Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   НОВОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА

Мобильные модульные дома: от прошлого к настоящему

   ИНТЕРЕСНО?
   ПОДПИШИТЕСЬ
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ САМЫХ ГЛАВНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ НОВОСТЕЙ СО ВСЕГО МИРА

Мобильный дом, пожалуй, был самым значительным нововведением в жилищном строительстве Америки XX века. Ни одна другая мысль не получила такого широкого распространения и такой огульной критики. Почему же идея мобильных и модульных домов до сих пор обсуждается, и по-прежнему создаются проекты на эту тему?

Наиболее ярко идея мобильной архитектуры выразилась в проекте "Plug-in City" архитектурной группы Archigram, созданном под руководством архитектора Питера Кука в 1964 году. Смысл проекта был в том, что фантастический город состоял из несущих структур, к которым подключались мобильные модули, способные перемещаться, обновляться и заменяться с помощью кранов. Проект не был реализован, но широко обсуждался и стал прототипом для современных идей.


Проект "Plug-in City", Archigram. Изображение - ucjc.edu.

Но существует и более раннее упоминание движущегося дома: Элмер Фрай (Elmer Frey) в начале 60-х предлагает проект жилья для города Милуоки штата Висконсин, США. В тот момент он пытался продвинуть закон, разрешающий транспортировку домов шириной 3 м (10 футов) по автомобильным дорогам. Так он ввел в широкий обиход понятия "дом на колесах" и "10 футов шириной".

Фрай предлагал построить в центре города многоэтажные жилые структуры, в которых можно было размещать такие "дома на колесах". Башня напоминает современную автоматизированную многоуровневую парковку для автомобилей. Также аналогично в центральном ядре башни был предусмотрен подъемник, доставляющий жилой модуль на нужный уровень. Каждое "парковочное место" в проекте Фрая представляло собой мини-участок, на котором размещался модуль и оставалось свободное пространство, используемое как открытая терраса. Массовое строительство подобных объектов, как перспектива развития данного проекта, способно был решить проблему естественной миграции населения в связи со сменой работы или другими причинами.

Фрай описывал свою идею так: "Две одинаковые круглые башни, вмещающие по 504 модулей каждая, 100 м в высоту, будут образовывать 20-ти этажный жилой комплекс с рестораном на верхних этажах и общественным пространством у основания. Аренда места в башне составила бы 150-200 долларов в месяц".

Губернатор штата Милуоки высоко оценил идею Фрая, описал ее как "динамичный проект, отвечающий вызовам будущего". Он надеялся, что жилой комплекс из мобильных домов сможет решить множество социальных проблем города. Но башни так и не были реализованы по ряду обстоятельств, в основном, из-за технических проблем. Скорее всего, проект просто опередил своё время. Удалось построить лишь небольшой прототип в 3 этажа высотой, вмещающий 9 мобильных модулей.

Alpod - больше, чем модуль
Пример многоуровневой автоматизированной парковки.
Volkswagen, Германия. Фото - auto10.com

Alpod - больше, чем модуль
Alpod - больше, чем модуль
Возведенный прототип идеи Фрая.
Изображение © SkyeRise Terrace Corporation
Проектное решение Элмера Фрая, которое так и не было реализовано. Изображение © SkyeRise Terrace Corporation

До сих пор подобные идеи будоражат умы, и периодически возникают проекты мобильного и модульного жилья. Дом "Alpod" является результатом совместной работы трех компаний: James Law Cybertecture, Aluhouse и Arup. Согласно разработчикам проекта - это нечто большее, чем просто милый, маленький, сборный модуль, это "жилье нового поколения".

Alpod сделан из алюминия. Этот материал прочный и легкий, поэтому модуль можно легко транспортировать и установить в новом месте. Эрик Квонг, управляющий директор AluHouse, один из главных идеологов проекта, описывает многочисленные преимущества алюминия, такие как устойчивость к коррозии, длительный срок службы (более 50 лет) и прочие. Сам корпус представляет собой единую структуру в виде несущей оболочки с внутренним пространством, свободным от колонн. Инженеры ARUP называют такую конструкцию "monocoque", суть которой заключается в том, что нагрузки вынесены на наружную конструкцию.

Большие раздвижные панели окон обеспечивают непосредственную связь между внутренним пространством и внешним, а также свободную циркуляцию воздуха и проникновение естественного света. Интерьер модуля Alpod оснащен встроенным кухонным оборудованием, ванной комнатой, системой кондиционирования и вентиляции, системой освещения и электроснабжения, что делает модуль готовым домом, который просто можно подключить к коммуникациям и жить в нем - "plug-and-play". Alpod предполагает возможность размещения подобных модулей на несущей структуре в виде башни.

 
 
Статья подготовлена Маратом Невлютовым, Григорием Малицким для ARCHITIME.RU
по материалам www.alpod.com, treehugger.com и других источников

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 
© 2007 - 2017, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Яндекс.Метрика Rambler's Top100