Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? Что ждёт русский предметный светодизайн

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

В рамках Light Talks состоялась дискуссия, в рамках которой дизайнер Ольга Подольская, светодизайнер Наталья Маркевич, представитель компании GLASSBURG Евгений Богомазов и креативный директор салона "СВЕТИЛЬНИКИ" Константин Прокопенко обсудили истоки, тренды, проблемы и перспективы развития русского светодизайна, выделили знаковые российские фабрики и предметных светодизайнеров.

 
 

Константин Прокопенко, креативный директор салона "Светильники" на Малой Ордынке, 39 рассказал об исторических особенностях российского промышленного дизайна в области освещения. В числе прочего он поделился историей популярности зеленых ламп, получивших известность не только России, но и за рубежом, а также выделил характерные черты светодизайна эпох конструктивизма и советского модернизма.

"Появление конструктивизма, для которого характерно много естественного освещения в зданиях - очень важно, поскольку на тот момент обилие света выступало в качестве метафоры "взгляда в светлое будущее". Поэтому вполне естественно, что и освещение от световых предметов должно быть ровное и яркое. Первостепенную задачу играла функция: светильники становились простыми, без декоративных элементов, чаще с матовым стеклом".


Филипп Старк и его Dedon Light

Константин Прокопенко заметил, что редким случаем удачного возрождения традиций конструктивизма в современном предметном дизайне в области освещения стало появление новой коллекции светильников и мебели Radio Lamp: "Radio Lamp - уменьшенная копия Шуховской башни, модульный светильник и предмет мебели, разработанный "Латунной мастерской" и итальянским дизайнером Яном Бигацци. Это один из немногих примеров, когда современное освещение имеет отсылку к русскому направлению, в данном случае к авангарду и конструктивизму".

Советский модернизм, конструктивизм, авангард, ар-деко, русский балет, русские художники: Казимир Малевич, Иван Билибин - это только небольшая часть воодушевляющих дизайнеров направлений и персоналий.

Наталья Маркевич, практикующий светодизайнер, куратор курса "Световой дизайн" школы МАРШ провела краткий экскурс в историю светодизайна, а также сделала обзор наиболее знаковых российских дизайнеров и фабрик.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? В рамках Light Talks обсудили русский предметный светодизайн

Обращаясь к истории русского предметного дизайна светильников, Наталья Маркевич рассказала, что прообразом современных светильников - люстр на Руси послужили церковные паникадила, изначально рассчитанные для свечей или масла, и позже приспособленные для электрического освещения, при этом сохранившие дух и образ свечного освещения.
Важным этапом развития светового предметного дизайна стало направление ар-деко. По словам Натальи Маркевич "у России всегда был свой путь, и отсутствие масштабного серийного производства декоративных светильников является одной из характерных черт этого пути. Едва ли не единственная причина, по которой в стране сохранились примеры удачного предметного дизайна светильников - это архитекторы, которые проектировали светильники как часть пространства. Яркий пример, особняк Рябушинского, в котором сохранились оригинальные светильники лишь потому, что они часть архитектуры, их невозможно убрать из пространства, по сути, само пространство невозможно представить без них".

В качестве особого примера Наталья выделила светильники, сохранившиеся в московском метро - это настоящий каталог, в котором есть образцы комплексного проектирования: "В метро был применен тотальный подход к проектированию, то к чему сейчас стремятся во всем мире. Архитектор отвечал и за конструктив станции, и за декорирование, и за общий световой образ станций. Удивительно, что для оснащения станций также не использовались "серийные" светильники или силы заводов производителей осветительного оборудования, а, напротив, в 40-е годы был организован специальный цех, который занимался литьем и созданием осветительной арматуры специально для метро".

