Кирпич БРАЕР Кирпич BRAER

         
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

Архитектор Илья Чернявский

 

В январе Союзом Московских Архитекторов был запущен конкурс на проект Мемориальной доски советскому архитектору Илье Чернявскому. Он был одним из многих, кому удавалось в хрущевский период "борьбы с излишествами" в архитектуре воплощать неординарные и эмоционально-насыщенные пространства.

Архитектор и преподаватель МАрхИ Екатерина Кожушаная подготовила статью о творчестве Ильи Чернявского.

 
 


Во время учёбы Илья Чернявский (1917—1994) увлекался скульптурой и хотел посвятить ей свою жизнь. Но архитектура забрала его себе, и он стал скульптором в архитектуре.

Чернявский создавал пластичные эмоционально-насыщенные пространства. Андрей Гозак сравнил Чернявского с Микеланджело.

Всё творчество Чернявского происходило в условиях "борьбы с излишествами" в хрущёвский период тотальной экономии и типизации строительных элементов. Суровое время, в котором есть ценность. Люди были распределены в достойное жильё из антисанитарных условий, а среди запретов и скудных строительных технологий выковывался своеобразный стиль, отдельные шедевры и мастера, достойные глубокого изучения. Чернявский - один из них. Он получил мировое признание, публикации и восхищение западных критиков.

В народе, от посетителей "Вороново", Чернявский слышал такой отклик: "Архитектор, который это придумал - "того" (сумасшедший)! … "Все эти художники, поэты, композиторы - того…" Чернявский, услышав этот "комплимент", обрадовался тому, что архитектура в сознании людей наравне с другими искусствами.

Архитектор Илья Чернявский
1. Илья Чернявский (1917 - 1997). Автопортрет.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Красная пахра"

Чернявский был человеком неуёмной творческой энергии. Он вставал каждый день в 6 утра. После минимальных утренних процедур принимался за работу. К 9 утра он приходил в мастерскую с готовыми эскизами. Называл новый эскиз "вероянт". В течение дня этот вероянт разрабатывался, а на следующий день происходило всё заново. Эскизы он делал на любой поверхности и клочках бумаги, иногда отрывая уголки от готовых чертежей. В каждом эскизе была заложена пространственная идея, оставалось её "прочертить" - проявить, как скульптор проявляет форму.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Вороново". Общий вид и планы.

Первой громко прозвучавшей постройкой Чернявского стал пансионат "Вороново". Архитектурная скала или богато инструментованный оркестр. Звучащий на фоне природы и взаимодействующий с ней. Остановившийся локомотив с поездом. Множество образов вызывает мощная композиция на берегу озера.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Вороново". Разрез.

Чернявский проектировал в объеме. Не существовало отдельно плана без разрезов и фасадов. Внешнее взаимодействовало с внутренним, и с окружением. Архитектор Борис Шабунин рассказал, что выбрал архитектуру как жизненный путь после того, как увидел на стене в мастерской Чернявского один лишь разрез. Шабунин уволился отовсюду и на следующий день уже работал у Чернявского.

В Вороново воплощён один из самых экспрессивных атриумов, хотя в СССР их практически не строили. Впечатление от атриума специально усилено архитектором тем, что прежде чем попасть туда, посетитель проходит через довольно низкое пространство, а после выхода в атриум у него захватывает дух.

Чернявский заботился об эффектах пространства, считая, что они могут формировать психологическую среду и должны быть простроены драматургически. Пространство может отрезвлять, а может создавать иллюзии, может возбуждать или успокаивать.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Вороново"

Стиль Чернявского нельзя строго причислить к брутализму, который господствовал в мире в то время. Чернявский провозглашал поэтичность архитектуры и диалог архитектуры с природой. В его проектах множество деталей, которые не несут функциональной нагрузки, но пластически разрабатывают поверхности и привлекают взгляд, создают архитектурную музыку.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Вороново". Атриум и бассейн.

Пластически проработанный атриум оторван от земли витражом на уровне человеческого роста, далее вверх разработан стильными формами в камне, а вверху увлекает ритмом конструкций и сыгранных световых "инструментов". Это и архитектурный джаз, и брутальная классика - со своим особым характером середины XX века.

Бассейн, при всей невозможности нормирования таких приёмов в тот период, сделан так, чтобы создать ощущение единства с природой: через витраж, минимальный проход между стеклом и водой, и свет с неба - через витраж крыши.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Отрадное"

Следующий значительный построенный объект Чернявского - пансионат "Отрадное". Главный корпус располагается на холме. Поэтому, входя, посетитель попадает в атриум, но на этот раз спускающийся вниз. Это другой неожиданный эффект. Корпус "спускается" в овраг, где прозрачной частью соединяется с жилым корпусом. С воды он похож на пароход. Как и в Вороново, спальный корпус ритмически разнообразен (хотя минимальными средствами), что создаёт пластически неожиданные перспективы при восприятии. Особый стиль деталей - каменные "капли" на фасаде.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Отрадное". Вид на главный корпус со стороны жилого корпуса.

Главный корпус разбит по вертикали на три части: серединная часть заглублена и раздроблена, как будто с нее снята часть фасада и обнажается внутренняя структура и жизнь. Общественный и жилой корпус не сливаются, а разделены прозрачным соединением с горизонтальным ритмом. Лестница, как всегда, выступает соло. Каждый элемент скульптуры достоин композиционного анализа и восхищения.

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Отрадное", фасад, цветная отмывка на рэм-бумаге.

