Выставка "Со-проникновение"
- это визуальное размышление о персонификации и идентичности,
о взаимном проникновении отдельных явлений из одной культуры в
другую. Проект представлен тотальной инсталляцией трех художниц,
где каждый объект — это голос в общей диффузии, хоре, ансамбле.
Однако, хор - это не одна общая на всех идея-идентичность, а совокупность,
сочетание нескольких голосов в одной полифонической капелле, которой
уже присущая индивидуальность.
Принадлежность к поколению, рожденному
в СССР в 80-е годы, когда единая идеологическая общность стояла
над национальной или другой идентичностью, являясь рефлексией
многоликости этносов многонациональной страны, объединяет художниц
на раннем этапе своего становления. В процессе развития и определения
своей гендерной, творческой принадлежности, они развивали собственные
стратегии и художественные методы. Объединив их сегодня, на новом
этапе своего саморазвития, они отказались от персонификации: от
подписей работ и их изолированного расположения в выставочном
пространстве, показывая тем самым рассеивание, распыление, размывание
идентичности каждой художницы.
Результат этого процесса отличается
от предыдущего состояния всеобщей неразделенности. Отказ от персонификации,
от принадлежности каждого объекта конкретному автору, происходит
не только на формальном уровне, но и на этапе разработки: все
проекты буквально сосуществуют в едином поле, так как создаются
в пространстве общей мастерской. Таким образом, привычные самоопределения
смешиваются, а культуры проникают друг в друга, этнические границы,
так же оказываются смыты, но одновременно, продолжают присутствовать
внутри коллективного высказывания, принадлежащего всем.
"Мне кажется, искусство должно
вызывать эмоции. Эмоции заставляют думать. Художник, который в
первую очередь пытается своим искусством передать свои чувства,
понимает, (наверняка должен), что последует за его высказыванием,
жестом, акцией, какова будет реакция. В наш век техники, все ускоряющегося
времени, мне близко ощущение человеческого, теплого, чувственного.
Компьютерные тексты и общение по icq лишают слова (пусть не главного
– главное смысл), но очень важного: интонации. И в море-мире информации
высказывание художника играет огромную роль. Это не для продажи,
тут ты (художник) свободен и тебе будут СОпереживать (с тобою
вместе). Заставишь ты улыбнуться или в негодовании сжать кулаки
или загрустить? Это очень важно." (Яна Сметанина, участник
проекта).
|
|