Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Google+ подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   МАСТЕРА АРХИТЕКТУРЫ.
   КРУПНЕЙШАЯ В МИРЕ ПОДБОРКА РАБОТ ИЗВЕСТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ
НИКОЛА ФРАНСУА МАНСАР
NICOLAS FRANCOIS MANSART
РАБОТЫ АВТОРА:
Франция
 

Годы жизни: 1598–1666

Основная информация:
Никола Франсуа Мансар - выдающийся архитектор, один из основоположников французского классицизма. Многие из построенных Мансаром зданий были увенчаны высокой кровлей, которая теперь по его имени называется мансардной, хотя такой тип крыши уже использовался ранее во Франции. Прекрасный пример такой кровли – дворец Мезон-Лаффит (1642–1651). Среди других работ Мансара – Отель де Тулуз, Отель Мазарини и парижская церковь Валь де Грас, завершенная по его проекту Лемерьсе и Ле Мюэтом.

 
Фасад церкви Св. Бернара монастыря ордена фельянов (не сохранилась).
Париж, Франция.
(1623 - 1624 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Фасад церкви Св. Бернара монастыря ордена фельянов. Париж, Франция. 1623-1624 гг. Не сохранилась.
Старая церковь Св. Марии Ангелов в районе Марэ.
Париж, Франция.
(1632 - 1634 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Старая церковь Св. Марии Ангелов в районе Марэ. Париж, Франция. 1632-1634 гг.
Дворец Бальруа.
Бальруа, Франция.
(1626 - 1636 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Дворец Бальруа. Бальруа, Франция. 1626-1636 гг.
Крыло Гастона Орлеанского
в замке Блуа.
Блуа, Франция.
(1635 - 1638 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Крыло Гастона Орлеанского в замке Блуа. Блуа, Франция, 1635-1638 гг.
Золотая галерея Отеля де Тулуз (Остальное здание сильно перестроенное, принадлежит Банку Франции).
Париж, Франция.
(1634 - 1640 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Золотая галерея Отеля де Тулуз. Париж, Франция. 1634-1640 гг. Остальное здание сильно перестроенное, принадлежит Банку Франции.
Дворец Кани (Построена по планам Мансара).
Кани-Барвиль, Франция.
(1640 - 1646 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Дворец Кани. Кани-Барвиль, Франция. 1640-1646 гг. Построена по планам Мансара.
Мезон-Лаффит.
Мезон-Лаффит, Франция.
(1642 - 1649 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Мезон-Лаффит. Мезон-Лаффит, Франция. 1642-1649 гг.
Отель Генего (Hotel de Guenegaud).
(Единственный полностью сохранившийся отель Мансара. Сегодня в нем размещается Музей природы и охотничьего хозяйства).
Париж, Франция.
(1651 - 1655 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Отель Генего (H?tel de Gu?n?gaud). Париж, Франция. 1651-1655 гг. Единственный полностью сохранившийся отель Мансара. Сегодня в нем размещается Музей природы и охотничьего хозяйства.
Отель Карнавале (Перестройка более раннего здания. Сегодня в этом здании размещается одноименный музей).
Париж, Франция.
(1660 - 1661 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Отель Карнавале. Париж, Франция. 1660-1661 гг. Перестройка более раннего здания. Сегодня в этом здании размещается одноименный музей.
Церковь Валь-де-Грас.
Париж, Франция.
(1645 - 1667 гг.)
Никола Франсуа Мансар.  Церковь Валь-де-Грас. Париж, Франция. 1645-1667 гг.
НИКОЛА ФРАНСУА МАНСАР (NICOLAS FRANCOIS MANSART)
 
 

Биография (по материалам aamz.ru , энциклопедии "Кругосвет")

