Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Google+ подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   МАСТЕРА АРХИТЕКТУРЫ.
   КРУПНЕЙШАЯ В МИРЕ ПОДБОРКА РАБОТ ИЗВЕСТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ
ХЕНДРИК ПЕТРУС
БЕРЛАГЕ
HENDRIK PETRUS BERLAGE
РАБОТЫ АВТОРА:
Германия
 

Годы жизни: 1856-1934

Основная информация:
Хендрик Петрус Берлаге - нидерландский архитектор, дизайнер и теоретик искусства, оказал большое влияние на становление рационалистической архитектуры. Берлаге принадлежит к числу выдающихся мастеров мировой архитектуры рубежа XIX-XX веков.

 
Вилла Хенни,
Гаага, Нидерланды
(1898 г.)
Вилла Хенни, Гаага, Нидерланды, 1898.. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Здание союза рабочих-гранильщиков бриллиантов (De Burcht),
Амстердам, Нидерланды
(1900 г.)
Здание союза рабочих-гранильщиков бриллиантов (De Burcht), Амстердам, Нидерланды, 1900. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Здание фондовой биржи
(Биржа Берлаге),
Амстердам, Нидерланды
(1903 г.)
Здание фондовой биржи (Биржа Берлаге), Амстердам, Нидерланды, 1903. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Охотничий домик "Святой Губерт",
Национальный парк Де-Хоге-Велюве, провинция Гелдерланд, Нидерланды
(1915 - 1920 гг.)
Охотничий домик "Святой Губерт", Национальный парк Де-Хоге-Велюве, Нидерланды, 1915-1920. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Башни на площади Меркаторплейн,
Амстердам, Нидерланды
(1925 г.)
Башни на площади Меркаторплейн, Амстердам, Нидерланды, 1925. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Здание Первой научной церкви Христа,
Гаага, Нидерланды
(1926 г.)
Здание Первой научной церкви Христа, Гаага, Нидерланды, 1926. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Второе здание страхового общества "Де Нидерланден" (Groenhovenstraat),
Гаага, Нидерланды
(1925 - 1927 гг..)
Второе здание страхового общества "Де Нидерланден" (Groenhovenstraat), Гаага, Нидерланды, 1925-27. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Ратуша Ускверта,
Ускверт, Нидерланды
(1930 г.)
Ратуша Ускверта, Ускверт, Нидерланды, 1930. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Мост Берлаге (Berlagebrug),
Амстердам, Нидерланды
(1932 г.)
Мост Берлаге (Berlagebrug), Амстердам, Нидерланды, 1932. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
Муниципальный музей Гааги,
Гаага, Нидерланды
(1935 г.)
Муниципальный музей Гааги, Гаага, Нидерланды, 1935. Хендрик Петрус Берлаге (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
ХЕНДРИК ПЕТРУС БЕРЛАГЕ (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
 
 

Биография (по материалам сайта www.tonnel.ru)

       Хендрик Петрус Берлаге родился 21 февраля 1856 года в Амстердаме. Высшее образование он получил в Цюрихе в Политехникуме (1875-1878) у профессоров Стандигерна и Латиуса. В 1880-1881 годах он совершил поездку в Италию, Австрию и Германию. Архитектурную практику Берлаге начал совместно с Тедом Сандерсом. Они проектировали складские здания, Паноптикум в Амстердаме, выступали на архитектурных конкурсах. Подобно Луису Салливену из Чикаго, его работа в середине 1890-х годов ограничивалась, в основном, строительством конторских зданий смешанного стиля, наполовину романского, наполовину ренессансного, пользовавшегося в то время успехом. Берлаге создал самостоятельно ряд проектов страховых компаний в Амстердаме и Гааге, виллы Хенни в Гааге и Дом для синдиката огранщиков бриллиантов в Амстердаме.
       Наиболее значительные среди ранних произведений Хендрика Петруса Берлаге: здания страхового общества "Де Нидерланден" (1895), сберегательной кассы (1898-1914), союза рабочих - гранильщиков бриллиантов (1900) и фирмы "Де Схинборг" (1903) в Амстердаме, вокзал в Хаарлеме. В этих работах Берлаге придал кирпичу, своему излюбленному строительному материалу, совершенно новое звучание, мастерски сочетая с ним естественный камень.
       В 1898 году Берлаге перестроил в Амстердаме здание Фондовой биржи. Это здание возвестило о новой тенденции в области архитектуры. Еще при жизни архитектора современники поняли, что представляет собой его шедевр. В Фондовой бирже в Амстердаме Берлаге была воплощена бескомпромиссная честность, которую другие лишь декларировали. Берлаге всегда был крайне осторожен в применении новых форм. Еще в 1885 году он получил на конкурсе первую премию за проект здания Фондовой биржи в Амстердаме. В окончательном варианте Хендрик Петрус Берлаге применил формы, слегка напоминающие романскую архитектуру. Романский стиль очаровал его, так же как приблизительно двадцатью годами раньше Ричардсона. Берлаге тщательно исследовал средневековые постройки и знал законы их пропорций. Однако подход Берлаге к романскому стилю отличался от имитации исторических форм.
       Конструкция Амстердамской биржи не является значительным шагом вперед по сравнению с работой Анри Лабруста - зданием библиотеки Св. Женевьевы. Гораздо большую смелость в этом отношении проявил в тот же период и Виктор Орта при создании Народного дома в Брюсселе. Однако здание, построенное Берлаге, оказало более глубокое влияние на развитие архитектуры. По утверждению современников, оно действовало на них как откровение.

