О ВЫСТАВКЕ
История формирования Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней началась в 1719 году с Указа Петра I, согласно которому
была создана Камер–коллегия, обеспечивавшая хранение коронационных регалий,
а впоследствии редких самоцветов, выдающихся ювелирных изделий. Ценности
хранились в отдельном помещении с особыми условиями доступа. Позже хранилище,
получившее название Бриллиантовой комнаты, находилось в Зимнем дворце,
куда со всего мира привозили редчайшие камни, самородки и ювелирные
изделия. В 1914 году, во время Первой мировой войны, драгоценности были
перевезены из Санкт–Петербурга в Москву, подальше от линии фронта. После
революции, в 1922 году Народный комиссариат финансов осуществил подробное
описание состава коллекции и дал ей новое название — "Алмазный
фонд".
2 ноября 1967 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев открыл
постоянную экспозицию выставки "Алмазный фонд" в Московском
Кремле, где были представлены государственные регалии, уникальные самородки
драгоценных металлов, драгоценные камни и ювелирные изделия, имеющие
особое историческое и художественное значение.
На выставке "Национальные сокровища России", открывающейся
в Государственном историческом музее, представлены работы крупнейших
придворных ювелиров России, сделанные по распоряжению Кабинета Его Императорского
Величества и принадлежавшие представителям дома Романовых, а также архивные
материалы, рассказывающие об истории формирования коллекции Алмазного
фонда.
В рамках интерактивной экспозиции продемонстрированы бесценные документы
— "Опись хранящимся в казенной Вашего Императорскаго Величества
при мастерской алмазной разным вещам, драгоценным каменьям и жемчугам
сего 1796 года Ноября по 6 число", "Рапорт Кабинета Его Величества
о представлении Государыне Императрице бриллиантовых серег и броши,
взятых у придворного ювелира Болина", смета на изготовление малой
императорской короны от придворного ювелира К. Э. Болина и другие исторические
документы.
В экспозиции представлены шедевры русского золотого и серебряного дела
конца XVIII–XX столетий, позволяющие проследить основные этапы развития
ювелирного искусства. Особый акцент сделан на предметы, принадлежавшие
членам дома Романовых, а также работы знаменитых придворных ювелиров
России, выполнявшихся по заказу Кабинета Его Императорского Величества.
В числе знаковых экспонатов — изысканная табакерка придворного ювелира
императрицы Екатерины II Жан–Пьера Адора и табакерка с живописным пейзажем
художника–эмальера Пьера Теремена, исполнявшего свои работы для членов
императорской фамилии и русской аристократии. Шедеврами ювелирного искусства
в коллекции можно также считать три броши начала XIX века, исполненные
в мастерской Якоба и Франсуа Дювалей для великой княгини Марии Павловны
— дочери императора Павла I.
Одним из основных исполнителей придворных заказов при Александре III
и Николае II была фирма Карла Фаберже, основанная в Петербурге в 1842
году. На выставке произведения мастеров этой фирмы представлены высокохудожественными
изделиями, связанными со знаменательными событиями в жизни Российского
Императорского дома.
Специально для выставки Государственный исторический музей представит
редкие ювелирные работы, входящие в собрание памятников золотого и серебряного
дела России XVIII–XX веков. В числе шедевров музейной коллекции — чарка,
выточенная императором Петром I.
В экспозиции будут также представлены изделия современных отечественных
ювелиров, чьи работы выполнены в лучших традициях русской торевтики.
Особое место на выставке занимают уменьшенные копии державы и скипетра,
изготовленные в 1999 году к 280–летию образования Гохрана России. Ювелирам
удалось максимально точно воспроизвести детали подлинных императорских
регалий.
|