Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   МАСТЕРА АРХИТЕКТУРЫ.
   КРУПНЕЙШАЯ В МИРЕ ПОДБОРКА РАБОТ ИЗВЕСТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ
ГРУППА МВРДВ
 
MVRDV
РАБОТЫ АВТОРОВ:
Нидерланды
 

Годы жизни:
Вини Мас родился в 1959 г.,
Якоб ван Рейс родился в 1964 г.,
Натали де Врис родилась в 1965 г.

Основная информация:

Группа МВРДВ - известное современное архитектурное бюро. Основатели: Вини Мас, Якоб ван Рейс и Натали де Врис. Архитектура МВРДВ "улыбчиво-озорная, невиданная, ультрасовременная". За кажущимся озорством скрываются серьезные идеи, изначально заложенные авторами. Их проектные работы, реализации, в различных формах представленные архитектурные идеи широко востребованы. Десять с небольшим лет работы бюро МВРДВ позволяют говорить об архитектуре неординарной, в чем-то противоречивой, капризно самобытной, захватывающей внимание - во всяком случае, никогда не банальной. Ими уже осуществлено более полутора десятков заслуживающих внимания объектов различной типологии, в основном пока на родине.

 
Голландский павильон на
Экспо 2000 в Ганновере
Ганновер, Германия
(1997 - 2000 гг.)
Статья про Голландский павильон
Голландский павильон на Экспо 2000. Фото: mvrdv.nl
Башня Тарра.
Алмере, Нидерланды
(1999 - 2002 гг.)
Башня Тарра. Алмере, Нидерланды . Группа МВРДВ.
Силодам.
Амстердам, Нидерланды
(1995 - 2003 гг.)
Силодам. Амстердам, Нидерланды. Группа МВРДВ.
Офис компании Teletech.
Дижон, Франция
(2004 г.)
Офис компании Teletech. Дижон, Франция . Группа МВРДВ.
Мирадор.
Мадрид, Испания
(2001 - 2005 гг.)
Мирадор. Мадрид, Испания . Группа МВРДВ.
Онкологический центр.
Амстердам, Нидерланды
(2005 - 2006 гг.)
Онкологический центр. Амстердам, Нидерланды. Группа МВРДВ.
Смотровая площадка.
Курорт Аньян, Южная Корея
(2006 г.)
Смотровая площадка. Курорт Аньян, Южная Корея. Группа МВРДВ.
Монолит.
Лион, Франция
(2004 - 2010 гг.)
Монолит. Лион, Франция. Группа МВРДВ.
Балансирующий сарай.
Суффолк, Великобритания
(2010 г.)
Балансирующий сарай. Суффолк, Великобритания . Группа МВРДВ.
Стеклянная ферма.
Схейндел, Нидерланды
(2012 г.)
Стеклянная ферма. Схейндел, Нидерланды. Группа МВРДВ.
Библиотека "Гора книг".
Спейкениссе, Нидерланды
(2003 - 2012 гг.)
Библиотека "Гора книг". Спейкениссе, Нидерланды. Группа МВРДВ.
Здание Chungha.
Сеул, Южная Корея
(2013 г.)
Здание Chungha. Сеул, Южная Корея. Группа МВРДВ.
Бутик Chanel.
Амстердам, Нидерланды
(2015 - 2016 гг.)
Статья про Бутик Chanel
Бутик Chanel.  Амстердам, Нидерланды
Библиотека Тяньцзинь Бинхай.
Тяньцзинь Бинхай, Китай
(2017 г.)
Статья про Библиотеку Тяньцзинь Бинхай
Бутик Chanel.  Амстердам, Нидерланды
 
 
 
ГРУППА МВРДВ (MVRDV)
 
 

Биография (по материалам "Архитекторы рубежа тысячелетий" Рябушин А. В.)

