Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Google+ подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ
Выставка Ирины Наховой "РАЙ".


 
ЦСИ Винзавод

С 16 сентября по 26 октября 2014 года в Большом Винохранилище ЦСИ "ВИНЗАВОД" будет проходить выставка Ирины Наховой "РАЙ". Инсталляция создана специально для пространства Большого Винохранилища и тесно связана с его уникальной архитектурной формой.

 

О ВЫСТАВКЕ

Организаторы выставки: ЦСИ ВИНЗАВОД и Художественный фонд "Московская биеннале".

"Рай - это искусственное пространство, абсолютно надёжное и длящееся вечно", - так описывает Ирина Нахова суть и смысл своей инсталляции, в которой находятся ее персонажи. Эти существа буквально обретаются "между небом и землей" - одна группа "вечно входит в воду", другая "вечно парит в небесах". Пространственная и экзистенциальная диалектика инсталляции "Рай" налицо. И эта диалектика более чем характерна для всего творчества Ирины Наховой.

Творчество Ирины Наховой всегда стояло особняком в системе Школы Московского концептуализма. Принадлежа к третьему поколению концептуалистов (после поколения Кабакова и Булатова и поколения Комара и Меламида), она, имея профессиональное художественное образование, что уже становилось редкостью в Московском неофициальном искусстве тех лет, сумела сохранить в своем творчестве мощный потенциал зрелищности (вообще говоря, свойственный любому направлению в изобразительном искусстве, даже концептуальному искусству, но, разумеется, в разных дозах).

Дело в том, что концептуализм ставит своей эстетической целью не только критику современной ему социальной системы, что было присуще в той или иной мере всем направлениям модернизма, но и изучение условий функционирования искусства и как институции, и как изобразительной системы. Ирина Нахова, сделав предметом своего эстетического анализа язык изобразительного искусства, действует как бы изнутри самого горизонта изобразительности. То есть материалом художественного преображения становятся не предметы обихода и материал повседневности, как в классическом концептуализме, а уже существующий визуальный материал, хотя бы и в облике предметов массовой культуры. Но в этом случае при обращении художника к работе с материалом массовой, тиражируемой культуры воспроизводятся не метафоры поп-арта, не знаки культурной индустрии, а ее материал.

Здесь важно сделать отступление и отметить радикальность самого жеста художницы. Речь идет о том, что Нахова фактически инициировала создание жанра, который не существовал на российской художественной сцене, и, смею утверждать, не существовал и в интернациональном искусстве. Я имею в виду так называемые "Комнаты", которые лишь по формальным признакам напоминают инсталляции или "энвайроменты". Да, действительно, инсталляция "Рай" является прямым продолжением "Комнат" Наховой - это инсталляции, являющиеся пространственными конструкциями, элементы которых имеют определенное эстетическое предназначение.
Выставка Ирины Наховой "РАЙ".

В замысле "Комнат" содержался в зародыше новый тип объектов, который позже будет назван Ильей Кабаковым "тотальными инсталляциями". И сама логика развития этого нового жанра привела Нахову через последовательность созданных ею "Комнат" к пониманию эстетического смысла тотальности.

Нахова, прекрасно отдавая себе отчет в направленности своего жеста, "искусственно" воспроизводит "идеальное выставочное пространство", населенное "идеальными персонажами". В этом выборе тоже присутствовал пафос диалога - на этот раз с таким важным для школы Московского концептуализма понятием как "художник-персонаж". Но этим логика создания пространства персонажей не ограничивалась. Одним из персонажей Наховой становится также и зритель, которому позволено войти в художественное пространство "Рая". Зритель может стать зрителем, только войдя в инсталляцию, только тогда он способен физически "ознакомиться" с произведением. Но, в отличие от классических сконструированных персонажей альбомов Кабакова или Зяблова и Бучумова - вымышленных художников Комара и Меламида, Ирина Нахова - сама себе персонаж.

Трансформации пространства, равно как и трансформации визуального языка, являются продолжением разработок, которые вела Нахова в предшествующий период своего творчества, когда предметом ее эстетических усилий был язык современной живописи и ее возможности в деле передачи живописными же средствами трансформаций различных пространственных структур. Разработка подобных живописных средств в сочетании с концептуальными и пластическими свойствами инсталляции "Рай" стали в каком-то смысле путем расставания с идеальным пространством Белого Куба, уходом из гармоничного мира "Воображаемого Запада", существовавшего в те годы в сознании русской интеллигенции, к которой всецело принадлежала Нахова и особенности визуальной культуры которой она выражала (и выражает до сих пор).

Следует еще раз указать на принципиальное отличие тотальной реальности Наховой от тотальной инсталляции Кабакова. В последней инсталляционное пространство - среда обитания персонажа, а в случае Наховой пространство изображения и пространство экзистенциальных переживаний замыкается на саму художницу, привнося в ее эстетику мощный романтический импульс, который всегда возвращается в искусство, когда оно находится на перепутье.

Иосиф Бакштейн, куратор

Выставка Ирины Наховой "РАЙ".
Ирина Нахова "Рай".
Выставка Ирины Наховой "РАЙ".
Ирина Нахова "Рай".

ОБ АВТОРЕ

Ирина Нахова (1955, Москва)
- Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций, в которых используются разные виды искусства, техники и материалы - фото, видео, аудио, объекты, коллажи, лайтбоксы, надувные скульптуры и т. п. Именно Ирина Нахова считается создателем первых тотальных инсталляций. Обладательница премии за заслуги Society for Environmental Graphic Designers, Вашингтон (2004). Дважды входила в лонг-лист премии Кандинского - в 2007 году в номинации "Художник года" (проект "Московская инсталляция") и в 2011 году в номинации "Проект года" (проект "Кожи"). В 2013 году стала лауреатом Премии Кандинского в номинации "Проект года" (проект "Без названия"). В 2015 году Ирина Нахова станет художником Павильона России на 56-й Венецианской биеннале. Работы Ирины Наховой находятся в музейных и частных собраниях Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, США и России.

Художественный фонд "Московская биеннале"

Художественный фонд "Московская биеннале" создан в 2005 году и является одной из важных организаций в области проведения проектов в сфере современного искусства. Основной задачей фонда является популяризация современного искусства и укрепление международных культурных связей в России и в мире. Каждые два года фонд проводит самое крупное выставочное событие России - Московскую биеннале современного искусства. Московская биеннале является важнейшим смотром достижений современного искусства в России и занимает почетное место в ряду таких масштабных событий, как Венецианская и Стамбульская биеннале, европейская биеннале Манифеста. Кроме того, за годы работы Фонда было организовано немало значимых выставочных проектов, среди которых персональная выставка Йоко Оно "Одиссея таракана" (2007), Московская ретроспектива творчества Ильи и Эмилии Кабаковых (2008) и др. Также фонд регулярно проводит открытые конференции, участниками которых становятся художники, теоретики искусства, ведущие специалисты в области социологии, философии, политологии и т.п.

Время проведения:

16.09 - 26.10.2014, 12:00 - 20:00
Билеты в кассах ЦСИ ВИНЗАВОД

Открытие 15.09, в 19:00, вход по пригласительным билетам.

Выставка Ирины Наховой "РАЙ".

 

Контакты:

Тел.: +7 (495) 917-46-46, доб. 133,

e-mail: pr@winzavod.ru

 
 
Адрес:

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА "ВИНЗАВОД"
4-й Сыромятнический переулок, дом 1/8, стр. 6
 
Сайт: www.winzavod.ru

© 2007 - 2016, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Google+ подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Яндекс.Метрика Rambler's Top100