Руководитель археологической группы Леонид Андреевич Беляев рассказал,
что эта трасса вела от пристани к Кремлю. С конца XIV - XV в. вдоль
нее развивалась застройка и появилась мытная (таможенная) изба, видимо,
первая в Москве. В это время трасса была замощена и получила название
"Большая" или "Великая", отмеченное летописью.
Однако в 1530х годах, после постройки каменных стен Китай-Города,
уличная планировка изменилась и Великая превратилась в Мокринский
переулок, сохранявшийся плоть до ХХ века.
Фото предоставлено Л. А. Беляевым
Линия улицы представляет собой наслоение мостовых из дерева: не реже
чем раз в столетие мостовая приходила в негодность и на нее накладывали
следующий слой бревен, так что слой покрытий нарастал. При этом, под
всеми слоями в достаточно хорошем состоянии покоилась исходная улица.
Экспедиция ИА РАН продолжает работы, обнаруживая в слоях улицы части
построек, вещи, фрагменты керамики XIV - XVII веков. Cреди них поистине
удивительные находки: фрагмент пилястры храма с резным орнаментом,
который встречается редко; обломок печного изразца с двумя лицевыми
сторонами (что ставит под вопрос метод его установки) и многое другое.
Ведущий научный сотрудник Института Археологии Российской Академии
Наук Чернов Сергей Заремович считает, что обнаружение этой уникальной
улицы еще раз подчеркивает исторический колорит Зарядья, который не
должен быть утрачен при реализации планов по созданию на этом месте
Парка.
Раскопки в Зарядье ведутся уже очень давно, и подобные впечатляющие
находки свидетельствуют об огромном потенциале этого места с археологической
точки зрения.
|