|
|
|
|
|||||||||||||
|
||||||||||||||
Настоящий архитектор не существует без философии и поэзии. Настоящий архитектор не существует без рационализма и экономики. Шире - любому человеку необходимо соединить рациональное и поэтичное в своей голове. Как в жизни, так и в профессии. НЭР - это движение, объединяющее мысль и практику, поэзию и расчёт, личность и команду. Женское и мужское. В философии города будущего. Группа НЭР - команда студентов МАРХИ, которая разработала в 1961 году
коллективный дипломный проект НЭР: Новый элемент расселения. Проект развивался в течение последующих десятилетий, распространился в градостроительную практику и научные доктрины. Прозвучал на мировых выставках и изданиях на многих языках. Является произведением пластических искусств. Примером так необходимой везде успешной командной работы. Движение в команде. НЭР - проект, рожденный в команде, которая работала как единый организм.
Каждая личность раскрывалась сама, и своими лучшими качествами усиливала
общий проект. Кто-то в организме был мозгом, кто руками, кто крыльями,
кто сердцем. Образовался энергетический узел, заряд которого не иссекает
и сейчас. В самой сути проекта НЭР целью всегда было обеспечить качественное
общение людей. *Как и в современных концепциях общественных пространств. По словам Ильи Лежавы (одного из идеологов группы), популярность группы НЭР в 60-е была сравнима с популярностью БИТЛЗ в музыке. Влияние: от названия Белого зала МАРХИ и формата
подрамника до градостроительной практики. * К моменту защиты проекта НЭР Белый зал МАрхИ только что открылся, и после масштабной выставки его долгое время называли "нэровским". * Как-то в МАРХИ был КВН, на котором был задан давно наболевший
и потому не очень смешной вопрос: Квадратный формат был подхвачен. Интересно, что сейчас также моден в графическом дизайне и фото квадратный формат. А всё началось с инициативы группы - студенты сами (никто не угрожал им отчислением или низкой оценкой) организовали между собой конференцию с докладами о современной архитектуре. Они хотели разобраться и решить, куда двигаться, в переломный для архитектуры страны этап.
Движение на высоком уровне. После защиты диплома и выхода книги, НЭР ездил с выставками по миру, когда еще никто не мог выезжать из СССР. Группа НЭР представляла отечественную архитектурную мысль на высоком уровне, и никогда наша страна не отставала в этом. В период застоя в стране работа над НЭР, через участие в мировых конкурсах, трансформировалась в рождение нового явления мирового масштаба: бумажная архитектура (авторы пишут название именно с маленькой буквы). Выставка в МУАР тоже сделана на высоком уровне. Серьёзно: на выставке артефактами и подлинными видео представлен исторический контекст НЭРа. Можно совершить полное погружение во времени.
Существует движение вокруг выставки: Проектный
семинар для всех желающих "Новая история будет"
Движение к физически невозможному. Для Миланской выставки в 1968 году был сделан новый вариант НЭР - макет из пластилина. На фоне панельного домостроительства и запрета архитектурных излишеств в стане это было невероятно. Это и сейчас невероятно. * Тогда до практических разработок Захи Хадид оставались многие
десятилетия.
Нэровцы: "Знать, чувствовать и уметь проектировать город как единое
целое". * У А.Чехова то же самое, помните: "Лечить нужно не болезнь, а больного". На практике и в науке А. Гутнов, И. Лежава, З. Харитонова и другие
нэровцы произвели множество открытий и внедрений. Градостроительный лексикон: "русло расселения", "каркас города", "ткань", "плазма", "устойчивая" и "неустойчивая система", и многое другое, введены нэровцами. В мире, в т. ч. с участием текстов группы НЭР, сформированы понятия
о трех уровнях градостроительства. Планировка территории - уровень проектирования районов и кварталов,
формирования пространства постановкой домов. Нэровцы всегда стремились от своих же, уже утверждённых, идей идти
дальше к развитию. Движение никогда не прекращалось. Да, они противопоставляли свои идеи советской районной планировке и типовой застройке. Отступление о типовой застройке. Сами нэровцы рассказывали, как были свидетелями слёз счастья людей,
которые переезжали в свои собственные отдельные теплые и светлые квартиры
с ванной. Из антисанитарных условий, бараков и коммуналок. Бесплатно.
