|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
Ответ попытались найти художники и архитекторы, музыканты, актеры, театральные деятелии кинематографисты, литераторы и ученые. Нас, конечно же, больше остального интересовали новые объекты, появившиеся в лесах и полях арт-парка. Тем более, что в этом году фестиваль не стал производить "чистое искусство", а решил все стать более практичным, и у объектов появилась весомая функциональная составляющая. Отечественные архитекторы построили для фестиваля шесть совершенно разных самобытных домов. Площадки художников перенесли вплотную к зоне кемпинга, и палаточным городкам пришлось потесниться.
|
||||||||||||||||||||||||||
Встречал гостей проект архитектурного бюро Рождественка. "Дом" - это не конструкция, а перфоманс, который длился все время фестиваля и продлится еще не один десяток лет. Антон Кочуркин: "До этого мы никогда ничего здесь не сажали. Хотя фестивалю уже 12 лет. Это будут первые деревья посаженные нами. Я тоже участвую. Я выбрал себе краснолистный клен". На небольшом участке поля отгородили круг, где гостями фестиваля, организаторами и художниками будут посажены десятки деревьев. Все они разные и отличаются от белоствольной массы окружающего леса. Конечно, на всех желающих деревьев не хватит. Тем ценнее будет участие в этом садоводческом перфомансе. |
||||||||||||||||||||||||||
Этот дом смело можно назвать вторым николаленивецким маяком. Жилая часть визуально отделена от застекленного купола верхнего этажа, где и расположилась заявленная люстра. Да и стоит дом на берегу пруда. Сергей Аксенов, архитектурное бюро ХВОЯ: "Как жить - это вопрос, которым постоянно задаются архитекторы. Как организовать пространство для жизни. В нашем доме люстра - это сигнал того, что человек в доме. Она не только освещает пространство внутри, но и будоражит фантазию проходящих мимо. В отличие от окон многоквартирного дома, или обычного частного, здесь нельзя увидеть самих обитателей. Можно только предполагать по вторичным признакам, что они там, что чем-то занимаются". Дом с люстрой прекрасное уединенное место, где можно спрятаться и побыть наедине с собой.
Самый скромный (по размеру) проект представила Виктория Чупахина. Ее "Конура" комфортна, но мала. Она ограничивает внутри себя ровно столько пространства, сколько необходимо человеку, чтобы укрыться - переночевать или переждать непогоду. Побег от излишеств к первобытному, когда человек был куда ближе к животному. "Конура" построена из экзотичных материалов - сплетена из веток и отделана собачьей шерстью. В отличие от большинства проектов этого года, "Конура" расположилась поодаль от скопления людей, на поляне в перелеске за "Ротондой".
Еще один проект, расположившийся вдали от главной творческой площадки этого года - инсталляция из бетонных заборных плит ПО-2. Александр Бродский: "Пока у нас здесь только эта инсталляция, сам дом появится позже, и он будет гораздо больше. То, что можно видеть сейчас, эти плиты - это часть будущего дома, размеченные на них отверстия - его окна. На самом деле, это давнишняя мечта - построить домик из этих заборов. Сделать подобное где-либо еще вряд ли возможно. Когда пригласили поучаствовать, первое что я подумал - этот дом. Эти плиты - монументальная вещь, и чтобы построить замок-виллу лучше материала не придумаешь". Интересная деталь проекта - он будет строиться не из новых плит, а из старых разобранных ограждений со следами многолетнего творчества любителей писать на заборах. Сама вилла должна появится к осени. А пока посетители
могут увидеть только восемь плит, крепостной стеной огородившие зеленый
островок на лесной поляне.
