О ВЫСТАВКЕ
Пепперштейн с самого начала своей художественной жизни, точкой отсчета
которой вполне можно считать детство в кругу московских концептуалистов,
— один из самых деятельных мифотворцев современного российского искусства,
изобретатель систем, вселенных, новых языков, городов и политических
проектов. Персональная выставка в Музее "Гараж" — это попытка
полноценной "инспекции" самых заметных и влиятельных мифов,
созданных Пепперштейном в разное время — с 1970-х и до сегодняшнего
дня. От изобретения новых стран и государств с подробной картографией,
атрибутикой и тому подобного до экстатических или, наоборот, сверхпродуманных
видений будущего мира, от религий, культов, верований и ритуалов до
альтернативных реальностей, существующих в параллельных режимах и модальностях.
Павел Пепперштейн. Бусидо. Из серии "Философские категории".
2018
Холст, масло
Выставка представляет собой последовательность комнат, в каждой из
которых развивается и живет одна из подобных систем-ландшафтов — например,
"Библиотека", собранная из книг, выдуманных Пепперштейном,
которые невозможно открыть, зритель видит только корешки изданий. Это
один из важнейших образов для Пепперштейна и основанной им вместе с
Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом группы "Инспекция "Медицинская
герменевтика"" — книжный пантеон европейской цивилизации,
в котором Аристотель, Лейбниц и другие замещены новыми героями с псевдоканоническими
текстами. Важное место на выставке отводится так называемому политическому
дискурсу — с одной стороны, переизобретению политической системы, с
другой — наделению вполне реальных действующих лиц современной политики
символическим статусом, погружению их в шизоидное пространство новых
утопий, в обустройство метагосударств нового мира. Начало подобной "государственной
деятельности" Пепперштейна относится к 1970-м, когда он придумывал
и подробнейшим образом описывал утопические страны и политические системы:
в "Гараже" впервые будут показаны ранние рисунки и альбомы,
сделанные Пепперштейном в подростковом возрасте.
Через всю выставку, где есть место театральным и театрализованным архитектурным
решениям, проходит несколько сквозных элементов, в частности различные
орнаменты, раппорт, который, как и в практике московского концептуализма,
не мыслится как простое "украшательство". Для Пепперштейна
"чисто декоративное выдает утрату своего происхождения, оно не
имеет генеалогии, сиротствует. Тем самым оно отсылает к совершенному
отрыву от контекста" (Жак Сулийу). Игра с различными уровнями расслоенной
реальности, обнаружение магии, странных нарративов между складками действительности
движет всей выставкой, превращая ее в собрание удивительных "ландшафтов"
как в одной из серий Пепперштейна, давшей название всему проекту.
Для "Человека как рамка для ландшафта" художник также создаст
около 20 новых произведений, в том числе графические работы, видео и
инсталляции. Помимо этого к выставке будет выпущена книга мемуаров Павла
Пепперштейна.
Павел Пепперштейн. Карта мира. 2018
Холст, масло
Павел Пепперштейн родился в 1966 году в Москве. В 1985-1987 году учился
в Академии изящных искусств в Праге. Один из основателей группы "Инспекция
"Медицинская герменевтика"" (1987-2001). С 1989 года
- независимый художник, писатель, критик и рэп-исполнитель.
Его персональные выставки проходили в Государственном Русском музее
(совместно с Иваном Дмитриевым; Санкт-Петербург, 1997), Новом Аахенском
кунстферайне (2002), Художественном музее Базеля (2006), Мультимедиа
Арт Музее, Москва (2015) и других. Участник многочисленных групповых
выставок, в том числе Kunst im verborgenen. Nonkomformisten Russland
1957-1995 (Музей им. Вильгельма Хака, Людвигсхафен-на-Рейне; Документа-халле,
Кассель; Музей Линденау, Альтенбург, 1995), "Москва-Berlin / Берлин-Moskau,
1950-2000" (Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; Государственный исторический
музей, Москва, 2003-2004), 26-я биеннале в Сан-Паулу (2004), 53-я Венецианская
биеннале (основной проект и Павильон России, 2009), Ostalgia (Новый
музей, Нью-Йорк, 2011), биеннале "Манифеста 10" (Санкт-Петербург,
2014); 1-я Триеннале российского современного искусства (Музей современного
искусства "Гараж", Москва, 2017) и других. Автор книг "Диета
старика" (1997), "Мифогенная любовь каст" (1999), "Весна"
(2010), "Пражская ночь" (2011), "Эпоха аттракционов"
(2017). Лауреат премии Кандинского в номинации "Проект года"
(2014). Живет и работает в Москве.
Куратор: Екатерина Иноземцева.
Выставка организована при поддержке Aksenov Family Foundation.
|