Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени
А.В. Щусева представляет выставку, посвященную творчеству архитектора
Владимира Кубасова (1930-2022).
Монографическая выставка посвящена творчеству отечественного архитектора
второй половины ХХ - начала XXI веков - Владимира Степановича Кубасова.
Его архитектурная практика, охватывающая огромный отрезок времени,
вобрала в себя неоакадемизм послевоенного времени, интернациональный
стиль оттепели, советский брутализм и постмодернизм в его региональном
варианте. Стремление к постоянному обновлению своего художественного
языка позволило Кубасову оказаться в числе пионеров советского модернизма,
в 1960-1970-е - создавать авторскую архитектуру в жестких условиях
типового строительства, в период гласности - встать у истоков современной
российской архитектуры, а в 2010-е - вернуться к своему первому
шедевру - Дворцу пионеров и школьников на Ленинских (Воробьевых)
горах - с идеей осуществить проект его реконструкции.
|
Речной вокзал в Ростове-на-Дону. Конец 1970-х,
фотография
|
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева:
"Разговор об архитектуре, столь мало отдаленной от нас во
времени, - это всегда вызов, путь, требующий смелости и уверенности.
Однако мы считаем важным акцентировать внимание на изучении и популяризации
архитектурного наследия эпохи модернизма и постмодернизма. В силу
того, что ценность произведений этого периода, за редчайшим исключением,
не осознана обществом, они находятся в очень уязвимом положении.
С особой благодарностью хочется сказать о человеке, участие которого
сделало этот исследовательский и выставочный проект возможным -
дочери архитектора Моррин Басс, исполнившей волю Владимира Степановича
и передавшей его творческий архив на хранение в Музей".
В экспозиции представлено более 250 предметов (авторская графика,
фотографии) из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева, большая
часть из них - ранее не публиковавшиеся материалы из личного архива
Кубасова, которые были переданы в дар Музею в 2022-2023 годах дочерью
архитектора во исполнение его воли. Эти предметы впервые вводятся
в научный оборот, и их появление в музейной коллекции позволило
создать и представить на выставке полную творческую биографию мастера.
На выставке Музей представляет первое научное исследование творческого
метода Кубасова, который дал возможность архитектору адаптировать
формальные признаки советского модернизма к своей художественной
манере и сформировать в 1960-1970-е годы собственный стиль - так
называемый "образный модернизм". Работам этого периода
на выставке отведено центральное место. Среди них реализованные,
теперь уже знаковые для отечественной архитектуры постройки: здание
театра МХАТ им. М. Горького в Москве (1964-1973 гг.), здание речного
вокзала в Ростове-на-Дону (1968-1976 гг.), а также неосуществленные
проекты, которые были созданы Кубасовым для различных конкурсов.
Елена Власова, куратор выставки: "Владимир Кубасов вошел
в историю отечественной архитектуры как герой советского модернизма,
однако творческий путь мастера заметно шире и выходит за рамки этого
направления. Кубасов является одним из авторов современной российской
архитектуры, возникновение которой произошло задолго до периода
перестройки и во многом было вызвано художественными поисками архитекторов
из поколения шестидесятников. Эта часть его творческого наследия
редко оказывается в центре внимания, что связано с малой исторической
дистанцией, препятствующей восприятию постсоветской архитектуры
как самостоятельного культурного наследия".
|
Нью-Йорк. Вечер на Лексингтон-авеню, 1974
|
Отдельный тематический блок экспозиции посвящен периоду работы
Кубасова над Центром Международной торговли на Краснопресненской
набережной в Москве (1974-1980 гг.) - первым в Советском Союзе современным
многофункциональным бизнес центром, построенном в сотрудничестве
с американскими архитекторами. Особый интерес представляют впервые
показанные на выставке многочисленные эскизы, созданные архитектором
в 2000-е годы для второй очереди строительства комплекса, в том
числе серия рисунков, выполненная Кубасовым в Нью-Йорке во время
командировок в середине 1970-х.
Ирина Чепкунова, куратор выставки: "Только сейчас наступает
время, когда пресловутый советский архитектурный модернизм начинает
вновь обретать своих творцов. Один из них - Владимир Степанович
Кубасов. Архитектор, который смог в условиях стандартного проектирования
1960-1970 годов создать свой эмоционально окрашенный язык архитектурных
форм и пропорций".
Исследовательская работа при подготовке выставочного проекта позволила
кураторам показать в экспозиции не только хорошо изученные памятники,
но и малоизвестные проекты архитектора. Так, именно постмодернистский
период творчества Кубасова позволяет увидеть происхождение современной
отечественной архитектуры с нового ракурса.
|
Проект сценической площадки "Вишневый
сад" на входной террасе
МХАТ им. М. Горького в Москве
|
Кураторы:
Елена Власова, главный научный сотрудник;
Ксения Кокорина, заведующая Отделом хранения архитектурно-графических
фондов XX-XXI веков
Внешние кураторы:
Марк Акопян, искусствовед, специалист по советской архитектуре;
Ирина Чепкунова, кандидат искусствоведения
Материал, включая изображения, предоставлен PR-службой Государственного
музея архитектуры имени А. В. Щусева
Тел.: +7 (495) 697-13-06
Сайт: muar.ru
-----------------------------------------
ARCHITIME.RU не является организатором/соорганизатором опубликованного
мероприятия.
Данный материал не является рекламой и размещен в информационных
целях.
По всем вопросам, предложениям и претензиям пожалуйста обращайтесь
напрямую к устроителям,
используя контакты организаторов над этим текстом
-----------------------------------------
|
|