Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Google+ подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   МАСТЕРА АРХИТЕКТУРЫ.
   КРУПНЕЙШАЯ В МИРЕ ПОДБОРКА РАБОТ ИЗВЕСТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ
РОБЕРТ АДАМ
 
ROBERT ADAM
РАБОТЫ АВТОРА:
Великобритания
 

Годы жизни: 1728-1792

Основная информация:
Роберт Адам - известный шотландский архитектор и градостроитель конца 18-го столетия. Адам - один из основоположников неоклассицизма в английской архитектуре. Работал вместе с братом Джеймсом Адамом. Адам и Джеймс Адам создали общественные и частные здания в Англии и Шотландии, а также многочисленные интерьеры, предметы мебели и декоративные объекты. Постройки Адам отличались рациональностью и строгостью классических форм, интерьер и мебель в его постройках играли немаловажную роль.

 
Поместье Harewood House,
Западный Йоркшир, Великобритания
(1759-1771)
поместье Harewood House в Западном Йоркшире (1759-1771), Роберт Адам
Дом Mellerstain, Шотландия
(1760-1768)
Дом Mellerstain в Шотландии, (1760-1768), Роберт Адам
Дом Остерлей в Остерлей Парке, Лондон, Великобритания
(1761-1780)
Дом Остерлей в Остерлей Парке в Лондоне, (1761-1780), Роберт Адам
Замок Кедлстон-холл, Лондон, Великобритания
(1765-1770)
Замок Кедлстон-холл в Лондоне,  (1765-1770), Роберт Адам
Дом Кенвуд, Лондон, Великобритания
(1768)
Дом Кенвуд в Лондоне, (1768), Роберт Адам
Палтни-Бридж в Бате (графство Великобритании)
(1770)
Палтни-Бридж в Бате (графство Великобритании), (1770), Роберт Адам
Замок Уэддерберн в графстве Берикшир, Шотландия
(1770-1778)
Замок Уэддерберн в графстве Берикшир в Шотландии (1770-1778), Роберт Адам
Дом Эпслэй(Wellington Museum), Лондон, Великобритания
(1771-1778)
Дом Эпслэй(Wellington Museum) в Лондоне, (1771-1778), Роберт Адам
Замок Кулзеан, южный Эршир, Шотландия
(1772-1790)
Замок Кулзеан, южный Эршир, (1772-1790), Роберт Адам
Register-house. Эдинбург, Шотландия и
Keddlestonhall около Дерби (Великобритания)
(1773)
Register-house в Эдинбурге и Keddlestonhall около Дерби, (1773), Роберт Адам

 

РОБЕРТ АДАМ (ROBERT ADAM)
 
 

Биография (по материалам книги "100 великих архитекторов")

