О ВЫСТАВКЕ
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет
выставку французской рекламы конца XIX - начала XX века "Афишемания".
В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят
с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства. Зрители увидят
работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы - Анри
де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере,
Адольфа Вийетта и других авторов. Выставка организована при поддержке
Росбанка, генерального партнера Галереи искусства стран Европы и Америки
XIX-XX веков.
Как часть художественного процесса плакат несет в себе отражение различных
направлений в искусстве, иллюстрируя присущие им особенности и авторский
почерк каждого. Благодаря афишам из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина можно
проследить историю искусства целой эпохи во Франции - Bellepoque. Кроме
того, художественная реклама XIX века - это документальное свидетельство
своего времени. Откликнувшись на основные события века, афиша отразила
характер различных политических партий, послужила рупором идей социалистов
и анархистов, сыграла огромную роль в судьбе и карьере отдельных политиков
и государственных чиновников, продемонстрировала достижения науки и
техники. Она расширила пространство культурной среды, превратив улицы
европейских городов в выставочные залы. Выполняя свою основную функцию
- коммерческое рекламирование товаров и услуг, - афиша явилась полем
для экспериментального поиска новых форм в искусстве, проводником передовых
идей, оказала серьезное влияние на развитие и распространение художественных
стилей - ар-нуво и ар-деко и во многом определила эстетику эпохи.
В 1889 году коллекционер графики и автор справочного издания о французских
граверах XIX века Анри Беральди впервые включил в свой труд рекламную
графику. Это было первое авторитетное признание иллюстрированной рекламы
как вида искусства. Во вступлении Беральди писал, что "из всех
видов современной графики именно афиша доставляет сегодня столько радости
и переживания настоящему любителю" и что "каталогизация афиши
важна так же, как и любого вида гравюры".
"Афишемания" - такой диагноз метко поставил обществу публицист
и литератор Октав Юзанн, описав ее симптомы в статье о коллекционировании
афиш в журнале, посвященном обзору книжных новинок. С момента появления
на улицах Парижа произведений Жюля Шере, Адольфа Вийетта и братьев Шубрак
в конце 1860-х - 1870-е годы к азартной охоте собирателей гравюр подключились
любители афиш, составившие к концу XIX века целую армию. Этой страсти
были подвержены решительно все, независимо от возраста и рода занятий:
и обладатели непритязательного вкуса, и снобы. В истории искусства трудно
найти подобный пример всеобщего увлечения коллекционированием, каким
было собирательство литографических "икон нового времени".
|
|
Художники, поднявшие рекламу на уровень произведения искусства, спровоцировали
небывалый интерес публики и обеспечили афише роль главного объекта на
художественном рынке того времени. Афишемания повлекла череду преступлений.
В 1890-е годы во французской прессе подробно освещались судебные процессы
о скупке и укрывательстве тиражей плакатов для искусственного завышения
цен, разоблачались сговоры торговцев и коллекционеров с расклейщиками
рекламных фирм, обсуждались ночные хищения в издательствах, спекуляция
и, наконец, банальное воровство афиш со стен. Заказчик рекламы "Мексиканского
шоколада", оплативший весь выпуск, публично обвинял издательство
в махинациях с тиражом, упрекал в недостаточном размещении афиш Эжена
Грассе на улицах и наличии большого их количества у торговцев эстампами.
Признание иллюстрированной рекламы как искусства благородного и достойного
залов Парижского салона подтверждалось успехом выставочных проектов.
В 1889 году на Всемирной выставке, где демонстрировались мировые достижения
науки, техники и культуры, искусство Франции наряду с живописью было
представлено литографированной афишей. Экспозиция была открыта с мая
по ноябрь и воспринималась посетителями как показ исторического развития
и эволюции нового жанра в искусстве. Образцы прикладной графики здесь
прозвучали как произведения искусства, отмеченные разнообразием авторских
почерков и художественной оригинальностью.
В России коллекционирование плакатов в ХIX столетии не получило широкого
распространения. Увлеченно художественную рекламу собирали два московских
коллекционера - известный знаток гравюры Павел Эттингер и представитель
российского предпринимательства Фёдор Фёдоров. Благодаря им сегодня
ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской
литографированной афиши в России. В нее входят работы художников второй
половины XIX и начала XX века, чье творчество прославило жанр коммерческой
рекламы. Это пионеры литографированных объявлений с иллюстрациями для
витрин книжных магазинов Поль Гаварни и Леон Шубрак, создатель жанра
художественной афиши Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де
Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт
и Гюстав Жоссо. Работы этих мастеров будут представлены на выставке
в семи разделах, отражающих различные темы и аспекты искусства плаката:
"Стены, заборы, витрины", "Живопись улиц", "Кабаре,
театр, выставки", "Музы коммерции", "Велосипеды,
аэропланы, шины", "Вино, табак, консервы", "Стиль
эпохи: ар-нуво".
|