Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мероприятия для архитекторов и дизайнеров:
выставки, лекции, образовательные программы, фестивали, мастер-классы, форумы, презентации...

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

 
 
Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

С 11 ноября по 23 декабря 2015 года в 19:00 Музей архитектуры им. Щусева приглашает посетить лекции из цикла "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени".

 
 

О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ

Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого "Петербургского этапа" отечественной истории.

Начало лекций в 19:00.

ПРОГРАММА ЦИКЛА:

11 ноября - Архитектура и европеизация

Преобразования, затеянные Петром I, кардинально изменили культурный ландшафт страны. Символом этих перемен явилась новая столица, заложенная и развивавшаяся в полемике с национальной традицией градостроительства. Новые планировочные принципы, непривычные типы зданий, спроектированных приезжими архитекторами-иностранцами - эти атрибуты Петербурга и окрестных дворцово-парковых ансамблей (вдохновлённых примером знаменитого Версаля), свидетельствовали о начале нового исторического этапа. Следуя в русле западноевропейской культуры, русское зодчество усваивало риторику и формальный словарь "больших стилей". Блеск молодой империи воплотился в памятниках барокко первой половины и середины XVIII века, таких как Зимний дворец и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, дворцы в Петергофе и Царском Селе, ансамбль Ораниенбаума и др.

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

18 ноября - "Вкус Палладиев": архитектура эпохи классицизма

Вторая половина XVIII столетия ознаменовалась в России расцветом дворянской, элитарной культуры. Одним из его проявлений было интенсивное строительство, развернувшееся в столице и провинции. Новый архитектурный стиль, распространившийся с началом царствования Екатерины II, имел подчёркнуто интернациональный характер, а в основе его лежала убеждённость в необходимости подражать античным строителям. Эта вера, систематически изложенная в знаменитом трактате А. Палладио и развитая его последователями, была воспринята в России с большим сочувствием. Правила возведения гражданских и культовых зданий согласно заветам древних воплотились в застройке Петербурга, Москвы, а также во множестве сельских усадеб. Среди шедевров русского палладианства – Александровский дворец в Царском Селе, Таврический дворец в Петербурге, ансамбль Павловска, усадьба Никольское-Черенчицы под Тверью и др.

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

25 ноября - Трофейный стиль ампир

Наполеоновская Франция покорила большую часть континентальной Европы, но ещё внушительнее была её культурная экспансия. "Стиль империи" (ампир) говорил на языке привычных классических форм, но выражал новые смыслы, характерные для эпохи романтизма. Идея гегемонии сильной личности и войны как формы её осуществления актуализировали образы императорского Рима, с присущими ему воинственной риторикой, пространственным размахом и конкретной типологией объектов: площадями, монументальными портиками, триумфальными арками и колоннами. В России ампир стал выражением патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной и символом национального триумфа. Воплотившись в больших городских ансамблях, он, вместе с тем, оказался запечатлен и в жилой, усадебной застройке, обнаружив себя как стиль камерный и даже сентиментальный. В лекции будут рассмотрены проекты и реализации А.Н. Воронихина, К.И. Росси, Ж. Тома де Томона, В.П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди и др.

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

2 декабря - Приключения русской "готики": от Баженова до Шехтеля

Культура эпохи Просвещения не исчерпывается поклонением классике. Уже в 1770-е годы в России появляются проекты в "готическом вкусе", где вместо ясности и классической гармонии присутствует эзотеричность и недосказанность, а ордер вытесняется формами, почерпнутыми из арсенала средневековой архитектуры. Выразительность готики была оценена не только современниками конца XVIII века, новый всплеск интереса к её наследию приходится и на период романтизма. В русскую архитектуру романтическая неоготика проникает в первую очередь благодаря личным пристрастиям императора-англомана Николая I, после чего распространяется в качестве аристократической моды. В пореформенные десятилетия вкус к архитектуре и особенно интерьерам в неоготическом ключе, в порядке подражания высшему классу, перенимает и буржуазия. С другой стороны, именно в готике обнаруживает эпоха интенсивного развития строительной инженерии, эпоха металла и стекла в архитектуре, прообраз органичного синтеза прекрасного и конструктивного. Произведения В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А. Менеласа, Н.Л. Бенуа, П.С. Бойцова и Ф.О. Шехтеля иллюстрируют метаморфозы "готики" в русской архитектуре Нового времени.

