Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

Реновация, архитектура будущего и перспективы архитектора в цифровом мире. Репортаж с XXIII Международной выставки АРХ Москва-2018

 

Как изменится со временем архитектура Москвы и других мировых мегаполисов в связи со стремительным ростом урбанизации? Какой вообще будет архитектура будущего? Как изменится профессия архитектора, и нужна ли она будет вообще, или его работа полностью будет отдана на откуп цифровым технологиям? Каковы тенденции создания современных городских ландшафтов, и скоро ли мы будем жить в "Умных городах"? Это лишь небольшая часть вопросов, обсуждавшихся российскими и зарубежными архитекторами, девелоперами, дизайнерами, строителями на ежегодной выставке АРХ Москва-2018. Тема выставки, проходившей с 16 по 20 мая в Центральном доме художника, звучала как "Перестройка-2". И речь шла не только о реновации, но и о перестройке принципов работы, чтобы идти в ногу со временем.

 
 
ОТ КУПЕЧЕСКОЙ МОСКВЫ ДО НЕБОСКРЕБОВ СИТИ

О важности преемственности поколений в градостроительстве на открытии выставки говорил мэр Москвы Сергей Собянин, который отметил, что все исторические периоды добавляли в архитектуру столицы свою страницу. Благодаря этому в городе соседствуют и небольшие купеческие особняки, и новаторство конструктивистов, и здания сталинского ампира, и современные небоскребы Сити. "Новая задача и новая идеология развития Москвы - совершенствовать общественные пространства и делать город удобным для жителей, сохраняя при этом прошлое и заботясь о памяти архитектуры. Важно не просто строить большие и красивые проекты, а создавать целостную среду, комфортную для москвичей", - подчеркнул мэр.

"Тема выставки "Перестройка" не случайна, она отражает масштабные позитивные тенденции в развитии архитектурного облика столицы, других городов и регионов. На АРХ Москве мы не только подводим итоги, но и обсуждаем тренды и направления развития в будущем. Мы всегда позиционировали АРХ Москву не только как площадку для маститых архитекторов, но и как трамплин для молодых архитектурных стартапов. XXIII АРХ Москва не стала исключением, мы показываем несколько архитектурных школ и множество молодых авторов, которые, мы надеемся, пойдут с нами за АРХ Москвой в будущее и сделают нашу столицу и нашу страну еще красивее", - отметил в свою очередь Директор Центрального дома художника Василий Бычков.

АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО

В 2017 году темой АРХ Москвы была "Архитектура Next!". На АРХ Москве-2018 данному вопросу была посвящена панельная дискуссия, организованная турецким архитектурным бюро GAD. Обсуждались шаги и средства, необходимые чтобы облечь в архитектурную и пространственную форму запросы современного общества, которые зачастую довольно стремительно меняются.


Глава Архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан рассказал о четырех принципах развития и реконструкции Берлина, за счет применения которых город стал лидером Европы по ежегодному приросту туристов. Это строительство сомасштабных человеку улиц и зданий, развитие общественных пространств и пространств для пешеходов, контрастная и оригинальная архитектура в определенных точках города и четкая политика охраны памятников.

Также в дискуссии участвовали посол Турции в РФ - Хусейн Дириоз; основатель и глава GAD Architecture/GAD Foundation - Gokhan Avcioglu; директор Архитектурной школы МАРШ - Никита Токарев; вице-президент Credit Europe Bank - Guclu Tolan и партнер и руководитель архитектурного бюро UNK project architects - Юлий Борисов.

Подробнее о дискуссии читайте здесь.

ЛАНДШАФТ В СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДАХ

Одна из самых ответственных задач по формированию комфортных и качественных пространств в различных населенных пунктах лежит на плечах ландшафтных архитекторов. Именно они, работая на стыке нескольких профессий, делают органичным соседство природы и рукотворной среды. Вот почему 20-й номер журнала Speech:, презентация которого состоялась в рамках АРХ Москвы-2018, посвящен ландшафтному дизайну.

"Нет сомнений в том, что поиск форм интеграции природы в мегаполисы - одна из самых актуальных задач на предстоящие годы, поскольку иного способа сделать города более удобными, экологичными и устойчивыми просто нет", - поделилась с читателями своим мнением редактор Анна Мартовицкая.

