О
МЕРОПРИЯТИИ
Выставка объединит
портфолио архитекторов Хироси ОТА и Тору КАСИХАРА, учредителей мастерской
Design Neuob, дуэта архитекторов Хирокадзу и Ёко СУЭМИЦУ, основателей
бюро SUEP, и Тайра НИСИДЗАВА.
Название выставки
- "Добрая по отношению к окружающей среде японская архитектура"
- посвящено проектам молодых профессионалов, руководствующихся в своей
работе внимательным отношением к конкретному городскому контексту, природе,
людям, традициям строительства, а также принципом ответственного использования
новых технологий и материалов. В названии заключен специфический речевой
оборот, отражающий культуру отношении между человеком и естественной
средой. В Японии для выражения внимательного и бережного отношения к
предмету используется слово "добрый", как на частном уровне
- в интимной заботе о ближнем, так и в рассуждениях о принципе общегуманистической
ответственности человека перед природой и людьми.
Японская идентичность в начале XXI века манифестируется не только через
введение в архитектуру национальных художественных мотивов и материалов,
но и через переосмысление традиции взаимодеийствия с природой, согласно
которой деятельность человека не противопоставляется окружающей среде,
а является ее частью. Сегодня эта традиция проявляется в архитектуре
через поиск оптимальных эстетических и эргономических решений, базирующихся
на использовании естественных преимуществ конкретного участка. Этот
"исторический" подход, опирающийся на уважение к сложившемуся
ландшафту, открыл новые возможности проектирования и ответил общемировой
тенденции повышения актуальности экологических и энергетических аспектов
архитектурного проекта.
Архитекторы, работы которых вошли в состав экспозиции, представляют
три подхода к решению проблемы новой экологической архитектуры и благоустройству
среды вокруг нее.
|
House in Utsunomiya
|
Архитекторы Хироси
Ота и Тару Касихара из бюро Design Neuob работают с проектами различного
масштаба - от развивающих игр для детей до частных домов и общественных
пространств. Базовый принцип работы дуэта: окружающая среда - это не
только природа, но также специфический исторический и культурный контекст,
без внимания к которому невозможно обеспечить устойчивое развитие города
в будущем. Анализируя, как человек взаимодействует со средой, Ота и
Касихара предлагают неожиданные решения: например, компенсировать нехватку
пространства для отдыха в городе передвижными газонами (проект Picnopolis).
Работая внутри уже сложившегося архитектурного ландшафта, Design Neuob
находятся в постоянном поиске тех связующих элементов, которые, являясь
по сути инновационными, смогут выступить продолжением культурной традиции.
Это могут быть и элементы конструкции, например, деревянные балки (Гараж
в Асахимура), и витринные окна (AGC studio), и даже традиционныи? план
японского жилого дома в центре старого города (Матия-офис).
Дуэт архитекторов Хирокадзу и Еоко Суэмицу, основателей бюро SUEP, успешно
раздвигает наши привычные представления о взаимодействии архитектуры
и ландшафта, а также с успехом решает проблемы интеграции экологичных
технологий в архитектурные формы. Все работы SUEP - от уличной мебели
до масштабных проектов общественных зданий - отмечены глубоким вниманием
к окружающей среде, которая становится неотъемлемой частью каждого объекта
как на физическом, так и на ассоциативном уровне. В работах Суэмицу
гармонично соединяются технологические инновации и поэзия природы. Например,
изучение "физиологии" растений натолкнуло дизайнеров на создание
модуля, по стволу которого вода поднимается вверх подобно сокам дерева,
а "крона-консоль" создает прохладную тень внутри дома. В основе
технологий, разрабатываемых бюро SUEP, - природные свойства почвы, воды,
керамики и дерева, которые в синергии с архитектурной формой работают
на благо создания эффектного пространства, комфортного для человека
и безопасного для экологии естественной среды.
В фокусе внимания архитектора Тайры Нисидзавы эксперименты по достижению
гармонии взаимоотношений между объектом и окружающим его пространством,
которые он проводит используя самые традиционные для японской архитектуры
элементы - дерево и свет. Нисидзава обращается к солнцу как инструменту,
за счет которого декор фасада здания может постоянно самообновляться
(церковь Sun-Pu), в жилом доме лучи естественного света способны программировать
ритм жизни его обитателей (дом в Уцуномия). Работая с натуральными материалами,
Нисидзава ставит своей целью создание архитектурного пространства, которое
по силе воздействия может сравниться с прекрасным пейзажем, создать
максимальный комфорт для человека и минимальным образом воздействовать
на окружающую среду (проект коммерческого здания "Окинава").
Диапазон работ архитектора включает в себя все виды проектов - от частных
заказов на проектирование жилых домов до крупномасштабных коммерческих
зданий и градостроительных проектов.
|
|
Church
Sun-Pu
|
Hakage
House
|
|
|
Church
Sun-Pu
|
В Центре современного
искусства ЗАРЯ проекты из портфолио Design Neuob, SUEP и Тайры Нисидзавы
будут представлены в фотографиях, чертежах и текстах, собранных кураторской
группой в лице Марии Трошиной и Анны Гусевой для одноименной выставки
в галерее ВХУТЕМАС. Параллельно в кинозале Центра будет демонстрироваться
видеоинсталляция PopulouSCAPe - десятиминутый фильм, в котором архитекторы
Design Neuob в виде виртуального кругосветного путешествия представили
статистику распределения городского населения Земли. Динамические визуализации
роста населения, развития транспортной сети интернациональных авиаперелетов
и дорог, Интернета, позволят сравнить города различных континентов и
проследить их взаимосвязи в контексте изменения масштабов населения.
Выставка "Добрая по отношению к окружающей среде японская архитектура"
призвана познакомить посетителей Центра ЗАРЯ с практикой инновационных
проектных решений в области архитектуры и дизайна Японии. Мы надеемся,
что представленные портфолио станут вдохновляющим импульсом для молодых
архитекторов, инженеров и ландшафтных дизайнеров, которые пожелают принять
участие в будущем конкурсе Центра на разработку архитектурно-функциональной
концепции современной, мобильной малой формы, способной стать платформой
для культурного досуга на открытом воздухе.
|
|
AGC
Studio
|
Picnopolis
|
|
Picnopolis
|
Выставка "Добрая
по отношению к окружающей среде японская архитектура" в Центре
современного искусства ЗАРЯ проходит при поддержке группы компаний "Синергия"
и "Роял Кредит Банк".
Команда проекта:
Анна Гусева и Мария Трошина
(идея выставки и кураторское сопровождение);
Сергей Неботов
(архитектурное решение экспозиции);
Илья Терновенко
(графическое оформление).
|