Наталья Маркевич также составила обзор наиболее ярких российских дизайнеров. В их числе: знаменитый Дима Логинов и его светильники Curl My Light, Amourette, Tornado, Nostalgia для Studio Italia Design; Fedora, Mountain View для AXO Light; Memoria для EviStyle; Siren для Preciosa; Екатерина Елизарова с коллекциями навесных светильников для компании Bosa - Chapiteau и Fire Born и т.д.; Екатерина Копытина, молодой промышленный дизайнер, автор светильников Milto, предназначенных для часто переезжающих молодых людей, Moroshka, созданного в минималистичном стиле и, ставшего успешным на международном рынке Light Beans; промышленные дизайнеры, архитекторы Александр и Елена Мукомеловы, придумавшие светильник Shark Lamp для Moree; дизайнер Екатерина Семенова и ее светильник Gloam Light, передающий красоту рассветных и закатных часов и др.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? В рамках Light Talks обсудили русский предметный светодизайн

Наталья Маркевич особо отметила несколько студий, среди которых Wishnya (от англ. желать, мечтать) из Екатеринбурга, создатель которой пришел к работе со светильниками, вдохновившись идеей взаимодействия перфорированного картона и света. Студия WoodLED создает на первый взгляд простые светильники из дерева. Однако компания уделяет внимание взаимодействию формы, света и перфорации и создает интересные варианты.

Компания Bezhko, созданная в 2012 году, одна из немногих российских студий не пытается делать абажуры с патронами, а сразу работает с новыми технологиями, размерами и преимуществами светодиодов и создает потрясающие паутины из света и проволоки.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? В рамках Light Talks обсудили русский предметный светодизайн

Одна из сложностей работы предметного дизайнера в России - это процесс производства светильников. Большинство российских дизайнеров предпочитают взаимодействовать с зарубежным производством. Дизайнер Ольга Подольская рассказала, что итальянское производство имеет больше технических возможностей, оперативно предоставляет сертификаты, достоинством является и соблюдение авторских прав, большее уважение к дизайнеру.

Производство в России осложняется и тем, что здесь изделия создаются одним предприятием, по этой причине разработка светильника на заказ занимает слишком много времени. В Европе функции предприятий разделены: стекло создают одни, детали - другие, затем на большом складе происходит сборка, за счет этого механизма во много раз снижается себестоимость.

Ольга Подольская поделилась новыми разработками и вдохновляющими образами: "Сейчас в работе находятся светильники, которые основаны на образах шпилей сталинских высоток. Поскольку сталинский ампир базировался на ар-деко, высотки являются следствием этого большого направления, которое заняло свое место в истории, как отдельное архитектурное явление".

Евгений Богомазов, представитель компании GLASSBURG - российского производителя светильников и предметов интерьера из художественного стекла рассказал историю фабрики, которая возникла три года назад, благодаря энтузиазму основателей. В этом году продукция компании была представлена на Maison & Objet. На сегодняшний день компания выпускает около 400 светильников в месяц. Слоган GLASSBURG - "Стекло бесконечно" и он проявляется во всем. "В компании стекло воспринимают как стихию, которую не хочется останавливать", авторы раскрывают все возможности этого материала еще и благодаря мастерству стеклодувов, которых находят по всей стране" - уточнил Евгений Богомазов. Идея каждого светильника рождается на художественном совете, каждый из них имеет индивидуальное название.

К дискуссии присоединился и один из создателей коллекции Radio Lamp представитель компании "Латунная мастерская": "Для нас это был первый опыт работы с итальянским дизайнером, сложности возникали, но мне кажется, что мы смогли сделать результат, который не могут повторить итальянцы. Ян Бигацци пытался сделать эту лампу в Италии, но у итальянских производителей не получилось. А мы можем сделать такую сложную конструкцию на наших станках. Давайте сотрудничать, развивать российское - и дизайн, и производство. Мне кажется, все у нас получится!".

На этой оптимистичной ноте по завершению разговора Константин Прокопенко, креативный директор салона "Светильники" на Малой Ордынке, 39, провел экскурсию для гостей мероприятия, показав представленные в Салоне светильники фабрики GLASSBURG.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? В рамках Light Talks обсудили русский предметный светодизайн

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru