Конкурс АРХИТАЙМ и ТК Конструктор  Конкурс АРХИТАЙМ и ТК Конструктор

          
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

Зачем идти на выставку НЭР в МУАР?

 

"НЭР - это движение", сказала Саша Гутнова (куратор выставки и дочь одного из идеологов группы НЭР Алексея Гутнова). Можно сказать шире - НЭР это движение в разных измерениях. Для нас НЭР это заряд энергии для движений.

 
 

Настоящий архитектор не существует без философии и поэзии.

Настоящий архитектор не существует без рационализма и экономики.

Шире - любому человеку необходимо соединить рациональное и поэтичное в своей голове. Как в жизни, так и в профессии.

НЭР - это движение, объединяющее мысль и практику, поэзию и расчёт, личность и команду. Женское и мужское. В философии города будущего.

Группа НЭР - команда студентов МАРХИ, которая разработала в 1961 году коллективный дипломный проект НЭР: Новый элемент расселения.

Проект развивался в течение последующих десятилетий, распространился в градостроительную практику и научные доктрины. Прозвучал на мировых выставках и изданиях на многих языках. Является произведением пластических искусств. Примером так необходимой везде успешной командной работы.

Движение в команде.

НЭР - проект, рожденный в команде, которая работала как единый организм. Каждая личность раскрывалась сама, и своими лучшими качествами усиливала общий проект. Кто-то в организме был мозгом, кто руками, кто крыльями, кто сердцем. Образовался энергетический узел, заряд которого не иссекает и сейчас.

В самой сути проекта НЭР целью всегда было обеспечить качественное общение людей.

*Как и в современных концепциях общественных пространств.

По словам Ильи Лежавы (одного из идеологов группы), популярность группы НЭР в 60-е была сравнима с популярностью БИТЛЗ в музыке.

Влияние: от названия Белого зала МАРХИ и формата подрамника до градостроительной практики.

* К моменту защиты проекта НЭР Белый зал МАрхИ только что открылся, и после масштабной выставки его долгое время называли "нэровским".

* Как-то в МАРХИ был КВН, на котором был задан давно наболевший и потому не очень смешной вопрос:
"Размер подрамника метр на метр. Почему?"
Студентам давно надоел этот формат. Лежава (профессор) кричал, что размер подрамника может быть любой!
Так вот серьезный исторический ответ заключается в том, что ещё в 1961 г. для своей огромной групповой выставки в десятки подрамников именно группа НЭР стандартизировала производство подрамников для удобства и цельности экспозиции. До этого под каждый проект, каждый студент сколачивал сам себе нужный размер, и все они были разные.

Квадратный формат был подхвачен. Интересно, что сейчас также моден в графическом дизайне и фото квадратный формат.

А всё началось с инициативы группы - студенты сами (никто не угрожал им отчислением или низкой оценкой) организовали между собой конференцию с докладами о современной архитектуре. Они хотели разобраться и решить, куда двигаться, в переломный для архитектуры страны этап.

Зачем идти на выставку НЭР в МУАР
* Не забудьте оторвать и забрать себе понравившуюся схему.

Движение на высоком уровне.

После защиты диплома и выхода книги, НЭР ездил с выставками по миру, когда еще никто не мог выезжать из СССР. Группа НЭР представляла отечественную архитектурную мысль на высоком уровне, и никогда наша страна не отставала в этом.

В период застоя в стране работа над НЭР, через участие в мировых конкурсах, трансформировалась в рождение нового явления мирового масштаба: бумажная архитектура (авторы пишут название именно с маленькой буквы).

Выставка в МУАР тоже сделана на высоком уровне.
Для выставки пришлось обустроить пол на втором этаже (его почти не было), и был очень вкусный фуршет на открытии.

Серьёзно: на выставке артефактами и подлинными видео представлен исторический контекст НЭРа. Можно совершить полное погружение во времени.