Все проекты 12-го АРХСТОЯНИЯ отличаются яркой индивидуальностью. Но "Кибитка 32 053" все равно стоит особняком. Или не стоит. Это дом позволяет обитателям по желанию менять вид за окном. Достаточно завести двигатель и переехать - к озеру, к лесу, на глухую поляну. "Кибитка" похожа на театральную повозку, у которой распахивается одна из стен, превращая вагончик в небольшую сцену. Только здесь ничего открывать не надо - одна стена стеклянная. На время фестиваля этот дом был не только объектом, но и перформансом - внутри жили люди. Как в старом телешоу "За стеклом". Правда, в "Кибитку" заселили профессиональных актеров, которые должны были не просто развлекать публику своей беззащитностью от взглядов, но работать. Рустам Керимов, архитектурное бюро А-ГА: "По сути это и есть мир за стеклом, но при этом - мир творческий. И у них есть задача - поставить спектакль. Мы будем наблюдать не просто за жизнью людей, а за творческой лабораторией, за созданием спектакля. Самым сложным было заставить эту виллу двигаться. Все-таки автобус был старый и дешевый". Кибитка построена на базе старого ПАЗ 32 053. Но все
же это не дом на колесах, скорее дом, установленный на движущийся фундамент.
Этот объект все выходные на долгие часы приковывал к себе взгляды гостей
фестиваля. Не только своей необычностью. Актеры внутри этого передвижного
дома давали открытые репетиции, а под занавес фестиваля поставили полноценый
спектакль по пьесе Чехова "Три сестры". Антон Кочуркин, куратор фестиваля «АРХСТОЯНИЕ»: «В плане собранности и ценности мне очень нравится Штаб. Этот дом построили не художники и архитекторы, а скейтеры. Ну и конечно Кибитка. В общем, если выбирать, я бы выбрал эти два».
Этот дом никуда не поедет, но он безусловно выделяется. Проект от скейтеров воплотил в жизнь мечту любого ребенка - возможность кататься по дому на доске, роликах, а при определенном мастерстве - и на велосипеде. "Штаб" построен вокруг скейтерской рампы, и первый его этаж - игровая для любителей доски. Второй этаж жилой. Не смотря на то, что создавался проект не профессиональными архитекторами, выглядит он очень ярким и неординарным.
Тема прошлого АРХСТОЯНИЯ была близка с тематикой нынешнего. В 2016 художники искали способы воплотить идею Убежища, в этом - строят дома. Но организаторы уверенны, что такая смежность тематик - кажимость. Юлия Бычкова, продюсер фестиваля "АРХСТОЯНИЕ": "В прошлом году все-таки мы думали именно об укрытии, не о доме. Это было связано и с кризисом, и с тем, что мы не понимали статуса земли. В этом году мы стали арендаторами всего парка и начали заниматься… назовем это гостиничным процессом. Все созданные в этом году объекты станут инфраструктурой парка. То есть эти дома будут сдаваться. Поэтому тема фестиваля в этом году - совершенно другая парадигма существования на этой территории, своего рода заявление: "Мы пришли, мы здесь хозяева". И теперь надо понять, что с этим делать".
Но все же становиться мещанами организаторы АРСТОЯНИЯ и не думают. Кроме функциональной архитектуры, которая останется в парке, был построен масштабный объект искусства. Сто деревянных скульптур из старых досок "Быть
вместе" от Алексея Мартинса расположились на обширной поляне. "Выросли"
эти деревянные звери на постаментах из проекта "Ментальные дрова",
выстроенного вокруг темы тепла. "Быть вместе" - это просторный
парк деревянных скульптур. Но если присмотреться, вокруг каждого постамента
лежат бревна-лавки, сами постаменты установлены в яму, и внутри них
сложены доски для будущих костров. Художник создал этот проект, чтобы
подарить людям не только эмоциональное, но и физическое тепло от искусства.
Всем скульптуры создавались, чтобы быть сожжеными, и тем самым объединить
людей, которые рассядутся у этих костров и скоротают вечер за разговором.
Николай Полисский, художественный руководитель арт-парка Никола-Ленивец: "В этом году у меня нет ощущения впустую выброшенных средств. Все новые объекты мне кажутся уместными, осмысленными". В этом году фестиваль вышел на новый уровень, став полноправным хозяином своего "дома". Можно ждать, что фестиваль переродится и подход к освоению территории и объектам, появляющимся в Никола-Ленивце, станет иным. Каким? Посмотрим в следующем году. ----------------------------------------- МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||