Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

 

Арт-объекты — это не просто ярко, необычно и красиво. На самом деле, инсталляции способны влиять на криминальную обстановку в городе, провоцировать туристический бум и справляться с экологическими проблемами. Как? Об этом в рамках организованного Мосприродой цикла эколого-просветительских мероприятий ЭКО-марафон, включающего конкурс ландшафтных проектов АРТ_ЭКО и фестиваль "IV Экорезиденция волонтеров и городских активистов", рассказывает художник и арт-продюсер Катя Попова.

 
 

Инсталляция — это набор предметов, объединенных общей идеей. Ключевой момент тут — именно наличие идеи. Современная инсталляция — один из самых выразительных видов творчества, но из каких материалов все сделано, как реализовано — все это вторично. В центре — идея, которая может или разрушить, или собрать все пространство, превратить его в райский сад или в нечто ужасное. Весь мир сейчас держится исключительно на идеях: памятник как материальный объект — это прошлое. Пришло время проектов, которые могут оживить пространство, наполнить его вкусом, наполнить смыслом.

И в этой логике инсталляция, арт-объект — это точка сборки любого пространства. Инсталляция способна вобрать в себя все окружение, привлечь все внимание окружающих. Тем печальнее, к слову, недавнее открытие памятника Калашникову — увы, его можно рассматривать как инсталляцию, эмблему войны, которая заставляет все окружающее пространство работать именно на эту тему. Посмотрим на то, как инсталляции могут менять пространство, как они уже делают это по всему миру.

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

Вот, например, одна из самых известных в мире инсталляций — “Зачатки”, она создана в Мексике, в городе Пальмитас, расположенного в районе Пачука. Вообще, Мексика — удивительная страна, бедная экономически, но при этом богатая на потрясающих художников и невероятные проекты. Так вот, авторы инсталляции, по сути, сделали арт-объектом весь город: раскрашено 209 домов, оформлено 20 тыс. кв. м посадок, в проекте участвовали 453 семьи — почти 2000 человек.

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

И самое главное — в результате снизился уровень насилия среди молодежи, практически упал до нуля. Вот что я называю изменением пространства — это потрясающий эффект. Я на своем опыте, опыте работы на различных фестивалях, могу сказать, что такое включение местных жителей в создание арт-объектов меняет представление людей о мире, в котором они живут, делает их творцами, а не разрушителями. Это очень целительный социальный эффект.

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

Или вот инсталляция Патрика Мерфи для картинной галереи Уокера в Ливерпуле: яркие фигуры голубей на балконе. Вроде бы, простая идея — но как она сразу меняет пространство! Я думаю, для осенней Москвы подобное решение стало бы отличным способом поднять настроение горожан, отвлечь от подступающей серости и грязи.

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой "Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

Помимо инсталляций, трансформирующих восприятие окружающего пространства, есть и объекты, чей смысл — заставить людей задуматься. Например, эта инсталляция была создана после аварии на атомной электростанции Фукусима. Целое поле людей в защитных костюмах напоминает о неоднозначной теме ядерной энергии, заставляет задуматься о последствиях прогресса.

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

Немного о том, как инсталляция помогает экологии и поднимает туризм. Вот работа британца Джейсона Тейлора, созданная в Карибском море, недалеко от Канкуна. Любопытно, что Мексика изначально не выделяла средств на инсталляцию, так что Тейлор продал собственный дом и начал работать над проектом на вырученные деньги.

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

Эффект был практически моментальный — со всего мира поехали люди, и вот тогда уже был выделен бюджет на продолжение проекта. Помимо туристического бума, инсталляция без преувеличения берет на себя функции полуразрушенных коралловых рифов — объекты быстро обрастают всякой морской живностью, привлекают рыбок.

"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой

Эта инсталляция в лондонском Гайд-парке — практически исключение из правил. Обычно я не приветствую зеркала в ландшафтном дизайне, в природном окружении, но здесь получается настоящий аттракцион: заблудиться и внезапно встретить самого себя — это может быть очень интересно!

Мне нравится, когда помимо символической нагрузки, арт-объекты приносят городу практическую пользу. Вот, например, моя работа — набережная в Татарстане, в городе Нижнекамске. Проект называется “Красный ключ” — вход на набережную, красная дорожка, переходящая в корабли: они как бы символически проходят через скважину. И под ключом — специальное место для замков, которые так любят вешать молодожены и просто влюбленные горожане. Когда замки висят повсюду, хаотично, это, честно говоря, скорее портит место, чем украшает, поэтому хорошо, если для этих символов отводится специальное место. Вот я и придумала в проекте такое место для “замков любви”.

На самом деле, даже детали могут здорово оживить городские пространства, если сделаны продуманно и талантливо. Вот, например, кормушки для птиц, сделанные бюро “Чобан и Кузнецов” — чем не произведение искусства? А вот разноцветные скворечники — когда я их делала, некоторые смеялись: какая птица будет жить в таком? Они и близко не подлетят! Но нет — повесили скворечники, и через год ни одного пустого не было!

Кстати, пара слов о работе с природными объектами — обычно об этом дизайнеры не очень распространяются, может быть, потому что видят своей задачей создать классный проект, но не долгоиграющий проект. Если брать не только малые формы, кормушки, скворечники, надо обязательно иметь в виду, что срок жизни инсталляций на природе очень небольшой! Потом природа берет свое: на объектах заводится всякая живность, начинает поедать дерево и т.п. Когда я первый раз увидела, во что превращаются такие объекты, сразу сказала: “Снимайте и больше никогда не вешайте!” Это касается и металла, и даже вязаных объектов. Вообще, всегда стоит думать о том, как будет жить объект, где у него уязвимые точки, что может сломаться в процессе эксплуатации и т.п.

Но вообще, работать с природой — это очень здорово. У меня есть идея — делать городские дворы настоящими природными территориями: весь этот асфальт и камень, особенно в современных микрорайонах, он так угнетает. Отличным решением могут стать модульные сады — такие объекты интересны, функциональны, они настолько самодостаточны, что сразу собирают пространство вокруг себя. Выглядываешь в окно, выходишь во двор — и смотришь не на панельные многоэтажки, а в центр этого маленького сада.

На мой взгляд, конкурс АРТ_ЭКО развивает у его участников очень важное умение – как при помощи различных приемов и инструментов ландшафтного дизайна можно обыгрывать и изменять реальные общественные пространства без радикальной перестройки. Изменяй, сохраняя. Это именно тот формат, который подходит природным территориям Москвы.

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

СОПУТСТВУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Конкурс ландшафтных проектов "Арт_Эко"

Конкурс ландшафтных проектов "Арт_Эко"

Илья Мочалов: "Работа с городской средой — это проектирование человеческих эмоций" Илья Мочалов: "Работа с городской средой — это проектирование человеческих эмоций"
Интервью Андрея Волкова Интервью Андрея Волкова

© 2007 - 2017, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100

Нас уже 50 тысяч!
Присоединяйтесь к АРХИТАЙМ!

Самые важные конкурсы для архитекторов и дизайнеров, отобранные со всего мира...
Не пропустите ничего АРХИ-ИНТЕРЕСНОГО ;-)