Зачем идти на выставку НЭР в МУАР
На волнах открытий эпохи вынесло в мир идеи группы НЭР

* Безусловно, как и любая выставка, она станет понятнее и глубже, если подготовиться: прочесть тексты от первоисточника в сборнике "МАРХИ. ХХ век", третий том (частичный, но не такой живой и остроумный пересказ его есть в википедии).

Существует движение вокруг выставки: Проектный семинар для всех желающих "Новая история будет"

Все уникальные макеты выставки были воссозданы с участием авторов. Огромная кропотливая работа. Благодарность архитектурным мастерским, которые сделали возможной эту работу.

Зачем идти на выставку НЭР в МУАР
Слайд-шоу о работе над макетами

Движение к физически невозможному.

Для Миланской выставки в 1968 году был сделан новый вариант НЭР - макет из пластилина. На фоне панельного домостроительства и запрета архитектурных излишеств в стане это было невероятно. Это и сейчас невероятно.

* Тогда до практических разработок Захи Хадид оставались многие десятилетия.
А на стройке за простую полукруглую стену, выложенную в кирпиче, нужно было ставить строителям бутылку водки.

В этом варианте НЭР есть глубокая философия с сочетанием ствола и плодов, женского и мужского, инь и ян, длинного ежа и компактного ужа. Есть в системе места для формирования Личности (исторические города и новые НЭРы - это "плоды"), а есть места для реализации Личности ("ствол" это русло расселения и активной деятельности).

Макет из пластилина
Город рассматривается и проектируется,
как живой организм (например, рыба)

Нэровцы: "Знать, чувствовать и уметь проектировать город как единое целое".

* У А.Чехова то же самое, помните: "Лечить нужно не болезнь, а больного".

На практике и в науке А. Гутнов, И. Лежава, З. Харитонова и другие нэровцы произвели множество открытий и внедрений.
Чтобы оценить вклад НЭР в практику, думаю, нужно провести исследование масштаба докторской диссертации. Сейчас недостаточно информации. Многие идеи Гутнова до сих пор осваиваются. Как эта работа повлияла, например, на создание пешеходного Арбата и шире - вообще градостроительство, всё глубоко переплетено, и навскидку оценить невозможно.

Градостроительный лексикон: "русло расселения", "каркас города", "ткань", "плазма", "устойчивая" и "неустойчивая система", и многое другое, введены нэровцами.

В мире, в т. ч. с участием текстов группы НЭР, сформированы понятия о трех уровнях градостроительства.
Урбанистика (эконом-география) - уровень планирования государств и городов.

Планировка территории - уровень проектирования районов и кварталов, формирования пространства постановкой домов.
Городской дизайн - благоустройство отдельных зон, плитка, озеленение, качели, фонтаны, проч. Сейчас, когда звучит модное "урбанизм", к сожалению, каждый из десяти присутствующих имеет в виду что-то своё.

Нэровцы всегда стремились от своих же, уже утверждённых, идей идти дальше к развитию. Движение никогда не прекращалось.

Да, они противопоставляли свои идеи советской районной планировке и типовой застройке.

Отступление о типовой застройке.

Сами нэровцы рассказывали, как были свидетелями слёз счастья людей, которые переезжали в свои собственные отдельные теплые и светлые квартиры с ванной. Из антисанитарных условий, бараков и коммуналок. Бесплатно.
Типовые дома прекрасны в своем времени. Это масштабный поступок. И советские нормы обеспечивали людям здоровье (инсоляцию, проветривание комнат, дворов, и многое другое)

* К слову, ещё в начале 20 века в Париже в некоторых кварталах была чума.
В СССР было распространено печное отопление. А что представлял собой санузел в бараке? Его просто не было. Был рукомойник с тазом на косой табуретке в кухне. В коммуналках три и более семьи в одной… не квартире - в одной комнате.

Сейчас, при недостатке образования, эрудиции, знания истории, а также информации о современных планировках и качестве строек, можно ругать панельную застройку с пеной у рта (бывает). Можно ещё умудриться склеить в своей голове идеи НЭР и панельную застройку. Можно вообще всё. Но гораздо интереснее начать изучать и думать. Увидеть ценность того и другого.

