Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

Современный взгляд на музейное пространство: в "Новом Иерусалиме" открылась постоянная экспозиция, выполненная по проекту Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой.

 

Все привыкли, что музейный зал - это, как правило, большое единое пространство, где экспонаты расположены в свободном порядке. Однако новая постоянная экспозиция в музейно-выставочном комплексе Московской области "Новый Иерусалим" показывает, что выставочное пространство можно организовать гораздо эффективнее, а камерная обстановка музея совсем не мешает успешно использовать в нем мультимедийные технологии.

 

 
 

Масштаб и разнообразие экспозиции "Новый Иерусалим - памятник истории и культуры XVII-XX веков", открывшейся в середине декабря, потребовали от организаторов принципиально новых пространственных решений. Сложность заключалась в том, что под одной крышей необходимо было разместить множество совершенно разных артефактов: личные вещи патриарха Никона, предметы живописи, церковную утварь, книги, оригинальные изразцы и многое другое, дополнив все это мультимедийными инсталляциями и уникальными витринами. Поэтому для организации внутреннего пространства авторы проекта экспозиции Сергей Чобан и Агния Стерлигова предложили концепцию зального музея, где каждый зал сомасштабен человеку, но при этом имеет свои особенности.

"Наши совместные с Агнией Стерлиговой работы в основном связаны с развитием темы классического музея. Это анфилада залов, задающая маршрут движения посетителя и позволяющая нанизывать на одну ось пространства разных габаритов и разной конфигурации. В крупном центральном ядре, с которого начинается знакомство посетителя с экспозицией, представлена масштабная инсталляция, дополненная интерактивным макетом Ново-Иерусалимского монастыря, а для размещения многочисленных произведений искусства и артефактов созданы более камерные залы и ниши. Нашей основной задачей, которую мы решали совместно с кураторами, было создание пространств, сомасштабных одновременно и экспонатам, и зрителям", - рассказал на открытии экспозиции Сергей Чобан.


Центральный зал

Такая планировка помогает решить основную задачу выставки - представить в хронологическом порядке на площади в 1500 кв.м. историю памятника культуры и архитектуры - Ново-Иерусалимского монастыря, начиная с его основания патриархом Никоном и вплоть до планов развития территории комплекса в будущем. Для этого экспонаты разбиты тематически: залы в правом крыле посвящены истории России в XVII веке, а в левом - истории монастыря и музея в прошлом столетии, а также их настоящему и будущему.

Центральный блок экспозиции повествует о личности патриарха Никона и истории создания Ново-Иерусалимского комплекса. Экспонаты размещены вокруг ядра-амфитеатра, где находится мультимедийная инсталляция. Масштабный макет территории архитектурного ансамбля оживляется видеопроекцией - маппингом, синхронизированным с фильмом на широкоформатном экране. Благодаря этому, начав осмотр отсюда, посетитель всего за несколько минут в доступном и эффектном формате узнает основные этапы развития территории комплекса и может самостоятельно подготовиться к детальному осмотру артефактов из коллекции музея.

"Мы не случайно помесили в центре экспозиции такое масштабное мультимедийное шоу. Одна из задач, которую поставило перед нами руководство музея - привлечь к экспозиции широкую аудиторию, особенно молодежную. Сейчас мультимедийные технологии востребованы во всех современных музеях мира, и благодаря этому у подрастающего поколения появляется интерес к изучению истории. Конечно, мы постарались соблюсти баланс, так как историческая ценность экспоната не должна быть вытеснена развлекательной составляющей новых технологий.

Довольно большой объём работы проводился вместе с кураторами музея, которые непосредственно работают с артефактами. Под каждый из комплексов мы создавали уникальные витрины, продумывали как их поставить, с какой периодичностью они будут меняться. Все это важно не только для комфорта посетителей, но и для того, чтобы кураторы без специальной техники могли при необходимости поменять экспонаты. Также разрабатывая концепцию витрин, мы с самого начала продумывали этикетки и пояснительные тексты, обеспечивающие комфортный и информативный обзор того, что представлено внутри", - рассказала архитектор Агния Стерлигова.

Центральная часть экспозиции. Интересное решение: в полу рядом с мультимедийным макетом
сделаны ниши с зеркальными стенками и дном, в которых таятся изразцы и другие артефакты

Таким образом, каждая витрина сопровождается настенными экспликациями и этикетажем, а современные тачскрины с расширенной информацией позволяют посетителю самостоятельно выбрать уровень погружения в тему.

Гигантская работа по реализации идей архитекторов была проведена архитектурным бюро Planet 9, а мультимедийный контент разрабатывался студией Raduga Design. Застройку осуществили "МКС - всегда на высоте".


Зал, посвященный XVII веку


Зал, посвященный XX веку

Цветовое решение стен довольно подробно обсуждалось с кураторами экспозиции, так как они непосредственно работают с экспонатами и видели их в оригинале, что очень важно. В итоге для оформления центрального зала был выбран глубокий винный цвет, он довольно часто используется в экспозициях, связанных с религиозной тематикой.

Архитекторы продумали и такие нюансы, как подсветка в залах. Для лучшей ориентации посетителей и их спокойствия она сделана ближе к полу, тень уходит на потолок и таким образом пространство визуально увеличивается.


Центральный зал

В музее гармонично перекликаются прошлое в виде исторической экспозиции и настоящее, отраженное в интерьере современного выставочного пространства, при этом, и то, и другое заслуживает отдельного внимания. Экспозиция открыта для посещения, и вы можете увидеть ее ежедневно со вторника по воскресенье в музее по адресу: Московская область, Истринский р-н, г.п. Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1.

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------


© 2007 - 2018, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100