А специальный гость презентации президент и управляющий партнер Hargreaves Associates (США) Мэри Маргарет Джонс, выразила уверенность, что в будущем градостроители будут ориентироваться на такие проекты, где инфраструктурные и строительные потребности будут интегрироваться с ландшафтами и парками. В качестве примера она привела парк Зарядье, в котором соединились три компонента: вода, почва и структура.

КАКОЙ БЫЛА "ПЕРЕСТРОЙКА-2"

Экспозиция состояла из более чем тысячи проектов. Встречала посетителей инсталляция "Перестройка". Внутри павильона, созданного Сергеем Чобаном и Андреем Перличем, на широких экранах демонстрировались интервью и проекты мэтров, активно работавших в 1960-х - 1980-х, в том числе, Юрия Гнедовского, Сергея Шмакова, Владимира Кубасова и других. Эта инсталляция при подведении итогов выставки была признана лучшей в номинации "История вопроса".

А чуть правее входа располагались гипсовые модели дворов, арок и других "пустых" пространств различных городов, созданные студентами школы МАРШ.

Зал ДНК на минус первом этаже был наполнен яркими красками выставки FOLLOW DESIGN, представившей многообразие товаров и материалов для дизайна интерьеров от ведущих зарубежных брендов и ставшей "Лучшим специальным проектом в области дизайна" по итогам АРХ Москвы.

Экспозиция уже ставшей традиционной на АРХ Москве выставки-конкурса "Архиграфика" носила название "Архитектура в рисунках: рацио vs эмоции". Что же все-таки превалирует в нашем восприятии архитектуры? Именно над этим вопросом предложили поразмышлять организаторы. А жюри АРХ Москвы отметило экспозицию за верность выбранному жанру и качественное развитие темы.

Среди иностранных участников выставки хочется отметить дебют на АРХ Москве испанских производителей керамики, создавших "Пространство TILE OF SPAIN", где в рамках специальной экспозиции демонстрировались широкие возможности керамических изделий в современном интерьерном дизайне и архитектуре. Экспозиция вызвала большой интерес среди архитекторов, дизайнеров и дистрибьюторов, отметивших большой творческий потенциал испанской керамики.

Описать всю экспозицию АРХ Москвы едва ли возможно. Были здесь и инсталляции молодых архитекторов, участвовавших в проекте "Редевелопмент", куратором которого выступил Илья Мукосей; и прогулки по виртуальным столичным паркам благодаря 3D очкам, предоставленным "Народным архитектором"; и макеты парка Зарядье и Большой спортивной арены Лужники на стенде Мосинжпроекта. Но отдельно хочется отметить самую масштабную экспозицию - стенд Москомархитектуры, признанный лучшей экспозицией 6 Московской Биеннале Архитектуры и посвященный пяти площадкам программы реновации. Посетители могли познакомится с деталями новой застройки в районах Проспект Вернадского, Кузьминки, Царицыно, Хорошево-Мневники и Головинском районе.

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

Как всегда по итогам АРХ Москвы состоялась церемония, на которой награждались лучшие участники. Архитектором года был признан Тотан Кузембаев, известный своими проектами деревянной архитектуры. С недавнего времени он вплотную занялся идеей строительства многоэтажных деревянных зданий. Один из таких проектов - застройка района "Камушки" - был представлен в АРХ Каталоге.

Круглый амфитеатр с красными ступенями, созданный Почетным Гостем АРХ Москвы - Республикой Татарстан по праву был признан лучшим общественным пространством выставки. Здесь можно было не только посмотреть как в Республике оформляется множество социальных пространств, но и просто отдохнуть, расположившись на мягких красных подушках.

Стенд кураторского фотопроекта "Проект "12" ВРЕМЯ, ЭПОХИ, СТИЛИ, ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО", созданный Студией Архитектуры и дизайна Марии Романовой "Анфилада МАРО" был отмечен жюри в номинации "За образное представление женственности в профессии". Сам проект состоял из фотографий 12 женщин творческих профессий (архитекторов, дизайнеров, декораторов) на фоне и с декорационным дополнением материалов, используемых ими в творчестве: камня, керамики, ковров. "Каждый кадр - это законченный проект. В нем есть человек, место, время, стиль", -объяснила Мария Романова.