       
Амстердамская Фондовая биржа представляет собой кирпичное здание, не оштукатуренное ни снаружи, ни внутри. План первого этажа, который состоит из трех залов со стеклянным перекрытием, очень компактен. Самый большой зал занимает Товарная биржа, которая доминирует над всем зданием. Через открытые аркады, ведущие в комнаты маклеров и залы заседаний комиссий, можно увидеть центрально расположенный зал биржи.
       
Фасад биржи - результат долгих предварительных поисков. Все элементы здесь незаметно сливаются с плоской поверхностью наружной стены; даже башня не выступает из плоскости фасада. Кирпичные стены лоджий, образующих Товарную биржу, тоже имеют чистую поверхность сверху донизу. Берлаге в отделке этих стен использовал несколько различных материалов: майолику, гранит (в квадратных колоннах) и различные светлые породы камня в капителях колонн. Но эти капители не выступают, как обычно, из плоскости стен, а расположены с ней заподлицо. Такая трактовка не случайна. В лекции о стиле в архитектуре Берлаге объясняет, что он имел в виду: "Прежде всего, мы должны показать всю красоту обнаженной стены... Опоры и колонны не должны иметь выступающих капителей; места примыканий этих элементов должны сливаться с чистой поверхностью стены".
       
В чем же кроется источник того большого влияния, которое оказало это здание? Секрет заключается в непоколебимой последовательности, с которой Берлаге добивался "искренности" и чистоты своей архитектуры. Гранитные ступени лестницы лишь грубо обтесаны и сохраняют этот облик до сих пор. Кирпичные своды в залах заседаний ничем не покрыты. Железные балки каркаса подчеркнуты краской. Чистые белые швы кирпичной кладки резко выделяются на неоштукатуренных стенах. Используемые таким образом материалы создают неожиданный декоративный эффект. Берлаге сам указывает, что он пытался придать этому зданию "качество, которое отличает старые монументы от современных зданий: спокойствие". Пойдя на самые скромные, неизбежные для того времени компромиссы, он придал стене, которая ранее либо хаотически членилась, либо своевольно соедин яла в себе разнородные элементы, вновь отвоеванное единство плоской поверхности.
       
Большое значение для развития рационалистического направления в архитектуре Западной Европы имела пропаганда этической ценности "честной архитектуры", которую вел Берлаге. Хендрик Петрус Берлаге защищал архитектуру, верно выражающую свое назначение, конструктивную структуру и материал, из которого создано здание. Штукатурка, как и любой другой вид отделки конструктивного материала, была позорной ложью в его глазах.
       
Вскоре не только в Голландии, но и повсеместно стена как чистая поверхность стала исходным пунктом новых принципов в архитектуре. Сознательный аскетизм Берлаге, именовавшийся некоторыми его современниками "варварством", в сочетании с фанатичной приверженностью правде, которую он отстаивал любой ценой, способствовали превращению Амстердамской Фондовой биржи в здание, которое указало путь многим архитекторам. Берлаге дал пример честной трактовки одной из проблем зодчества. Ни одно другое здание не соответствовало так полно требованию, которое предъявлялось к архитектуре того времени, - требованию морали. В Европе, где все предыдущее поколение архитекторов придерживалось совсем другого направления, гладкая поверхность стены явилась откровением.
       
Внутренняя планировка здания рационально организована в соответствии с его функцией. В этом здании Берлаге, обращаясь к рационалистическим тенденциям в архитектуре прошлого, дал пример, плодотворный для укрепления рационализма в современной ему архитектуре. Поняв значение Амстердамской Фондовой биржи, не трудно объяснить, почему Берлаге стал сторонником американской архитектуры, в особенности архитектуры Фрэнка Ллойда Райта. Берлаге посетил Америку в 1911 году после того, как была закончена Фондовая биржа. Он обнаружил в американских зданиях как раз те черты, которые ему пришлось так страстно отстаивать в полном одиночестве.
       
