"Открытый диалог" состоялся 26 июля в электротеатре
"Станиславский". На обсуждение пригласили разных экспертов:
медика, специалиста по экологичному строительству, дизайнера среды.
"Мы не случайно выбрали темой фестиваля "качество"
— с одной стороны, это максимально универсальная, а с другой — загадочная
категория. Особенно это касается городской среды. Чиновникам главное
— качественно отчитаться о выполненных поручениях. Девелоперам — получить
качественное количество квадратных метров. У строителей одна из главных
задач — качественно успеть в срок. Есть только один персонаж в этой
команде, который по природе своей профессии нацелен на интегральное
качество конечного продукта. И этот персонаж — архитектор. Он программирует
жизнь города и будущее его жителей",
— открыл диалог куратор фестиваля "Зодчество" Андрей Асадов.
По его словам, в этом году фестиваль попытается сделать архитектуру
объединяющим началом для разговора обо всех аспектах понятия "качество
среды".
Андрей Асадов и Виктория Семенова
В это понятие, безусловно, входят медицинские показатели
— среда должна сохранять человека здоровым. Например, благоустройство
по стандартам, принятым в российской урбанистике, не всегда отвечает
медицинским нормам. В центре Москвы не очень правильно адаптировать
городскую среду для спорта, особенно ночного. "Когда мы бегаем
ночью, мы подвергаем стрессу нашу систему. Ночью надо спать. А если
мы днем бегаем вдоль Москвы-реки без противогаза или едем там на велосипеде,
то мы свою легочную систему и головной мозг подвергаем серьезной опасности.
Токсично ездить сегодня на велосипеде по Москве", — убежден
директор Института междисциплинарной медицины Алексей Данилов.
Может ли качеству среды способствовать экоустойчивая
архитектура? Безусловно. Но в этой области есть разные подходы. "Можно
делать акцент на защите природы — и тогда возникает концепция экологической,
дружественной природе архитектуры. Другая концепция говорит, что акцент
нужно делать на уменьшении зависимости от углеродных источников энергии
— и тогда архитектура осмысляется как энергоэффективная", —
объяснил председатель правления НП "Совет по зеленому строительству"
Александр Ремизов.
|
|
Александр Ремизов, председатель правления НП
"Совет по зеленому строительству"
|
Алексей Данилов, директор Института
междисциплинарной медицины
|
Если архитектор разделяет идеи борьбы с глобальным потеплением
с помощью технологий и энергоэффективности, то здание, скорее всего,
будет напоминать ориентированный на будущее небоскреб, какие строят
Ричард
Роджерс или Норман
Фостер. Защита локального природного окружения, наоборот, предполагает
строительство небольших домов и поселков из возобновляемых материалов.
А если архитектор исходит из здоровья человека, то получаются нестандартные
офисы со спортивными тренажерами и скалодромами. В целом, взаимодействие
архитектуры со окружающей средой бывает очень разным.
В практическом уличном благоустройстве, которое популярно
в российских городах, одна из главных опасностей — упрощение. "Мы
хотим, чтобы нам было комфортно. Тенденции и стремления во всем мире
одни и те же: надо, чтобы нам было приятно дышать, было где отдыхать,
чтобы была вода. Но если вбить по-русски в Google запрос "городская
среда", то поражает количество лежащих людей. Все хотят нас куда-то
положить. А нужно ли это?" — усомнилась вице-президент Союза
дизайнеров России Виктория Семенова.
Электротеатр "Станиславский"
Опасность упрощения лучше всего видна на примере исторических
городов — таких, как Санкт-Петербург. "Я занималась дизайном
городской среды Петербурга и участвовала в разработке регламентов. С
чего начинать работу с городом, у которого большой исторический центр
и охрана ЮНЕСКО? Планы, архитектурные стили, колористика фасадов, световое
пространство, ландшафты благоустройства, монументальное искусство —
это важно для любого города. А для исторической среды еще категорически
важно сохранять идентичность. Мы не будем комфортно чувствовать себя
в Петербурге, благоустроенном простыми современными методами",
— объяснила Виктория Семенова.
В Петербурге исследовали разные типы пространств: линейные
пространства — набережные и городские магистрали, площади, дворовые
пространства, скверы. Ночное освещение не должно было искажать пропорции
исторических зданий. Нужна была навигация, чтобы люди знали, как попасть
на почту, в банк, на городские мероприятия или к водным причалам. В
целом, работа по городскому благоустройству оказалась гораздо сложнее,
чем дилетантски представляется со стороны.
|
|
Ольга Ивашова проводит экскурсию по электротеатру
"Станиславский"
|
"Для меня лично "качественная среда"
— равно "живая". Растущее, непрерывно совершенствующееся и
эволюционирующее пространство. Пару лет назад мы нашли этому замечательное
определение в рамках инициативы "Живые города": живой город
— тот, где хочется жить, творить, мечтать, любить, из него не хочется
уезжать и в него тянет вернуться. Город, в котором возникает ощущение
прекрасного, который провоцирует тебя на твое собственное развитие,
а всех людей — на общение друг с другом", — подвел итог обсуждению
Андрей Асадов.
После того как "Открытый диалог" завершился,
замдиректора электротеатра "Станиславский" Ольга Ивашова
провела экскурсию по театру — и рассказала об истории здания, технологических
аспектах спектаклей и сложной конструкции сцены, которая функционирует
без технических помещений под полом. Участники конференции смогли убедиться,
что пространство, в котором они находились — достаточно современное
и качественное.
Электротеатр "Станиславский"
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ФОТОГРАФИЙ ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|