       Никола Франсуа Мансар родился 23 января 1598 года в Париже. Его дед был каменщиком, а отец – плотником. В своем творческом развитии Мансар испытал некоторое влияние архитектора Саломона де Броса. Основными заказчиками Мансара были поначалу достаточно обеспеченные люди из окружения короля. В молодости Никола Франсуа Мансар не только создавал проекты построек или их перестройки, но и следил за ходом строительных работ.
       Карьеру архитектора Н.Ф. Мансар начал в 1623 году. Он начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не особенно самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянов в Париже. Другая ранняя работа Никола Франсуа Мансара - дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, начатый в 1626 году. Однако архитектор постепенно движется к ясности компоновки, прозрачности концепции, строгости пластики и деталировки. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Самая впечатляющая черта в ней – это оголенность стенных поверхностей, не скрытых убранством и расчлененных крайне скупо. Применяя драматичные, до гротеска заостренные отдельные приемы, Никола Франсуа Мансар вводит их в уравновешенный, четкий контекст. Здесь нет «знаковых» признаков классики, вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Однако не церковные постройки Мансара сыграли по разным причинам роль ключевых памятников эпохи и национальной школы. Творческий потенциал Никола Франсуа Мансара получил наиболее яркое воплощение в иных произведениях.
       В дворцовом комплексе Блуа Мансар построил в 1635–1638 годах корпус для герцога Орлеанского – брата короля Людовика XIII. Увы, по причинам, от него не зависящим, масштабный проект оказался выполненным лишь частично. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным. Тот или иной ордер одного фасада строго соответствует по уровню тому же ордеру противоположного фасада. До Никола Франсуа Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов. Выравнивание системы ордеров по горизонтальным уровням, проходящим через весь объем здания, свидетельствует не только о продолжающемся упорядочивании архитектурного мышления вообще, но и о специфике таланта мастера. Никола Франсуа Мансар определенно мыслит свое здание как строго целостный архитектурный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо запечатленной в членениях фасадов. Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, вызревает определенный принцип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной через архитектонику. В Орлеанском корпусе замка Блуа присутствует еще один признак приближения качественно новой стадии развития французской архитектуры. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Именно в Блуа Мансар радикально отказывается от традиционной кровли, многочастной и заостренной, и делает одну общую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Оно так и было названо в честь Мансара, хотя сейчас установлено, что автор здания в Блуа не был изобретателем этого типа крыши, а был одним из первых, кто обратился к нему после Пьера Леско. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. В таком разрешении разных задач – практических и художественных – посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления. Безусловно, в стилевом и образно-художественном отношениях ни одно произведение Никола Франсуа Мансара ни в коем случае не исчерпывается тенденциями, направленными в сторону классических ценностей. Структура его образов сложна. Мансар соединяет с рациональной архитектоникой и уравновешенной целостностью своих решений еще и такие качества, которые нельзя не признать иррациональными, антиклассическими. Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом, и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения.
       В тот же период Никола Франсуа Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника. Архитектор постоянно стремится раскрыть лестницу в свободное пространство. В этом отеле им была создана открытая лестничная клетка. Идея прикрепить пролеты лестницы к стенам высокого и ничем внутри не расчлененного помещения осуществилась также в замке Баллеруа. Мансар подытожил и полностью воплотил принципы своего зрелого искусства во дворце Мезон (1642–1651). Его начали называть Мезон Лаффит в XIX веке, по имени нового владельца. Целостный архитектурный объем, организованный вокруг стержневого центрального павильона, представляет собой продолжение одной из основных типологических идей мастера, намеченных, например, уже в приписываемом Мансару замке Баллеруа. Никола Франсуа Мансар превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Что касается архитектуры дворца Мезон, то бросается в глаза строгая регулярность в решении архитектурных задач. Не менее важно и то, что архитектурный образ проникнут своего рода дружелюбием и открытостью при всей своей монументальной силе. Даже ров, окружающий Мезон?Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Он никогда не заполнялся и не мог заполняться водой, потому что в него выходят окна цокольного этажа и ров, таким образом, переосмыслен как элемент террасирования почвы. Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Свободная от внутренних перегородок лестничная клетка позволяет без помех осветить ступени ровным и ярким светом из окон всех этажей. Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Пролеты ничем не поддерживаются с правой стороны и ограждены здесь только сквозной балюстрадой сложного рисунка. Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря. Искусство Мансара основывается на изощренном интеллектуализме и на глубоком внимании к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед лицом архитектуры. Основываясь на таких принципах, Никола Франсуа Мансар мог сколько угодно прибегать к любым криволинейным поверхностям, иррациональным световым эффектам. Пока они служат главной задаче, подчиняются главным принципам, они остаются, так сказать, частными порождениями барокко, состоящими на службе классического подхода к творчеству. Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Никола Франсуа Мансар как бы играет с формами, но эта игра зиждется на сознании незыблемой структурной четкости и связности архитектурного тела в целом. Уверенность в этих принципах архитектуры и помогает мастеру, вероятно, избегать педантизма и догматизма. Он не боится деформировать отдельные части целого, и это позволяет еще острее ощутить общую ясность и стройность образа. Искусство Мансара, с его развитыми структурно-пластическими качествами и образной содержательностью оказалось в свое время явлением несколько обособленным. Прямого и непосредственного продолжения оно не имело, но принципы и основы его художественного мышления сыграли во многом основополагающую роль для мастеров, работавших в иных стилевых ключах и обладавших иными индивидуальными особенностями.
       Благодаря своим успехам Мансар нажил себе немало завистников и врагов. Они обвиняли проекты архитектора в чрезмерной экстравагантности и недобросовестности. В 1651 году появился злобный памфлет «Мансар». Говорили, что его написали враги премьер-министра кардинала Мазарини, для которого Мансар также работал. Но нападки не повлияли на творческую активность зодчего. В 1661 году на французский трон взошел новый король Людовик XIV. В 1664 году Людовик решает перестроить Лувр. Министр и суперинтендант строительства Жан Баптист Кольбер поручает разработать Мансару проект перестройки восточного крыла. Архитектор много работает над проектом, однако в итоге тот не был утвержден. В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен-Дени. Но и здесь Никола Франсуа Мансару не удалось осуществить свои планы. Работы завершал его родственник – внучатый племянник Жюль Ардуэн Мансар.
       Искусство Мансара представляет собой глубоко индивидуальный вариант творчества, не укладывающийся в рамки стилей и эпох и соединяющий их в себе свободно и расчетливо, остроумно и логично. Эти качества воплотились помимо построек в архитектурной графике мастера, прежде всего в его поздних проектах, сделанных незадолго до смерти – Национальной библиотеке в Париже и Национальном музее в Стокгольме.
       Никола Франсуа Мансар скончался 23 сентября 1666 года.

 
 
© 2007 - 2016, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Google+ подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Яндекс.Метрика Rambler's Top100