       Странное и труднопроизносимое название группы и архитектурного бюро МВРДВ - аббревиатура первых букв фамилий трех партнеров-основателей: Вини Маас, Якоб ван Рийс, Натали де Врис. Все они профессиональные архитекторы, уроженцы и граждане Нидерландов. Одновременно, в 1990 году завершили образование в Дельфтском техническом университете. Все трое много преподают, разъезжают по миру, пишут и издают вполне серьезные профессиональные книги. Все это не только не мешает, но и придает "особые измерения" главному - активной и плодотворной проектно-строительной деятельности. Их проектные работы, реализации, в различных формах представленные архитектурные идеи широко востребованы: Турция, Норвегия, США - такова география выставок группы. И, конечно, родина - Нидерланды и многие столицы и крупные города Европы - Лондон, Вена, Милан, Эдинбург, Гамбург, Венеция (Биеннале).

       Вини Мас родился в 1959 в Шейнделе. В 1978 - 1983 учился в RHSTL Boskoop, получив диплом ландшафтного дизайнера. В 1990 - с отличием закончил Технический университет Дельфта по специальности "архитектура и градостроительство". До момента основания MVRDV Мас работал в различных архитектурных фирмах, последней из них была OMA Рема Колхаса.

       Якоб ван Рейс родился в 1964 в Амстердаме. В 1983 - 1990 учился в Свободной академии в Гааге и Техническом университете Дельфта. До MVRDV работал у ван Беркеля и Бос (UN Studio) и в OMA.

       Натали де Врис родилась в 1965 в Аппингедаме, в 1990 с отличием закончила Технический университет Дельфта. Затем работала в нескольких европейских мастерских, в том числе - "Мекано".

       Мастерская МВРДВ была основана в 1991 году. Толчком к объединению стал совместный успешный, ничем реальным не завершившийся, европейский конкурс, который они выиграли в Берлине. Фирму свою, или как ее часто называют - лабораторию, организовали в Роттердаме в 1991 году. Благодаря многогранному образованию учредителей (городское планирование - урбанистика, ландшафтная архитектура, мебельный дизайн, архитектура широкого профиля), в бюро изначально утверждались междисциплинарный подход и неприятие узко профессиональной зацикленности (архитектура, считают они, - это деятельность намного более широкая, чем просто возведение сооружений), открытость к нетривиальным решениям, которые подчас подсказываются новациями в совсем иных, далеких от архитектуры областях.

       В одном из своих выступлений они подчеркивали: "Традиционных разделительных барьеров между различными дисциплинами (на деле) не существует. Опыт реализации проектов показал, что взаимодействие плодотворно и обогащает решения. К заданию на разработку интерьера можно подходить, как будто это фрагмент городской среды; принципы ландшафтной архитектуры могут быть применены в собственно архитектурном проектировании". В своих публикациях они отстаивают и междисциплинарный подход, и генеральную, по их мнению, стратегическую цель архитектуры: с одной стороны, максимально развивать высокоплотное строительство, чтобы пресечь "серое расползание городов", а с другой - интенсивно сберегать то, что еще осталось от природных ландшафтов.

       Десять с небольшим лет работы бюро МВРДВ позволяют говорить об архитектуре неординарной, в чем-то, возможно, противоречивой, капризно самобытной, как правило, захватывающей внимание - во всяком случае, никогда не банальной - в смысле эксплуатации общепринятых приемов. Группой МВРДВ уже осуществлено более полутора десятков заслуживающих внимания объектов различной типологии, в основном пока на родине. Остановимся на характерных.