На лекциях о НЭР мы пытаемся выявить его практическое влияние. Это очень не просто. Сами нэровцы были настолько деятельны на практике, что всегда продолжали активное движение, не особо задумываясь об подобных анализах. В их деятельности рос масштаб каждой фигуры нэровца.

Обманное движение. Афера для чиновников.

После миланской выставки был политический скандал, эта из ряда вон выходящая архитектура раздражала руководство страны. И поставили над НЭРом свое руководство. Поэтому дальше, по приглашению на японскую выставку в 1970 году, группа делала одновременно два НЭРа. Один - под руководством Зам председателя Правительства. Он расставлял там свои, знакомые ему, пятиэтажки и прочее. А второй, настоящий, НЭР группа сделала и отправила в Японию.

Рисунки на стекле - мысль в воздухе
Белая спираль - воссозданный макет

Эскиз этого НЭРа, белая спираль - воссозданный макет, представлен на выставке. В Японии был построен большой макет по этому эскизу. Это концепция - шифр идей, дополнена рисунками и текстами.

* Уточнение: в градостроительном проектировании, в 1:2000 и меньших масштабах, физически невозможно (и нет такой задачи) показывать архитектуру домов. Здесь показан механизм, организм, шифр идей, модель развития, направление мысли. Здесь нет речи об объемах, это знаки. Подразумевается развитие в других масштабах. Высота знаков - "домов" обычно преувеличивается.

Очень важное живое движение на выставке: фильм (на третьем этаже). Это самостоятельное произведение искусства. В фильме звучат слова:

Сепулька, жутка и спотык.

"На этой планете иногда случается спотык. И отовсюду слышится слово "сепулька". На улицах играет песня: "Моя сепулька, моя малютка". Я решил понять, что такое "сепулька", и пошел в "сепулькарий".
Но когда продавец узнал, что я собираюсь купить "сепульку", при этом у меня нет "жутки" - он рассердился, почернел и вызвал милицию…"

*(вольный пересказ: Станислав Лем, "Звёздные дневники Йона Тихого", Путешествие четырнадцатое).

Сепулька, жутка и спотык - жаргон интеллигенции. Команда НЭР общалась на своем, ничем не заменяемом образном языке.

* Также реально существовала премия "Золотая сепулька".

В 1990-е один из вариантов НЭР был представлен Ю. Лужкову и отвергнут. Но проект существует в виде фонтана рассыпных идей во всем мире.

Новейшее движение города.

Компактный, не растущий город - это достоинство.

Развитый организм не растет, а вот плесень распространяется…

"Ещё в 60-е мы поняли, что не нужно подражать плесени, нужны поселения нового поколения.
Главное, что мы произвели, это понятие "Система расселения". То есть не город растущий, а Элементы в Системе".

Что интересно, историческая среда, по мнению нэровцев - это уже неизменная часть Системы будущего.
А новые Элементы пойдут по своему пути.

Город не должен бессознательно размножаться делением и почкованием. Город должен стать завершенным высокотехнологичным произведением. Самостоятельным организмом со множеством слаженных, переплетенных систем. Он должен жить на самообеспечении и не загрязнять среду.

Такой город подобен океанскому лайнеру или космическому кораблю.

Город будущего всегда будет отличаться от города настоящего. Архитектурная и научная мысль не должна останавливаться.

Вы можете стать новым создателем города будущего.

Приглашаем вас изучить "движение НЭР". Чтобы получить заряд идей и развития.

"Город будущего это линия горизонта, которая всегда уносится вдаль".
(Илья Лежава, "Будущее города")

Статья подготовлена Екатериной Кожушаной для ARCHITIME.RU

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

СОПУТСТВУЮЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Выставка "НЭР: По следам города будущего. 1959—1977" Выставка "НЭР: По следам города будущего. 1959-1977"
 

© 2007 - 2019, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100