О МЕРОПРИЯТИИ
Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему.
А.Родченко
Выставка охватывает первые два десятилетия после революционных
событий, открывая зрителю супрематические и кубистические эксперименты
в области живописи и графики таких художников, как А.Древин, Н.Удальцова,
В.Степанова, А.Родченко, А.Лентулов, Д.Штеренберг, Ю.Анненков, фотографии
А.Родченко и Г.Петрусова, а также уникальные
произведения ведущих художников в агитационном поле, затрагивающем такие
отрасли, как архитектура, скульптура, дизайн, агитационный плакат, декоративно-прикладное
искусство (агит-кость, агит-фарфор, агит-лак, агитационный текстиль).
На выставке представлены работы крупнейших мастеров Палеха, редкие агитационные
плакаты, уникальные предметы фарфора 1920-х авторства С.Чехонина, редчайшие
предметы мебели 1920-х гг. из Дома на Набережной авторства Б.Иофана,
уникальный пример агитационного дизайна – Мемориальный кабинет НКО "Ворошиловский
уголок", архитектурные проекты А.Щусева, П.Шадрикова, К.Алабяна,
Д.Чечулина, В.Щуко и В.Гельфрейха и др. Также представлены предметы
агитационного дизайна – предметы мебели в стиле советского ар-деко Ивановского
Интернационального детского дома для испанских детей №5, а также мебель
детской военно-трудовой коммуны "Леноблоно", выполненной по
проекту архитектора А.Дмитриева, учителя М.Гинзбурга.
Молочник "Дадим стране металл". Дулево. 1920-е. Частная коллекция.
Дизайн в культуре авангарда – это системное явление, проявляющееся
прежде всего в концептуальном подходе к быту и окружающему миру. В сфере
дизайна и архитектуры художники активно проектировали и выстраивали
"модели желаемого будущего". На выставке представлены разные
области искусства: дизайн, архитектура, живопись и графика, плакаты,
декоративно-прикладное искусство, фотография, кино и театр…
Программным произведением в экспозиции стал занавес Большого
театра по эскизу Ф.Федоровского, который первым в истории Большого театра
являлся раздвижным. Будучи главным художником БТ, Ф.Федоровский в начале
1930-х работал над эскизами
нового занавеса на тему годовщины революции в духе агитационного искусства
того времени с многократным использованием советской символики: серпа
и молота, колосьев, деталей механизмов. На нем также были вытканы даты:
1871 – год Парижской коммуны, 1905 – год первой русской революции и
1917 – год Великой Октябрьской революции, а также лозунг "Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!" на нескольких языках. Занавес был установлен
в 1937 году.
|
|
Трибуна. Гарнитур детской военно-трудовой коммуны
"Леноблоно". По проекту А.И.Дмитриева. 1934. Частная
коллекция.
|
Стол. 1920-е. Частная коллекция
|
|
В концепции выставки отдельной темой выделена работа
художников с театром. Представлены эскизы костюмов и декораций к главным
постановкам в ведущих театрах – Ф.Федоровского, В.Стенберга, А.Веснина.
Это как раз та сфера, где очень ярко
воплощались смелые авангардные идеи, где искусство переживало совершенно
новый виток развития, где агитационные задачи решались посредством новаторских
авангардных идей.
1920-е годы – это то время, когда русское изобразительное
искусство переживало период своего расцвета. Революция и связанные с
ней потрясения, которые должны были снизить художественную активность,
в действительности дали искусству новый импульс.
Выставка "Новое искусство нового государства"
ставит вопрос перед зрителем: так что же такое Великая Октябрьская революция
для русского искусства? Что породила она? Что привнесла и открыла, а
что безвозвратно разрушила и отняла..? Эта тема оказалась настолько
глубокой, что ответить на нее в рамках одного проекта вряд ли представляется
возможным… Тем не менее идея выставки состояла в том, чтобы дать возможность
зрителю соприкоснуться с удивительными открытиями в русском искусстве,
что происходили благодаря появлению нового государства, оценить творческие
замыслы и по-настоящему революционные произведения художников и архитекторов,
всерьез верящих в построение нового, идеального, свободного и прекрасного
мира.
Супница с крышкой. С.В.Чехонин. 1920-е. Частная коллекция.
Сегодня, спустя 100 лет, мы можем, отбросив все лишнее,
уже в новом ракурсе увидеть и вновь оценить тот уникальный масштаб русского
искусства 1920-х – 1930-х гг., которое пережило все последствия главной
Революции ХХ века, вышло далеко за пределы России и Советского Союза
и на сегодняшний день стало уже частью мировой истории культуры.
|