Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Google+ подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

«Камень на камне: как читать архитектуру»

 
 

На минувшей неделе прошел десятый Фестиваль медленного чтения, организованный культурно-образовательным проектом «Эшколот». На этот раз он был посвящен архитектуре и тому, как правильно ее нужно читать. Архитайм не мог пропустить столь интересное событие, и наш журналист вместе с остальными участниками отправился на несколько дней загород, учиться.

Владимир Каганский
Владимир Каганский
Фестивальмедленного чтения:
"Камень на камне: как читать архитектуру"

"Камень на камне: как читать архитектуру"

Юлия Гаврилова, PR-менеджер: «Эшколот» - это культурно-образовательный проект. Мы делаем публичные лекции в Москве на тему еврейской культуры (в самом широком смысле этого слова). Лекции всегда проходят в разных местах. Это специально: мы идем к нашим слушателям, а не они к нам. «Эшколот» приглашает спикеров не только из России и Израиля, но и из Европы и США. Лекции чаще всего совмещены с неким действием. То есть мы работаем в формате "эдьютейнмент" – обучение через развлечение. Каждое мероприятие – это не ступень курсов повышения квалификации для профессионалов, а скорее рассказ о вкладе еврейской культуры в общемировое культурное поле.
Юлия Гаврилова. Камень на камне.
Юлия Гаврилова

Фестивали выделяются из общей деятельности проекта. Медленное чтение – особый подход к литературному тексту. Он позволяет не просто ухватить поверхностные смыслы, но погрузиться в произведение, максимально вдумчиво освоить его. Поэтому фестивали выездные. Такой формат позволяет сконцентрироваться на обучении, а не разрываться между домом, работой и лекциями.

Максим Атаянц
Максим Атаянц

На предыдущих девяти Фестивалях медленного чтения речь шла в первую очередь о текстах. Но чем дальше, тем больше за текст бралась некая реальность, которая требовала к себе особого подхода: интерпретации, толкования.

Семён Парижский, программный директор: Прошлые фестивали касались «визуальных текстов»: живописи, кинематографа, даже снов. На выездных фестивалях в Петербурге и Иерусалиме мы рассматривали даже город как текст. Естественным образом это привело нас к архитектуре как к важному пространственному тексту.

Необычность тематики требовала особых спикеров, которые смогли бы наглядно продемонстрировать эту мысль. Кроме того, по замыслу организаторов лекции должны были охватить архитектуру от древности до современной израильской урбанистики и архитектуры памяти (музеи, мемориалы). Осуществить эти задачи нужно было не пыльно-академичными средствами, ведь далеко не все участники фестиваля были связаны с архитектурой; тут и биологи, и химики, и политологи, и филологи и т.д.

Семён Парижский. Камень на камне.
Семён Парижский

Фестиваль «Камень на камне» состоял из трех потоков: «Древний Восток», «Новый Иерусалим» и «Память и утопия». В каждом – два тематических семинара по 7,5 часов каждый.

Михаил Фрейкман, доктор археологии, автор семинара «Храмы Древнего Востока: от неолита до Храма Соломона»: Было бы просто сделать череду слайдов, как разные храмы меняют друг друга. Но мне хотелось чего-нибудь поинтереснее. Спровоцировать людей, выбить их из зоны комфорта. Заставить задуматься о вещах, о которых они не задумывались. Через архитектуру мы можем увидеть, как думает человек – а это самое сложное. То, как он видит мир перед собой. И мне хотелось показать, насколько храмовая архитектура – это текст; не менее текст, чем библейский, например. И мы действительно этим закончили – сравнивали библейский текст с архитектурным.

Михаил по классическому советскому принципу разрушил старый мир и на его месте построил новый. Он продемонстрировал, как художественный текст помогает археологам делать значительные находки и открытия, и как, руководствуясь этими данными, то есть «каменным текстом», можно порой легко опровергнуть текст бумажный, а именно современные догматы истории религий.