Железобетон, который Хендрик Петрус Берлаге не относил к числу естественных материалов, достойных выявления, он обычно скрывал кирпичной облицовкой. Однако он посчитал необходимым в 1914 году в административном здании "Холланд-хауз" (Голландский дом) в Лондоне выявить и подчеркнуть в композиции метрический ритм, обусловленный железобетонной каркасной конструкцией.
       
Выдающаяся роль принадлежит Берлаге и в развитии градостроительства. Одним из первых среди архитекторов Голландии Берлаге обратился к деятельности, связанной с благоустройством городов, и в течение своей жизни создал несколько планировочных работ, оказавших значительное влияние на развитие градостроительства.
       
Свою деятельность градостроителя Хендрик Петрус Берлаге начал с проектов реконструкции трущобных районов Амстердама, ставя перед собой задачу разместить экономичные жилища для рабочих ("Амстердам-Зюд", проект первой очереди реконструкции - 1902 год, второй - 1915-1917). В 1908 году он разработал проект перепланировки Гааги, в 1922-1928 годах - Утрехта. В этих работах большим шагом вперед является решение квартала как единого массива муниципальных домов, в отличие от раздробленных конгломератов частной застройки.
       
Последней работой Берлаге был муниципальный музей в Гааге (1919-1934). Здание вполне рационалистическое, построенное на простом четком плане, внешний облик которого прост и выразителен. Прекрасно использованы водные глади, окружающие здание.
       
Влияние Берлаге на подрастающее поколение архитекторов было очень большим. Даже если молодые люди не следовали тому направлению, которое он указал, они сохраняли благоговение перед его художественной цельностью.
       
Заслугой Берлаге как одного из первых архитекторов, которые знакомили Европу с творчеством Райта, является также то, что следующее за ним поколение архитекторов в Голландии получило новый творческий импульс. Берлаге оказал, кроме того, большое влияние на молодое поколение бельгийских архитекторов. Виктор Буржуа, чей проект брюссельского города-сада в 1922 году дал импульс современному движению в архитектуре, как-то сказал, что около 1914 года, когда он был студентом Брюссельской академии, только два имени привлекали молодежь - Берлаге и Фрэнк Ллойд Райт.
       
Оказав большое влияние на становление рационалистической архитектуры, Хендрик Петрус Берлаге вместе с тем не примкнул к какому-либо из новых направлений. Функционализм он отрицал из-за его рассудочности и отсутствия эмоций, а Берлаге был слишком сильно связан своей приверженностью к ремесленному труду и традиционным методам организации пространства.
       
В 1905 году Берлаге опубликовал в Лейпциге книгу "Размышления о стиле". Берлаге никогда не занимался преподаванием, но читал много эпизодических лекций, имевших широкий резонанс. Особенную известность получил цикл лекций, прочитанных в Цюрихе в 1907-1908 годах ("Основы и развитие архитектуры"), где он впервые упоминает о "вещественности", понятии, которое было принято как одно из основных немецкими приверженцами рационалистической архитектуры. Текст этих лекций был издан в 1908 году в Берлине.
       
Берлаге с оптимизмом смотрел на будущее архитектуры: "И сейчас уже можно заметить - и это является обнадеживающим признаком, - что архитектура вновь обретает главенствующую роль в искусстве и привлекает на свою сторону живопись и скульптуру, чтобы приступить к новому строительству. Давление, оказываемое декоративным искусством, возрастает. Одновременно с этим и скульптура вновь переходит на службу к архитектуре. А сама архитектура, эта великая наставница всех искусств, поднимается из трясины безжизненной условности, с одной стороны, и субъективизма, с другой. Она, прежде всего, стремится выпутаться из порожденной промышленностью неразберихи, от которой она пострадала больше всех других искусств".
       
"Берлаге был человеком большой серьезности, - писал об архитекторе Мис ван дер Роэ, - человеком, который не принимал ничего фальшивого и который говорил: ничто не может быть построено, если не имеет ясного конструктивного замысла." Берлаге точно исполнял это. И делал в такой степени, что его лучшее здание в Амстердаме, Биржа, имеет средневековый характер, не будучи средневековой. Он использовал кирпич так, как это делали люди средневековья.
       
Хендрик Петрус Берлаге умер 12 августа 1934 года в Гааге.

 
 
© 2007 - 2016, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Google+ подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Яндекс.Метрика Rambler's Top100