       ВоЦоКо - название жилого комплекса для престарелых в Осдорфе - пригороде Амстердама. Он был завершен в 1997 году и сразу вызвал ажиотаж. Шокировали немыслимо далеко выдвинутые от стен балконы и (это главное!) консольно висящие в воздухе целые квартиры. И это вовсе не из озорства, как на первый взгляд может показаться. Нужно было максимально высвободить территорию участка для озеленения. Отсюда решение скомпоновать жилой корпус в виде узкой пластины. Но в эту пластину физически вмещалось не более 87 квартир оговоренных параметров. А по заданию их должно было быть 100. Не поместившиеся 13 квартир разных типов авторы просто-напросто вывесили консольно в виде гигантских одно-двухэтажных параллелепипедов, из которых в свою очередь выступали необходимые балконы. Этот из ряда вон выходящий прием реализован на сплошь стеклянном северном фасаде корпуса с поэтажными галереями. Сами консоли-квартиры обшиты деревом, их балконы - из затемненного цветного стекла. Южный фасад, сплошь обшитый деревом, тоже необычен: окна в нем различных размеров и в произвольном ритме расположены, равно как и разные балконы, совершенно по-разному, но всегда необычайно далеко выступают из стен. На фасадах ясно прочитывается индивидуальная особенность квартир. К тому же цвет ограждений балконов каждый жилец выбирал по собственному вкусу (в рамках предлагаемой палитры), что в результате создало живой колористический ритм, свободно струящийся по фасадам. Возникает вопрос - чисто профессиональный: что в конечном счете более естественно, если хотите, правдиво и правильно - такое многообразие форм архитектуры, выражающее внутреннее многообразие жизни, или привычная застылость "правильных" композиций? Нельзя во всяком случае не согласиться с оригинальностью и зрелищностью предложенной архитектуры. Комплекс многократно публиковался, даже по нескольку раз в некоторых журналах, и в итоге вышел в финал конкурса европейской архитектуры на премию Миса ван дер Роэ.

       В том же 1997 году группой МВРДВ была завершена Вилла ВПРО в Хильверзуме, Нидерланды. ВПРО - эффективно действующая общественная радио- и телекомпания, для нее и было построено новое здание. Почему названо Виллой? Потому, что в течение многих лет компания занимала 13 старинных вилл. Появилось единая Вилла с большой буквы. Она включает необходимые офисные и представительские помещения, производственные системы и устройства, зону обслуживания с рестораном. Функциональная программа сполна реализована. Но главное - архитектурные особенности. "Изюминка" - вход, точнее, входная зона обращает на себя внимание и прочно запоминается.

       В принципе, все здание - обычная этажерка. Конструктивная схема нарочито обнажена. Круглые колонны пронизывают этажи, разделенные мощными горизонталями плит бетонных перекрытий, контуры которых - в плане - заметно выходят за линии опор. Это сразу же акцентирует горизонтали. Здание - за исключением первого этажа - сплошь остеклено. Опять-таки для выделения горизонталей перекрытий остекление заглублено по отношению к их контуру. Первый этаж - зона подхода, подъезда, временной парковки. До сих пор все ординарно. Вот только мощные плиты перекрытий как-то по-особому артикулированы. И не случайно. Тут-то и начинается главное: плоскость нижнего из этих мощных перекрытий (над открытым первым этажом) мягко загибается в диагональном направлении, будто это не железобетонная плита, а мягкий полог, ковер. На углу эта изгибающаяся плита сливается с плитой перекрытия над следующим вторым этажом. Посетителям обеспечен доступ прямо на третий этаж - в "сердце здания".

       Беспрецедентная входная зона - главное, но не единственное, что следует отметить. Группа МВРДВ - экспериментаторы. В здании нет обычных для офисов подвесных потолков, скрывающих шероховатости строительных конструкций. По традиции бруталистов все предъявлено в своей подлинности, без ухищрений. Нет никаких предварительно изготовленных элементов. Авторы предпочитают работу на месте и с простейшими материалами - монолитный железобетон, сталь, стекло, дерево. Непривычные сочетания нисколько не смущают. Наоборот. Открытый бетон в интерьере покрыт коврами, в том числе персидскими - в память об интерьерах старинных вилл, где работала компания. Отсюда же и смешные люстры "под старину" на фоне бетона потолков.

       Поначалу предполагались эксперименты куда более решительные. Было предложено обойтись вообще без остекления - от наружного пространства интерьеры должны были ограждаться "стенами" подогретого воздуха. От мечты авангардистов, начиная с Аркигрэм, пришлось и здесь отказаться - по соображениям безопасности и экономии энергии. Но экспериментаторы не успокоились: если уж стекло, то такого качества, чтобы "выжать" максимальный эффект. В результате были использованы 35 сортов стекла различных оттенков, прозрачности, отражающей способности. В различных местах и уровнях в остекленный блок здания врезаются открытые террасы, застекленные дворы, некие стеклянные стаканы, пересекающие бетонные перекрытия и открывающие различные участки и уровни интерьера небу, воздуху. Авторы стремились реализовать идею непрерывного пространства - не только по горизонтали, но и по вертикали. Это, по их мысли, создает особое чувство взаимодействия и общности работающих в здании, равно как и ощущение "открытости" работы компании в целом.