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

9 декабря - К национальному и самобытному. Архитектура историзма

Романтизм начала XIX века искал нетипичного и экзотического, отсюда - заинтересованность в далёких землях и культурах. В России, разделённой на два почти самостоятельных мира – европеизированную элиту и народную массу, едва затронутую Просвещением, этот поиск не требовал перемещения в пространстве и времени, достаточно было признать художественную ценность произведений народных мастеров и традиции, которой те были причастны. Открытие допетровской России и восприятие её наследия как актуального имело причиной политические соображения. Но целая эпоха в отечественном искусстве, вдохновлённая идеей культурной самоидентификации и самобытного стиля, оказалась значительнее любых идеологических резонов. Внутри обширного движения за национальную по форме архитектуру дифференцируется целый ряд направлений от официозного до фольклорно-народнического. Широта исканий национальной образности в зодчестве будет проиллюстрирована работами К.А. Тона, А.А. Парланда, В.А. Гартмана, И.П. Ропета, А.Н. Померанцева и др.

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

16 декабря - Модерн в России, его истоки, направления и мастера

Рубеж XIX—XX веков – время становления в России космополитичной культуры, отражавшей амбиции отечественной буржуазии влиться в контекст мирового капитала. Был ли модерн в России вызовом, брошенным традиции, а если да, то в чём именно состоял этот вызов? Применение прогрессивных конструкций и новых строительных материалов началось раньше и помимо модерна, в программе которого ключевым понятием являлся не прогресс, а красота. Революционные инженерные решения, связанные с именем В.Г. Шухова, продемонстрированные ещё в 1890-е годы, будут восприняты архитектурой уже на следующем этапе её истории. Новизна модерна заключалась не в конструкциях, а в декоративных приёмах, которые больше не сводились к цитированию исторических стилей, а создавались фантазией и художественной интуицией архитектора. В русском модерне принято различать интернациональное и национально-романтическое направления, граница между которыми довольно существенна. Особенности отечественной версии модерна будут рассмотрены на примере работ Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, В.Ф. Валькотта, Н.В. Васильева, В.П. Апышкова, А.В. Щусева, В.А. Покровского и др.

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

23 декабря - Неоклассический постскриптум

История дореволюционной архитектуры завершается неоклассическим "возрождением". Чем оно было: естественной реакцией архитектурного цеха на вычурный индивидуализм модерна, актуализацией исторической памяти в свете ностальгических юбилеев 1903 и 1912 годов, проявлением общего для европейской культуры около 1910 года поворота к рационализму или следствием победы консервативного академизма над прочими творческими стратегиями? Не вызывает сомнений ретроспективная программа русской неоклассики, пафос теоретиков которой был направлен против радикальной модернизации архитектурного языка, в поддержку вечных ценностей, к которым принадлежит не только ордер как элемент архитектурной композиции, но и вообще идея регулярности. Не случайно, что именно в контексте неоклассики начала ХХ века происходит новое обращение архитекторов к градостроительной проблематике. Классический архитектурный язык наилучшим образом отвечал изменившемуся масштабу проектных задач. Возвращение русского зодчества на путь классической традиции происходило при участии мастеров, чья профессиональная карьера достигнет вершины уже в советские годы. В лекции будут рассмотрены проекты и постройки Л.Н. Бенуа, Ф.И. Лидваля, И.А. Фомина, В.А. Щуко, И.В. Жолтовского, Н.Г. Лазарева и др.

Цикл лекций Музея архитектуры "Москва — Петербург — Москва. Русская архитектура нового времени"

Стоимость билетов:

Лекционный билет - 200 руб.
Льготный лекционный билет - 100 руб.
Абонемент на весь цикл лекций - 1050 руб.

Билеты поступают в продажу за час до начала лекции.

 

Контакты:

Справки по телефону:
+7 (495) 690-05-51
E-mail: info@muar.ru

 
 

Адрес:

Музей архитектуры им. Щусева,

Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25.
Метро: "Библиотека им. Ленина", "Арбатская", "Александровский сад"

 
Сайт: www.muar.ru
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru