|
Репортаж с открытия выставки "АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм революции" |
|
||||||||
|
||||||||
Архитектурный авангард – это стиль, который существовал очень недолго – с середины 1920-х до начала 1930-х годов, но при этом оставил яркое наследие. Именно в этот период небывалый подъем архитектурной мысли в нашей стране не только внес весомый вклад в развитие мирового стиля авангард и создания новых архитектурных понятий, но и сформулировал направление развития архитектуры в целом. Однако несмотря на важность этого периода, по словам
одной из кураторов выставки Ирины Чепкуновой, архитектуру 1920-х годов
не очень любят и несправедливо ассоциируют только с простотой, нищетой,
неудобством и тоталитаризмом. И одна из главных задач выставки – сломать
этот стереотип.
Экспозиция располагается в семи залах, каждый из которых посвящен определенной сфере жизни общества: жилой застройке, промышленности, спорту и т.д. Исключение составляет лишь первый зал, где представлена никогда ранее не выставлявшееся в столь полном объеме коллекция работ Ивана Леонидова, внесшего огромный вклад в развитие мировой архитектуры, даже несмотря на то, что все его идеи так и остались на бумаге. Свет его утопического проекта "Город солнца", свет авангарда, по словам кураторов, и является главным символом выставки.
Более подробно о проекте "АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции" ARCHITIME.RU рассказала директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева – Елизавета Лихачева. Как возникла идея организовать выставочный проект "АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции"? Столетие Великой Октябрьской социалистической Революции
обусловило необходимость отметить эту дату, поэтому мы организовали
эту выставку. Все-таки архитектура советского авангарда до сих пор является достаточно дискуссионным объектом. Например, некоторые специалисты считают, что главным достоянием того периода стало не столько материальное наследие, сколько наследие идейное, ведь многие новаторские проекты так и остались на бумаге. Вы согласны с такой точкой зрения? Нет, не согласна, даже одного такого объекта, как дом Мельникова или дом Гинзбурга, или Мавзолей, или Магнитогорск, или, например, круглая баня архитектора Никольского, было бы достаточно, что бы говорить о том, что авангард это не столько идея, сколько организация. И что архитекторы обычно думали про то, как это будет строиться, и что получится на выходе. Поэтому говорить о том, что это только идея, некорректно. Но, как и в любой художественной эпохе, значительная часть того, что было придумано, осталось в теории. Что не делает это ни в коей мере менее ценным.
Как Вы думаете, почему именно в этот период возникло такое количество новаторских, во многом даже утопических, архитектурных идей? Где архитекторы черпали вдохновение? Наверняка не последнюю роль здесь сыграла и оригинальная система обучения, созданная преподавателями ВХУТЕМАСа? Говорить о том, что в ВХУТЕМАСе был создан авангард, не совсем правильно. Система, созданная преподавателями, является прямым следствием эпохи, когда она была создана. Причина, по которой авангард был так популярен в России и в мире в том, что совпало все – социальный заказ, общее социально-политическое развитие, накопленные знания и опыт. В России пути авангарда облегчались еще и тем, что в отличие от большинства стран Запада, главным заказчиком этой архитектуры, этого искусства, было государство.
Каковы, на Ваш взгляд, самые значимые из реализованных архитектурных проектов той эпохи? Дом Наркомфина, Дом Мельникова, Дом-коммуна на улице Орджоникидзе архитектора Николаева, рабочие поселки, Ленинская Слобода, Магнитогорск, фабрика Красный Гвоздильщик архитектора Якова Чернихова, Дом правительства в Харькове. Вернемся непосредственно к выставке. Какие материалы входят в экспозицию? В основном здесь представлены те материалы, которые мы давно не показывали, или не показывали вообще никогда. В частности, это архив Леонидова, выкупленный у семьи архитектора Сергеем Гордеевым, и подаренный им Музею архитектуры несколько лет назад, так же я полагаю, будет интересно посмотреть на проекты классиков российской архитектуры, которые удивительным образом сумели встроиться в новую реальность.
Экспозиция разработана архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. С чем связан этот выбор? Подход Тотана значительно отличался от традиционных подходов к этой теме, и главная задача, стоявшая перед художником экспозиции, была в том, чтобы изменить пространство главной анфилады классического музея. Тотан предложил изящное и очень остроумное решение. Что было самым сложным в подготовке к выставке? Самая большая сложность была в отборе экспонатов. Материала было большое количество, а анфилада музея физически ограничена. И кураторам приходилось долго выбирать, что войдет в финальную экспозицию.
Расскажите поподробнее об образовательной программе выставки. Из чего она будет состоять? Кто будет выступать с лекциями и т.д.? Образовательная программа музея включает публичные авторские лекции от специалистов по архитектуре ХХ века, посвященные самым ярким проектам и событиям в истории советского авангарда. Кураторы выставки расскажут о грандиозных проектах молодого советского государства – Дворце Труда, Наркомтяжпроме, Дворце советов, о первых конкурсах и идеях по переустройству всей столицы. Лекции будут проходить по будним дням вечером и по выходным в 13:00. Подробная программа доступна на сайте музея. Каждую неделю по выставке будут проходить авторские экскурсии – от сотрудников музея, кураторов и приглашенных специалистов. Для самых маленьких посетителей разработан специальный маршрут, на котором дети смогут погрузиться в яркую эпоху советского авангарда и понять, чем жили люди почти столетие назад. После теоретической части на экспозиции ребята смогут попробовать и свои силы в составлении собственных авангардных проектов.
Как Вы считаете, возможен ли в нашей стране сегодня или в будущем взлет творческой архитектурной мысли, сопоставимый с эпохой авангарда? Что этому мешает, а что, наоборот, может поспособствовать? Думаю, что нет. Для того что бы это произошло, необходимо, что бы совпали все факторы, о которых я говорила выше. И пока нет никаких предпосылок в ближайшем обозримом будущем, что это произойдет.
|
||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||