       Здание, вне сомнения, впечатляет. Это и отличная реклама, и как бы фирменный знак компании, как часто бывает с хорошей архитектурой. Тем не менее, обратившая на себя внимание постройка вызвала, мягко говоря, неудовлетворение и пренебрежительные ремарки Р. Колхаса - давнего наставника и неофициального патрона группы, если не прямо, то во всяком случае косвенно инспирировавшего собственными работами этот замысел молодых коллег. Бывают труднообъяснимые ситуации...

       Знаком профессионального признания МВРДВ стал, безусловно, заказ на проектирование и строительство национального павильона Нидерландов на Экспо-2000 в Ганновере. Это сооружение многократно опубликовано. Тем не менее, определенные комментарии необходимы. Прежде всего следует выделить высокий уровень метафоричности, в ряде моментов пересекающейся с изобразительной плоскостью, - единение абстрагированности и чувственно воспринимаемой иллюзорности. Авторы поставили себе задачей представить миру свою страну и - более того - через сложности страны привлечь внимание к проблемам всего мира, человечества - вот на какие уровни выводит работа молодых голландцев!

       Нидерланды - государство с тяжелой судьбой и очень высоким уровнем жизни - благодаря труду народа. Это маленькая страна, с невероятной плотностью населения, где все и вся уже сегодня буквально "сидят на головах" друг друга (вспомним - наслоение уровней павильона!). Это страна, где практически ничего не давалось судьбой даром. Все приобреталось тяжелой работой поколений, вплоть до самого элементарного - жизненного пространства, земли, на которой живут, которую обрабатывают, которая кормит - ее-то и приходилось (и приходится) буквально отвоевывать у моря, о чем постоянно напоминает само название страны, и отвоеванное не менее тяжело отстаивать и окультуривать, превращая в обжитые природные и архитектурные ландшафты - разные, но одинаково ухоженные и прелестные. Их-то и продемонстрировал нидерландский павильон, преподнося зрителям буквально "на ладошке" ландшафт за ландшафтом, наложенные, напластованные друг над другом.

       По той же схеме, что и в райтовском музее, посетителей доставляли на самый верх, и по ходу вниз они осматривали уровни-этажи. На самом верху павильона, на высоте 40 м, были под открытым небом озерцо с обязательным островком, вращались, вырабатывая энергию, ветряки - типично голландский пейзаж. Вниз сочился, моросил "дождик" - водный занавес орошал "зону лесов" на нижележащем уровне. Мощные стволы многолетних деревьев - часть опорной конструкции. Еще ниже зритель буквально терялся в море тюльпанов - голландских! И наконец, в самом низу пустынные лабиринты дюнных ландшафтов. Как в каком-то чуде, пейзаж оказался "вертикальным", и, опускаясь сверху вниз, посетитель охватывал взглядом всю страну, проходя через этакую экосистему из воды, энергии, лесов, садов и парков, прибрежных дюн - всех этих ландшафтов, с которыми в первую очередь и имеет дело сегодняшняя нидерландская архитектура, уже давно пришедшая к выводу, что дело не в самом по себе возведении зданий, но в ландшафтных и градостроительных системах, приемах застройки, ведущих к экономии территории и пространства, поддержанию уцелевших ландшафтов и сотворению новых, единению рукотворного и естественного, техники и природы, цивилизации и культуры. И, - конечно, экономия энергии, природных ресурсов, охрана всего и вся.

