Представленные
в экспозиции гравюры ленинградского периода находятся в собраниях многих
музеев мира, в том числе Эрмитажа. Находясь под влиянием знаменитой ленинградской
графической школы, Бруй создал собственный стиль офорта, используя технику
сухой иглы как наиболее «контактный», непосредственный способ формообразования
в гравюре. Экспериментируя с различными гравюрными техниками, художник
добился такого эффекта, при котором поверхность оставляет оптически-тактильное
впечатление движения массы живых микроорганизмов. В это же время Бруй
пришел к геометрии. Однако фактура его геометрических фигур не механистична,
не бесстрастна — она оживлена тем же самым движением атомарных частиц.
Этот прием чрезвычайно важен для всей эволюции художника.
Серия «EX ADVERSO»
подводит итог ленинградскому периоду в творчестве Бруя. Изысканные офорты
этого цикла сложились в авторскую книгу, которая также демонстрируется
на выставке. Выпущенная в девяти экземплярах, она создавалась совместно
с философом и искусствоведом Григорием Капеляном (он же Доктор Грабов,
написавший «междусловие»). Книга порывает с традициями функционального
оформления — это визуально самодостаточный «текст, не предназначенный
для чтения».
Сорок лет назад
Вильям Бруй покинул СССР, но в его эмиграции не было ни драмы, ни политики
— скорее его интересовал мировой контекст искусства. В 1971 году художник
попал в Нью-Йорк, где преобладала так называемая пост-живописная абстракция.
На этой основе Бруй создал новую серию «United Fields» («Объединенные
поля»). Здесь все по-новому — масштаб, техника и, самое главное, «психика
живописи», по выражению Казимира Малевича. Картины из этой серии представляют
собой огромные темные поля, и сквозь эту темноту кое-где пробивается
белый цвет — вот метафизика самозарождения света.
Далее Бруй начал
работу над серией «Temple» («Храм»), которая растянулась с начала восьмидесятых
до начала 2000-х. Эта идея пришла к художнику еще в Ленинграде, когда
в библиотеке Эрмитажа он впервые увидел планы разрушенного иерусалимского
храма. Бруй увлекся всем, что связано с храмом: историей строительства,
архитектурой, археологией, его местом в иудейской эсхатологии. За художником
даже закрепилась репутация эзотерика. Мистическая архаика есть и в серии
«ETRUS» — магические знаки или письмена исчезнувшего народа этрусков.
|