       Роберт Адам родился 3 июля 1728 года в Керколди. Его отцом был известный архитектор и строитель Уильям Адам. Он возглавлял, в частности, все военное строительство в Северной Британии. Роберт получил образование в Эдинбургском университете, который окончил в 1743 году. С 1745 года Роберт Адам уже работал ассистентом у отца. Когда Уильям Адам умер в 1748 году, то его дело возглавил старший сын Джон, а Роберт стал его партнером. Они сделали несколько работ по оформлению интерьеров, сочетая народные шотландские мотивы со стилем рококо - дом графа Гопетауна и дом лорда Дамфри в Эйшире.
       В 1754 году Роберт Адам отправляется на континетальную Европу. Сначала в Брюссель, а затем в Париж. До 1755 года он путешествует по югу Франции, затем перебирается в Италию. С января того года он живет во Флоренции, где серьезно занимается повышением своего профессионального уровня. Его другом становится французский архитектор Шарль-Луи Клериссо. Благодаря Клериссо, Роберт Адам значительно расширяет свои познания в истории и теории архитектуры.
       В феврале 1755 года Р. Адам едет в Рим. В древнем городе он увлеченно исследует античные постройки. Эта работа продолжается позднее в Далмации, куда Роберт выехал в мае 1757 года. Здесь Адам провел изучение руин дворца Диоклетиана в Сплите, материалы о котором были опубликованы в 1764 году. Прежде чем вернуться на родину, Адам побывал с экспедициями в Греции и Египте. На английскую землю он ступил в январе 1758 года.
       Одной из первых построек Роберта Адама в Англии была стена ограды и ворота Адмиралтейства в Лондоне (1760). А начал он опять с интерьеров. В них ярче всего проявились особенности стиля Роберта Адама. В новопалладианском стиле он оформляет Хетчлэнд в Суррэ (1758-1761) и Шардело в Букенгемшире (1759-1761). В 1761 году следует большое число заказов: Харенвуд (Йоркшир), Крум Курт (Форчествершир), Хедлстон Холл (Дербшир), Бувуд (Вилтшир), Остерлей Парк (Миддлсекс).
       К числу наиболее известных интерьеров Роберта Адама относятся - аванзал в Сайон-хаусе в Миддлсексе (1761-1762) и большая библиотека в Кенвуде (1768) - лондонские дворцы-особняки.
       Внутренняя планировка зданий, построенных Р. Адамом, отличается большей рациональностью и удобством. Комнаты расположены либо параллельными сообщающимися анфиладами, либо выходят в примыкающий к анфиладе коридор. Залы отличаются друг от друга не только размерами, но и формой. Наряду с прямоугольными часто встречаются овальные и круглые помещения. Вместо тяжеловесной лепнины палладианских интерьеров применяются легкие лепные стуковые, часто золоченые рельефы, которые эффектно выделяются на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения комнаты, или изящными виньетками украшают потолки. Вообще орнаменту Роберт Адам уделяет особо большое внимание. Широкое распространение получают также маленькие картинки-медальоны и рельефы на мифологические сюжеты, органично включенные в декоративное оформление. Интерьеры Адама создают богатое и разнообразное впечатление. Вместе с тем Р. Адам стремится достичь полной законченности и гармонии во всем ансамбле декорировки. Лепнина потолка и стен, росписи, рисунок ковров и мебели, даже посуды, - все подчиняется единому замыслу.
       Другой характерный образец творчества Роберта Адама - замок Кедлстон-холл (1765-1770), построенный и отделанный им внутри по составленному другими архитекторами палладианскому плану - с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию. Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещения замка принадлежат, несомненно, Адаму. Замысел большого холла, где за несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора стоят в нишах стен античные статуи, и перекрытого куполом салона, стены, которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию.
       В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам помещений - лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Роберт Адам решал внешний облик здания.
       Современники нашли в нем мастера, сумевшего воплотить их представления о комфорте и целесообразности, явившихся столь специфической чертой английской архитектуры.
       Рационализм, облеченный в формы греческой античности, определял сущность творческого метода Адама. Внешности таких зданий должна была быть свойственна благородная простота памятников, созданных демократической Грецией. Для боковых фасадов дворцов, а также для лицевых фасадов буржуазных домов характерны большие широкие окна с веерообразными тимпанами наличников, встречающихся постоянно и над дверями. Любимая схема плана для резиденций магнатов у Роберта Адама напоминала форму букв Н и В. В центре помещался круглый или овальный зал, из которого открывались двери в две параллельные анфилады комнат; к ним иногда примыкал для удобства коридор; в него комнаты эти имели на всякий случай выход. Роберт Адам, хотя и подчеркивал, что точно следовал греческим образцам, в то же время находил возможным вносить изменения в пропорции колонн и пр. Р. Адам считал себя, например, изобретателем особого "британского ордера" - колонн с капителями в виде львов и единорогов. В зависимости от того, каково было назначение здания, очень менялся и характер архитектурного оформления. Когда дело шло о постройке замков, например, Латтон-хаус в Беркшире для премьер-министра лорда Бьюта (1767) или городских дворцов знати, то Р. Адам не отказывался от массивности и величественности. Это выражалось, между прочим, в применении коринфских колонн, куполов, круглых зал с венцом колонн внутри и т.д. В дворцовом строительстве Адам не порывал столь резко с палладианством, как при постройке городских буржуазных особняков, загородных вилл, небольших усадеб джентри. В очень простых и строгих классицистических формах выдержан новый университет в Эдинбурге (1789-1791).
       Еще раз надо отметить, что большинство работ братья Адам делали совместно. Одной из специальностей братьев Адам являлось объединение рядов домов по сторонам улиц и площадей единообразными фасадами. Таковы постройки в Лондоне на Портленд-плейс (1770), а также улица, выстроенная на поднятом ими же берегу Темзы, так называемая Терраса Адельфи (что значит по-гречески "терраса братьев", то есть братьев Адамов, 1768 год) на Фитцрой-сквере.
       Для произведений браев Адам характерны простота и смелость в соотношении архитектурных частей и некоторая мелочность в декорировании внутренности зданий. Адам были не только архитекторами, но и орнаментистами, по рисункам которых работали слесари, чеканщики, мебельщики и главное - штукатуры (преимущественно приезжие итальянцы). Своды, плафоны, стены покрывались рельефными растительными орнаментами и гротесками - белыми на голубом, бледно-оливковом, зеленом, сиреневом, розовом фонах. Стиль Адам здесь единен со стилем произведений фабрики Веджвуда. Иногда, впрочем, тут, как и в отдельных архитектурных Мотивах Адамов, наблюдается непосредственное влияние на них помпеянского искусства. Камины делались из разноцветных мраморов. Резьба по дереву, столь обычная прежде в отделке зданий, совсем исчезает. Особенно известен внутренним убранством в этом новом стиле упомянутый замок Кедлстон.
       Из других работ в усадьбах знати Роберта Адама важнейшие: Уитхем в Сомерсетшире (проект 1776 года), Комптон в Уорикшире (проект работ в 1776 году) и одна из последних работ - Госсфорд-хаус в графстве Ист-Лотиан, в Шотландии. Наряду с работами в замках земельных магнатов, братья Адамы и их школа брали подряды и на более или менее богатую отделку лондонских буржуазных особняков и даже квартир и других помещений, сдававшихся состоятельным частным лицам и различным учреждениям.
       В Лондоне по чертежам Роберта Адама построены Лансдаун-хаус (начатый в 1766 году); дом Уоткин-Уинн (1772) на С. Джемс-сквере; дом лорда Дерби на Гровнор-сквере (1773); дом "Клуба Уайта" (1776) на С. Джемс-сквере; Дрюри-Лейнский театр (1776). Назовем еще старое здание Государственного Архива (1771) и церковь в Мистли в графстве Эссекс (1776).
       Около 1770 года Роберт Адам выстроил мост через реку Эвон, а в 1777 и 1782 годах набросал планы дальнейшего расширения города. Осуществление этого проекта производилось уже другими архитекторами.
       После публикации в 1773 году образцов архитектурных работ Роберта Адама и его братьев их влияние быстро распространяется и в Англии и за ее пределами. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре. Уже сильно эллинизированный стиль братьев Адам нашел свое продолжение в так называемом греческом возрождении, начало которого относится к концу XVIII века, - направлении недостаточно творчески оригинальном и в большой степени эклектичном. Своего полного развития это направление достигло в английской архитектуре первых десятилетий следующего, XIX века.
       Роберт Адам скончался 3 марта 1792 года в Лондоне.

 
 
© 2007 - 2016, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Google+ подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Яндекс.Метрика Rambler's Top100