       Отвоевывание пространства у моря не может продолжаться бесконечно, а жизнь продолжается, страна растет. Дальше единственный выход - вверх, в многоуровневые пространственные структуры, которые дадут возможность развивать экстремальные урбанистические и природные уплотнения, умножать редкие дары природы. Новейшую технику человек обживет с помощью архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства, ландшафтного дизайна... Метафорическую, образную и даже физическую модель всего этого и предложила группа МВРДВ. Причем значение этой их модели универсально. Проблемы экономии и умножения пространства отнюдь не только голландские, они стоят перед всем миром, и радикальный вариант их решения предложили молодые архитекторы. Пожалуй, со времен Аркигрэма не было такого социально и этически активного визионерства, предлагающего одновременно и новые эстетические ценности. А здесь к тому же реализация, натура.

       Впрочем, все эти серьезнейшие материи сознательно уведены авторами как бы в подтекст. В открытом тексте - выставочный павильон - яркий, веселый, балаганный. Зрителю предлагается не только образ, картинка, но театр, скорее даже - хэппенинг, участником которого каждый становится, где вокруг все радостно, насыщено цветом, пестро, и брызжет вода, и шумят листья, колышутся тюльпаны и бешено крутятся ветряки, а мимо еще проносятся в воздухе разноцветные кабинки подвесной канатной дороги. Но за всем этим карнавальным, ярмарочным, шутовским развлечением-представлением - опять-таки строгий расчет, функциональная логика. До пределов минимализма доведены конструктивные и архитектурные формы. Тщательно продумана система циркуляции людских потоков. Открытые лестницы по спирали опоясывают основной куб и вместе с выносами балконов и террас создают ощущение некой "растопыренности", "разбегания" объема в пространстве - вместе с размашистыми ветвями деревьев, трепещущей листвой. При всей солидности отдельных форм, целое насыщено воздухом, светом. Как-то легко сливаются воедино противоположности, кажущиеся несовместимости. Создано новое - перспективный образ, концепция, объединившая ландшафтные и архитектурные элементы. Предъявлен эксперимент по экономии пространства - не только концептуально, но и физически измеримого строительного пространства: из девяти с небольшим тысяч квадратных метров строительного участка авторы умудрились использовать под застройку чуть больше одной тысячи - это тоже показатель профессионализма. В целом это эксперимент по экономии с большой буквы - и энергии, и природных ресурсов, и инфраструктуры. Так сказать, мини-экосистема, по аркигрэмовской терминологии - "ранец выживания". Думается, что это куда важнее и перспективнее, чем обсадить цветами небоскреб или атомную электростанцию. Здесь проявили себя архитекторы будущего.

       Павильон Нидерландов от МВРДВ сразу же после открытия уверенно занял место в самой верхней части листа архитектурных "хитов" ЭКСПО. И в профессиональной прессе оценки были более чем доброжелательные: в павильоне видели даже своего рода символ, некие черты архитектуры будущего, полагая, что это "Эйфелева башня наших дней". Вот только Рем Колхас опять остался неудовлетворен, хотя и слепому видна прямая связь павильона с запроектированным Колхасом новым зданием посольства Нидерландов в Берлине на берегу Шпрее. Впрочем, может быть именно поэтому...

       После успеха в Ганновере бюро МВРДВ буквально завалили заказами, в том числе и из других стран - намечена перестройка комплекса старых складов в Роттердаме под жилье и офисы, реконструкция Ллойд-отеля в Амстердаме, жилая башня с "висячими" балконами в Девентере, деловое здание на 50 тысяч кв. м в Мюнхене.