Полный список номинаций и победителей можно посмотреть на сайте АРХ Москвы.

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

Помимо инновационных материалов на АРХ Москве много говорилось и о таких традиционных и экологичных материалах, как дерево. Знаковым событием в этой области стала ежегодная премия АРХИWOOD, которая вручается за лучшие деревянные архитектурные сооружения. Итоги премии в номинациях "Арт-объект", "Загородный дом", "Предметный дизайн", "Малый объект", "Общественное сооружение", "Дизайн городской среды", "Дерево в отделке", "Интерьер", "Реставрация" были подведены в рамках АРХ Москвы. Подробнее об итогах премии читайте здесь.


И СНОВА ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Дискуссия о том, какова будет роль архитектора через 5-10 лет прошла в рамках традиционного "Завтрака архитектора и девелопера". Ведь новые технологии и материалы, урбанизация и рост больших городов, стандартизация строительных процессов не могут не влиять на профессию.

Основной вопрос, над которым размышляли собравшиеся, был сформулирован следующим образом: "Способна ли машина в будущем полностью заменить архитектора? Не сведется ли архитектурное проектирование к вводу в компьютер определенных стандартов и параметров, на основе которых машина будет выдавать несколько вариантов типовых проектов?"

По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, чтобы этого не произошло архитекторы должны занимать активную позицию в публичном пространстве, вести просветительскую деятельность, разъясняя обществу, что излишне стандартизированная и механизированная среда не может быть по-настоящему комфортной для жизни человека, ведь все мы знаем, чем закончились подобные эксперименты во времена Хрущева.

Если подытожить все выступления в целом, то можно сделать вывод, что роль архитектора безусловно будет меняться, его задача будет в первую очередь состоять в проектировании смыслов, прогнозировании и генерации идей. Архитектор станет более универсальной профессией, объединяющей различные сферы жизни, он из чистого проектировщика будет постепенно превращаться в человека, который проектирует город в целом.

АРХИТЕКТУРА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Предстоящие мировое первенство по футболу кроме непосредственно спорта затрагивает многие сферы жизни. В том числе архитектуру. Вот почему проект "Приметы городов" организовал на АРХ Москве круглый стол "Спортивный девелопмент и архитектура: жизнь до и после чемпионата". Основные вопросы помимо оригинальных конструктивных решений заключались в рациональном использовании территории стадионов, когда там не проводятся соревнования, и в том, как стадиону стать коммерчески успешными проектом.

Участники обсуждения, среди которых были архитекторы, проектировщки и сотрудники консалтинговых компаний, сошлись на мнении, что вопросы эти взаимосвязаны и решать их нужно еще на стадии проектирования. А в целом доходы от использования стадиона складываются из прибыли от рекламы, арендной платы футбольных клубов, экскурсионной программы и продажи атрибутики, билетной программы и кейтеринга, сдачи в аренду площадей вокруг стадиона и на территории спортивного сооружения, а также проведения концертов и других мероприятий. При грамотном планировании этих составляющих стадион может окупить затраты на строительство уже через 10-15 лет. Подробнее об итогах круглого стола читайте здесь.


ИТОГИ

В целом в АРХ Москве-2018 участвовали 298 компаний из 17 стран. Насыщенная деловая программа состояла из 169 мероприятий, проходивших на 7 площадках. Выставку посетили более 26 тысяч человек. С каждым годом интерес к выставке неуклонно растет, а программа совершенствуется. Какие сюрпризы организаторы подготовят к следующей выставке узнаем через год. А в том, что они будут, нет никаких сомнений.

_______________________________

Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ФОТО ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
_______________________________

Лампы в воде на стенде Artlight
Авторы стенда Cottodeste и Arch-Skin - IND architects, Мария Яско


Кинетическая инсталляция на стенде АБ KPLN

"Нет внутреннего напряжения". Стенд LAMINAM. Архитектор: Дима Барьюдин
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

От драйверов девелопмента до лавочек с рюмками. Репортаж с Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва
О выставке BATIMAT RUSSIA 2018 Архитекторы по жизни. Репортаж с АРХ Москвы 2016

© 2007 - 2018, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100