как будто бы нет. Можно
сказать, что сейчас мы находимся в некоем безвременье, будущий же
вектор развития архитектуры станет понятен только после 2024 года,
когда пройдут президентские выборы в США и в России».
Конференцию продолжил Марсель Искандаров, доцент Института дизайна
и пространственных искусств Казанского федерального университета,
рассказавший об архитектуре Казани 1990–2010-х: «В эти годы в городе
заказчиком являлся предприниматель, только позднее появились строительные
компании. Архитектурное проектирование слабо регулировалось, при желании
можно было построить почти любое здание – как плохое, так и хорошее,
однако действительно яркой архитектуры не создали, – с явным сожалением
констатировал архитектор. – Романтизм выражался в том, что утилитарная
функция построек декорировалась так, что внешний вид не соответствовал
функции. С другой стороны, романтизм можно понимать как трансляцию
личных эстетических воззрений, и это тоже свойственно постсоветской
архитектуре Казани». По наблюдению Искандарова, несмотря на стремление
противопоставить собственные постройки советским, зодчие «капрома»
заимствовали у предшественников многие типологические особенности.
Спикер ответил на вопрос Владимира Фролова, возможно ли говорить о
возвращении эклектизма в архитектуру капиталистического романтизма:
«Думаю, термин “эклектизм” не очень подходит даже к зодчеству XIX
века, поскольку любую неклассическую архитектуру можно назвать эклектичной.
Это слово лучше употреблять не по отношению к форме и языку архитектуры,
а по отношению к идеям. Впрочем, в эпоху капиталистического романтизма
идейный эклектизм был – это некий коктейль мотиваций и внутренних
предпочтений, движущий архитектором, у которого внутри есть нереализованная
мечта или запрос на декларацию своего творческого эго».
Следующим выступил Даниил Веретенников, архитектор бюро MLA+ и один
из авторов книги «Клизма романтизма». По его мнению, между понятиями
«капиталистический реализм» и «капиталистический романтизм» нет противоречия,
потому что они соответствуют двум углам зрения на один и тот же предмет.
«Первое словосочетание представляет интересный взгляд на архитектурный
материал постсоветской эпохи, но оно исполнено иронии и отсылает к
социалистическому реализму. Когда я писал аспирантское исследование
о постсоветской архитектуре Петербурга, пользоваться ироническими
терминами мне показалось не совсем продуктивным. Поэтому для своих
публикаций я сконструировал более серьезное словосочетание “капиталистический
романтизм”, а вскоре выяснилось, что его удобно использовать и моим
коллегам. Для этого понятия наиболее существенна параллель с романтизмом
XIX века. Последний возник как реакция на унифицирующую скучность
классицизма, а новый, капиталистический романтизм появился как ответ
на универсальный метод советского модернизма». Спикер предложил
взглянуть на архитектуру 1990–2000-х через шесть слов-принципов, противопоставляя
их советским: разобществление, индивидуализм, децентрализация, оксидентализм,
реваншизм, слова.
Затем Евгений Новосадюк, партнер «Студии 44», продемонстрировал ряд
крупных проектов бюро, таким образом представив некий контекст – антитезу
архитектуре капиталистического романтизма и реализма. Спикер сформулировал
ключевой принцип бюро, отличающий его архитектуру от китчевых построек
1990-х и 2020-х: «Будь заказчик романтиком или прагматиком, мы
не ориентируемся на его стилистические пожелания, а исходим из места
расположения постройки и ее назначения».
Андрей Ларионов, историк архитектуры и ведущий специалист КГИОП,
предварил свой доклад комментарием по поводу обсуждаемых понятий:
«Я считаю, что они не совсем архитектурные, а скорее культурологические.
И, скорее всего, от обоих терминов со временем откажутся. Романтизм
в истории зодчества еще возможен, но реализм – нет, поскольку архитектура,
с одной стороны, вполне вещественна (реальна), с другой стороны –
всегда абстрактна. Я бы рассматривал эту архитектуру просто как частный
случай постмодернизма». Спикер рассказал о способах взаимодействия
зодчества постсоветской России с культурным наследием, таким образом
подняв вопрос, применимо ли понятие «капиталистический романтизм»
к реконструкции исторического наследия. Две основные стратегии советского
времени: полная имитация снесенного здания либо сохранение его фрагмента
– символа. Постсоветская эпоха породила гибридные подходы; так, «полная
имитация» превратилась в неточное, лишь отсылающее к старым фасадам
восстановление, что иллюстрирует реконструкция дома 30 на Большой
Морской улице (авторы: бюро INTERCOLUMNIUM. – Ред.). Иной подход,
возникший за последнее тридцатилетие, – обесценивание исторического
здания путем его превращения в составную часть нового сооружения,
как случилось с ДК им. Капранова. Последняя и наименее удачная стратегия
взаимодействия с культурным наследием – «воссоздание» никогда не существовавшего.
Варварское псевдовоссоздание «китайского» облика Ротонды Китайской
деревни в Царском Селе – пример, призванный предостеречь от таких
сомнительных идей, как строительство колокольни Смольного собора.
Завершил дискуссию Степан Липгарт, архитектор и руководитель бюро
Liphart Architects. Он выразил наиболее категоричную позицию по отношению
к капиталистическому романтизму/реализму. «В середине 2000-х мы
поражались тому, как плоха и поверхностна эта архитектура. Романтиков
в профессии было немного, китчевый внешний вид построек совпал со
стремлением к заимствованию новейших западных технологий и отрицанию
советского. Молодым архитекторам хотелось обратиться к чему-то противоположному
такой архитектуре и по-настоящему романтическому». Степан представил
собственные проекты как антитезу капиталистическому зодчеству: начиная
от «бумажной» архитектуры группы «Дети Иофана», вдохновленной советским
зодчеством 1930-х годов, и заканчивая недавними проектами бюро Liphart
Architects.
 |
 |
Текст: Ульяна Маслова, Фотографии: Софья Хворостова
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|