       Бездну выдумки продемонстрировала группа на венецианской Биеннале-2002, в различных жанрах, разделах выставки. Пульсировала цветная мозаика макета Флайт-форума - огромного, в 60 га комплекса грузового двора аэропорта Эйндховен (на месте летной базы времен "холодной войны"). В сплошной фактурный ковер складывались блоки различной конфигурации, ярко маркированные и пригнанные один к другому - экономятся по три фасада, вдвое - внутренние стены, энергия. Незастроенная половина территории - функциональные разгрузочные и "экологические островки" с ландшафтным озеленением, живописна трассировка проездов. В разделе "Город башен" отчаянно скособоченная гигантская "табуретка" с торчащими наклонными "ногами" - специфическое видение высотной архитектуры. Центральная библиотека Брабанта - сугубо концептуальный проект. Главное - ухватить "нерв" информационной стратегии века - максимум концентрации и сочетание новейших технологий с неотменимыми "бумажными носителями". Огромный сплошь стеклянный цилиндр с далекого выноса "фирменными" балконами группы - снаружи и внутри, в круглом на всю высоту здания атриуме. Самая высокая постройка провинции ярко символична - свет знаний, как маяк в ночи, прозрачная башня культуры. Бесчисленные витки пологой спиральной рампы книжных стеллажей, в нескончаемом восхождении от А до Z накручивают 17 км. Опять-таки символ - круто взмывающие перекрестные спирали внутренних скоростных коммуникаций. Атриум эксцентричен в плане. В расширяющихся поэтажных пространствах - электронное оборудование и дифференцированный сервис, вплоть до традиционного кресла у камина, где сладко дремлется с книгой. А над головой (или под ногами) стремительно проносятся поезда, транзитный монорельс пронзает башню в уровне восьмого этажа, внутри пассажирская станция, снаружи стеклянную поверхность огибает упругая рампа спуска-подъема. Теоретически все коммуникации, включая транспорт, в едином информационном поле.

       В том же 2002 году МВРДВ завершен монументальный 10-этажный жилой корпус Силодум в Вестхафене, Амстердам. Здание длиной 130 м и шириной 20 м расположено на старой дамбе и за ее пределами - торцовая часть над водой на высоких сваях. Строго говоря, нужды в таком форс-мажорном решении не было - авторы идут на усложнение ради визуального эффекта. Тем не менее, уже нет шального удальства ранних проектов - все очень основательно, добротно. Но по-прежнему впечатляет. Всего в доме 157 квартир. Их фронт по фасаду варьируется от 5 до 15 м, высота - от 2,7 до 3,6 м. Квартиры одно-, двух- и трехэтажные, одно- или двухсторонние. Ограничивающие их поперечные стены - несущие. Коридоры посредине корпуса. Нижние четыре этажа в зоне входа - на таких же высоких сваях. Лежащее выше жилье свободной планировки. В квартирах балконы, зимние сады, патио, террасы и садики на крышах; в общедомовых коммуникационных зонах - галереи, обильное остекление. На фасадах корпуса выделено четыре мощных блока. Каждый со своим композиционным приемом и строем форм, цветом, но все очень крупно - отсюда ощущение монументальности. Это не абстрактный формализм: каждый блок поэтажно объединяет однородные квартиры, и эти "мини-кварталы" сходных жилищ как бы наслаиваются, напластованы друг на друга - излюбленный и уже отработанный группой прием "штабелирования". Очевидны отсылки к метафоре здания как "малого города". Возникает иллюзия (утопия?) "соседств" с общим образом жизни. Напоминает опыты Ле Корбюзье, Моисея Гинзбурга. Но в отличие от классиков первой половины прошлого столетия, здесь идея архитектурного выделения "мини-соседств" отчетливо несет эстетический заряд, как бы критика не пыталась социологизировать затею. В тщетности социальных утопий архитектуры жизнь уже убедила, насколько жизнеспособной окажется эстетическая - покажет время.

       МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Архитекторы голландского бюро MVRDV выиграли конкурс на строительство нового здания в центре Москвы (2018 г.)

Футуристическая архитектура в Китае: мастерская MVRDV создала библиотеку, похожую на огромный глаз (2017 г.)

Бутик Chanel с фасадом из сверхпрочных стеклоблоков от MVRDV (2015 - 2016 гг.)

Голландский павильон на Экспо 2000 в Ганновере (1997 - 2000 гг.)

 
 

 
© 2007 - 2018, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100

Нас уже 50 тысяч!
Присоединяйтесь к АРХИТАЙМ!

Самые крутые и уникальные постройки со всего мира; ключевые конкурсы для архитекторов и дизайнеров...
Не пропустите ничего АРХИ-ИНТЕРЕСНОГО ;-)