Михаил Фрейкман. Камень на камне.
Михаил Фрейкман

За почти восемь часов лекций Михаил Фрейкман показал, что на самом деле пантеоны древних богов появились вместе с первыми городами: жившие тет-а-тет с природой «дикари» вовсе не боялись ее и не старались обожествить все на свете, а большинство найденных «тотемов» – не тотемы вовсе; проведя по местам раскопок, поделившись находками, своими и коллег, и выводами, которые из них следуют, он показал реальность существования царя Давида и Храма Соломона, и то, насколько несостоятельна популярная в XX веке теория о том, что Библию подгоняли под монотеизм уже после того, как эта новая религия появилась. И все это – не разговор о духовном, а практическое приложение археологии, и часть пути, который прошла храмовая архитектура со времен пещер Ласко.

Вадим Басс
Лили Арад
Вадим Басс
Лили Арад (справа)

Организатором удалось сформировать уникальный состав преподавателей: делясь впечатлениями в кофебрейках между лекциями, каждый «студент» расхваливал свой курс и преподавателя, но «перебежчиков» практически не было – ведь это значило пропустить рассказ «своего» лектора. Здесь нужно отдать должное организаторам. После завершения Фестиваля каждый участник получил ссылки на материалы всех трех потоков – презентации, подготовленные преподавателями, и аудиозаписи самих семинаров.

Сергей Ситар
Сергей Ситар

Приятной частью программы Фестиваля были вечера. Перед тем, как уйти в ночные беседы в фойе отеля, слушатели всех трех потоков собирались в кинозале. Здесь проходили более спокойные и интерактивные занятия-беседы. Первые два вечера были посвящены образу архитектора в кино и его корреляции с современной реальностью и образу архитектуры в литературе – осмыслению этого трудоемкого приема, в зависимости от автора, контекста произведения и эпохи его создания. В третий и последний вечер «Эшколот» устроил настоящую вакханалию, «передав» участников во власть тирана «Картонии» Сергея Корсакова. Он предложил участникам разбиться на несколько групп и построить… кладбище. А после – устроить конкурс на лучшее надгробие.

Михаил Цфасман

Сергей Корсаков, «Картония»: Я очень люблю кладбища. Не русские – они такие, как моя прическа – во все стороны торчат. Мне нравятся европейские. По ним можно судить о том, как живут люди. Насколько я понимаю, все участники связаны с архитектурой, а значит, в своей жизни сделали достаточно макетов. А формат создания кладбища, он позволяет не только резать бумагу, но и что-то придумывать, рассказать какую-то историю. Мне кажется, будет весело.

Так и вышло. Ведь взрослые относятся к играм порой гораздо серьезнее детей.

Сергей Корсаков. Камень на камне.
Сергей Корсаков

В этом столпотворении и гаме, буйстве красок и форм хорошо просматривалось уникальное лицо юбилейного Фестиваля медленного чтения. Его формировали сами участники: многие из них обладали архитектурным бэкграундом. Как оказалось, это заметно. И здесь снова нужно вспомнить организаторов, тщательно создавших этот образ: с одной стороны они сумели набрать людей из абсолютно разных профессиональных областей, с другой – так или иначе все они были связаны с архитектурой. Вообще, организаторов можно много за что и похвалить и поблагодарить, но нельзя не отметить одного: запланированный уникальный разговор об архитектуре как тексте не только с успехом состоялся, но и продлится благодаря выложенным в открытый доступ материалам с Фестиваля.

Аудиозаписи семинаров и части презентаций здесь (Вадим Басс, Михаил Богомольный, Сергей Кравцов, Лили Арад, Михаил Фрейкман, Максим Атаянц).






-----------------------------------------
Текст и фото © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Анонс фестиваля медленного чтения "Камень на камне: как читать архитектуру". Анонс фестиваля медленного чтения "Камень на камне: как читать архитектуру".

© 2007 - 2017, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Google+ подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Яндекс.Метрика Rambler's Top100