* К слову, ещё в начале 20 века в Париже в некоторых кварталах была
чума. Сейчас, при недостатке образования, эрудиции, знания истории, а также информации о современных планировках и качестве строек, можно ругать панельную застройку с пеной у рта (бывает). Можно ещё умудриться склеить в своей голове идеи НЭР и панельную застройку. Можно вообще всё. Но гораздо интереснее начать изучать и думать. Увидеть ценность того и другого. На лекциях о НЭР мы пытаемся выявить его практическое влияние. Это очень не просто. Сами нэровцы были настолько деятельны на практике, что всегда продолжали активное движение, не особо задумываясь об подобных анализах. В их деятельности рос масштаб каждой фигуры нэровца. Обманное движение. Афера для чиновников. После миланской выставки был политический скандал, эта из ряда вон
выходящая архитектура раздражала руководство страны. И поставили над
НЭРом свое руководство. Поэтому дальше, по приглашению на японскую выставку
в 1970 году, группа делала одновременно два НЭРа. Один - под руководством
Зам председателя Правительства. Он расставлял там свои, знакомые ему,
пятиэтажки и прочее. А второй, настоящий, НЭР группа сделала и отправила
в Японию.
Эскиз этого НЭРа, белая спираль - воссозданный макет, представлен на выставке. В Японии был построен большой макет по этому эскизу. Это концепция - шифр идей, дополнена рисунками и текстами. * Уточнение: в градостроительном проектировании, в 1:2000 и меньших масштабах, физически невозможно (и нет такой задачи) показывать архитектуру домов. Здесь показан механизм, организм, шифр идей, модель развития, направление мысли. Здесь нет речи об объемах, это знаки. Подразумевается развитие в других масштабах. Высота знаков - "домов" обычно преувеличивается. Очень важное живое движение на выставке: фильм (на третьем этаже). Это самостоятельное произведение искусства. В фильме звучат слова: Сепулька, жутка и спотык. "На этой планете иногда случается спотык. И отовсюду слышится
слово "сепулька". На улицах играет песня: "Моя сепулька,
моя малютка". Я решил понять, что такое "сепулька", и
пошел в "сепулькарий". *(вольный пересказ: Станислав Лем, "Звёздные дневники Йона Тихого", Путешествие четырнадцатое). Сепулька, жутка и спотык - жаргон интеллигенции. Команда НЭР общалась на своем, ничем не заменяемом образном языке. * Также реально существовала премия "Золотая сепулька". В 1990-е один из вариантов НЭР был представлен Ю. Лужкову и отвергнут. Но проект существует в виде фонтана рассыпных идей во всем мире. Новейшее движение города. Компактный, не растущий город - это достоинство. Развитый организм не растет, а вот плесень распространяется… "Ещё в 60-е мы поняли, что не нужно подражать плесени, нужны поселения
нового поколения. Что интересно, историческая среда, по мнению нэровцев - это уже неизменная
часть Системы будущего. Город не должен бессознательно размножаться делением и почкованием.
Город должен стать завершенным высокотехнологичным произведением. Самостоятельным
организмом со множеством слаженных, переплетенных систем. Он должен
жить на самообеспечении и не загрязнять среду. Такой город подобен океанскому лайнеру или космическому кораблю. Город будущего всегда будет отличаться от города настоящего. Архитектурная и научная мысль не должна останавливаться. Вы можете стать новым создателем города будущего. Приглашаем вас изучить "движение НЭР". Чтобы получить заряд идей и развития. "Город будущего это линия горизонта, которая всегда уносится вдаль". Статья подготовлена Екатериной
Кожушаной для ARCHITIME.RU СОПУТСТВУЮЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ:
|
||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||