Инсталляция, дизайн, временная архитектура - произведения
британской студии Architects of Air находятся где-то на стыке этих
направлений. Основатель студии Алан Паркинсон с 1980-х годов экспериментирует
с пневматическими конструкциями и с тех пор разработал неповторимый
творческий стиль, основанный на уникальном языке форм. Его надувные
лабиринты пользуются популярностью не только среди зрителей, но и
среди дизайнеров, которые изучают потенциал архитектуры по этим временным
конструкциям. Что же ждет людей, входящих в загадочные пространства,
созданные Architects of Air?
Инсталляция, дизайн, ландшафтное проектирование, архитектура
- что нужно для успеха в любой из этих сфер творчества? "Умение
удивляться и жажда исследований" - вот ответ Алана Паркинсона.
"Мы очень часто не замечаем фантастических вещей или не придаем
им значения, потому что встречаемся с ними каждый день. Лично меня
всегда поражал феномен света, особенно его способность менять пространство.
В своем творчестве я всегда старался поделиться этим удивлением с
окружающими, позволить им по-новому взглянуть на мир вокруг. Мне очень
нравится исламская архитектура - ее геометрию прекрасно можно интерпретировать
с помощью пневматических конструкций. Но источники моего вдохновения
самые разные: природные формы, готика, геометрия, древняя мифология",
- рассказал Алан Паркинсон.
Концепция последнего проекта Architects of Air как
раз основана на греческой мифологии. Надувной лабиринт Daedalum был
установлен в лондонском Королевском доке Альберта в рамках фестиваля
"Greenwich + Docklands", где инсталляция, дизайн и уличное
искусство собраны на одной площадке. За основу Daedalum взят Лабиринт
Миноса с его запутанными, кажущимися бесконечными, коридорами. Эта
пневматическая ПВХ конструкция состоит из 19 куполообразных пространств,
плавно перетекающих друг в друга. Линии пересечения создают необычные
перспективы, дополняемые различными цветами и источниками света.
Но основная фишка лабиринта - это две крупные структуры,
занимающие участок длиной 47 метров и шириной 31 метр. Они разработаны
сыном Алана Паркинсона и носят названия "Дерево Меко" и
"Главный купол". Это самые открытые пространства лабиринта.
Дерево представляет собой группу огромных пузырьков над головами посетителей.
А Главный купол увенчан узором из 600 кусочков ткани и предназначен
для создания внутри различных цветов, меняющихся вслед за движением
солнца. Его конструкция вдохновлена римским Пантеоном.
Алан Паркинсон считает, что временные надувные конструкции это не
просто инсталляция, дизайн и инженерия в одном флаконе. Они позволяют
исследовать, какой должна быть архитектура, так как сталкиваться с
практическими проблемами, которых нет в чисто теоретических проектах. "Мы должны учитывать параметры, с которыми взаимодействует
реальная архитектура: прочность, ветровая нагрузка, влажность и температура
воздуха, доступность для людей с ограниченными возможностями. Надувная
конструкция из единого огромного куска материала не позволяет отделить
функцию от формы. Здесь материал должен работать и визуально, и конструктивно",
- пояснил архитектор.
Цикл структур Architects of Air, куда входит Daedalum, называется
Luminiaria. С 1992 года разные конструкции были представлены в 40
странах на 5 континентах. Зрителей эти лабиринты привлекают тем, что
здесь инсталляция, дизайн и архитектура сплетаются воедино.