Чернявский делал коллажи на отмытых фасадах. Рабочие отмывки делались на рэм-бумаге, наклеенной деревянным клеем на картон. Без конца уточнялся и совершенствовался фасад. Без конца доклеивался макет, дорабатывались формы и детали до звона. Чувство ритма в деталях, пластике поверхности и переплётов роднит Чернявского с художником Питом Мондрианом.
В проектах Чернявского не было задних фасадов - скульптура должна смотреться с любой точки.

Архитектор Илья Чернявский
Район Большого Сочи, Лазаревское, вид с моря.

В экспериментальном институте курортных зданий, где работал Чернявский, велась масштабная работа для юга. Сочи, Крым, Геленджик, Кавказские и другие регионы.

Во время работы над одним из таких проектов в мастерской всё было увешано морскими и горными пейзажами, чертежами старинных кораблей, гигантскими развертками видов с моря. Чернявский сам сочинял стихи про здания, которые, как обломки скал, спускаются в воду. Просил всю мастерскую читать стихи на магнитофон, а сам подбирал музыку. Так шла подготовка к градостроительному Совету.

Архитектор Илья Чернявский
Лазаревское, треугольные корпуса на рельефе.

Создавая требуемую высокоплотную застройку в районе большого Сочи, в проекте Лазаревского, Чернявский специально расчленяет жилые блоки по горизонтали, чтобы облегчить объемы и создать скульптурно прорисованный ландшафт.
Протяженные фасады, разорванные между собой по вертикали и надетые на общий стержень, предвосхищает современный приём "горизонтальный небоскрёб". А также приём "поленница" (когда огромные лежащие "брусья" зданий пересекаются в диагональных направлениях).

Треугольная форма плана жилых корпусов у моря выгодна тем, что если поставить корпус одной стороной параллельно берегу, остальные две стороны тоже получают ориентацию на море. Что было реализовано Чернявским в пансионате "Сосновая роща" в Геленджике.

Архитектор Илья Чернявский
Железноводск. Всесоюзный конкурс на застройку ул. Ленина.

В конкурсном проекте для города Железноводск Чернявский создал плотную застройку, напоминающую антропогенные скалы или плодовые деревья. Футуристическая архитектура, эксперимент в стиле метаболизм. "Город будущего". Один из многих проектов Чернявского, естественно интуитивно созданный им как скульптором, ставит его в ряд самых актуальных веяний мировой архитектуры XX века.

Архитектор Илья Чернявский
Макет жилого корпуса, Железноводск

У Чернявского есть контекстуальные проекты и варианты. Гостиничный комплекс на набережной в Ялте, вблизи гостиницы "Ореанда" поначалу замышлялся Мастером как эффектная крупная форма. Но затем решение было принципиально изменено, чтобы не нагрубить тонкому очертанию крымских гор. В проекте был с особым трепетом и нежностью к природе прорисован силуэт богатой пространственной композиции.

Архитектор Илья Чернявский
Ялта, гостиница Госкино СССР и фестивальный комплекс.

Чернявский великолепно проектировал на рельефе. Кроме того, что форма естественно живописно "ложилась" на крутой рельеф, сама внутри себя она тоже содержала эффекты, вызывающие восхищение. Как, например, многосветный каскад лестницы в одном из вариантов пансионата "Верховина".

Архитектор Илья Чернявский
Пансионат "Верховина", вариант.

В последующем варианте этого пансионата Чернявский расчленяет общую композицию и сами объемы, смело дробит их, интуитивно работая в стиле деконструктивизм, одновременно с Либескиндом и Айзенманом, конец 80-ых годов. Силуэтом здания Чернявский ведёт диалог со средневековым замком, расположенным поблизости.

Мастер жил крайне аскетично, весь в творчестве. Работа была для него воздухом и смыслом. Часто ходил на работу в бабочке. В командировки ездил с материалами для отмывки и макета.

Беспрецедентный случай был в Сочи, когда на одном градостроительном Совете были утверждены сразу три проекта одного автора. Поначалу с третьим проектом была сложность: случайно затрагивалась чужая территория, и проект отказались рассматривать. Чернявский за ночь перед Советом переделал проект, макет и подачу, и все три проекта были утверждены в один день.

Архитектор Илья Чернявский
Чернявский у камина в пансионате "Планерное". Комната Чернявского.

Мыслительный и творческий процесс для него не заканчивался никогда, ученикам и соработникам бывало с ним сложно, но захватывала его энергия и адреналин творчества.

Интуитивно он реализовал все стили, бывшие в его эпоху. Брутализм (при тонкой проработке), метаболизм, контекстуализм, деконструктивизм. Некоторые реальные проекты Чернявского напоминают офорты Бумажной архитектуры, с её глубокой философией.

Сам Чернявский не любил причислять своё творчество ни к какому стилю. Он, как огонь в созданном им прозрачном камине "Планерного": жил, горел и не поддавался рациональной системе.

Статья подготовлена Екатериной Кожушаной для ARCHITIME.RU
По материалам: Гозак А. П., Крылова В. С. Илья Чернявский. - М.:
Союз московских архитекторов,
2009. - 168 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-94607-119-4.

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

СОПУТСТВУЮЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Конкурс на проект Мемориальной доски Илье Чернявскому Конкурс на проект Мемориальной доски Илье Чернявскому

© 2007 - 2017, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100

Нас уже 50 тысяч!
Присоединяйтесь к АРХИТАЙМ!

Самые важные конкурсы для архитекторов и дизайнеров, отобранные со всего мира...
Не пропустите ничего АРХИ-ИНТЕРЕСНОГО ;-)