ПОСОБИЕ
"ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕАТРОВ".
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие
разработано к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения",
распространяется на проектирование однозальных и многозальных
(с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих
основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических,
музыкальной комедии, оперы и балета.
К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории;
кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные,
экспериментальные и другие театры малой вместимости (500 мест
и менее); молодежные; пантомимы; эстрады; летние и др.
Проектирование особых типов зданий театров с вместимостью зрительного
зала свыше 1500 мест, в также реконструкция театров осуществляются
с учетом отдельных рекомендаций данного Пособия.
В Пособии представлены рекомендованные материалы для зданий на
разработку технико-экономических расчетов (ТЭР) и заданий на проектирование
театров драматических и музыкально-драматических, музыкальной
комедии, оперы и балета; приводятся сведения о прогрессивных объемно-планировочных
решениях; помещены некоторые данные по проектированию театров
особых типов.
Настоящее Пособие охватывает разделы: общие положения, земельные
участки и объемно-планировочные решения. Разделы и подразделы:
акустика залов и защита от шума, конструктивные решения, водоснабжение
и канализация, отопление и вентиляция, электроснабжение, технологическое
оборудование и устройства; связь и сигнализация; комфортные условия
наблюдения и форма в зрительных залах представлены в справочных
пособиях.
Данные по проектированию кинопроекционной и оборудованию зрительного
зала кинопроекцией приведены в справочном пособии "Проектирование
кинотеатров". При пользовании Пособием следует также руководствоваться
СНиП 2.07.01-89.
При проектировании производственных и складских помещений необходимо
помимо данного Пособия руководствоваться СНиП 2.09.02-85, СНиП
2.11.01-85 и СНиП 2.09.04--87.
Материалы Пособия могут применяться для составления заданий на
проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями
городов и деятельностью театров. Для выбора рекомендаций, соответствующих
этим ситуациям, при проектировании новых зданий театров и реконструкции
существующих проводятся предпроектные исследования, предшествующие
составлению задания на проектирование...
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Выбор
типа театрального здания определяется особенностями региона, величиной
и административной значимостью города, его культурными и историческими
традициями, социально-демографическим составом населения, сетью
театральных и других зрелищных зданий города, деятельностно-организационными
условиями функционирования театров и иными факторами, которые
рассматриваются при проведении предпроектных исследований.
1.2. При проектировании в городе первого или единственного театра
для взрослых рекомендуется учитывать необходимость его использования
также в качестве детского театра и гастрольной площадки. При неполном
перечне театральных зданий, составляющих основу государственной
сети театров и детских театров, наиболее вероятно строительство
недостающего до полноты этого перечня типа здания. Редко применяемые
особые типы театральных зданий - балетный, детский музыкальный,
пантомимы, эстрады и др. - предположительно возникают в городах
при условии полноты государственной сети театров, включая и детские.
Наибольшая вероятность появления типа детского музыкального театра
- в городах с другими детскими и музыкальными театрами, а балетного
- в городах с несколькими музыкальными театрами и хореографическим
училищем. Гастрольные театры без собственной труппы рекомендуются
для курортной зоны и для городов с насыщенной сетью театров, активно
использующих стационар.
1.3. В практике деятельности театров получили распространение
многие дополнительные функции: внедрение некоторых форм клубной
работы с детьми и со взрослыми, преследующих цель интенсификации
обслуживания зрителей (университет театрального искусства, клуб
любителей театра, самодеятельные театральные студии, развлечение
дошкольников и уход за ними во время просмотра родителями спектакля
и др.); праздничные и премьерные формы деятельности (детские каникулы
и фестивали с танцами, развлечениями, устройством елки, активным
общением и др.).
Дополнительными нетеатральными функциями могут быть - проведение
в театре общественных мероприятий, концертов. Необходимость учета
дополнительных функций определяется предпроектным исследованием.
1.4. Потребность в клубной работе со взрослыми зрителями возникает
в условиях проектирования театров для городов как не имеющих театров,
так и с насыщенной сетью театров. В первом случае клубная работа
может быть направлена на привлечение к театру малоподготовленных
зрителей, а во втором - на любителей театра.
Создание возможности для клубной работы с детьми актуально в ТЮЗах
и театрах кукол, а также в театрах для взрослых, особенно там,
где нет детских театров и в городах с большим удельным весом детского
населения.
Помещения для дошкольников прежде всего целесообразны в театрах
для взрослых при строительстве их в городах с большим удельным
весом детского населения.
Необходимость создания условий для проведения общественных мероприятий
в театре возникает при проектировании его в административных центрах,
особенно в тех случаях, когда в них отсутствуют крупные современные
клубы, концертные и универсальные залы, другие театры.
Необходимость проектирования театрального здания, пригодного для
проведения концертов, может появиться в тех регионах и городах,
где театры постоянно много гастролируют, покидая стационар на
большую часть года, особенно в тех случаях, когда в этих городах
отсутствуют крупные клубы, концертные и универсальные залы.
1.5. К организации внешней среды театра рекомендуется подходить
как к особой сфере предпроектной и проектной деятельности по:
выявлению и максимальному использованию сложившихся ресурсов конкретной
градостроительной ситуации (застройка, структура коммуникаций,
ландшафт, градостроительно-средовые особенности, сложившиеся стереотипы
интенсивного использования территории, различные циклы жизнедеятельности
города и пр.);
разработке сценариев деятельности в городском пространстве, главной
частью которого является театр;
взаимному согласованию сценариев деятельности и ресурсов градостроительной
ситуации;
обеспечению новых форм развития функций театра во внешнюю среду
(уличные концерты и спектакли, карнавалы, театрализованные праздники
и пр.);
дополнению ведущей функции посещения театра сопутствующими функциями
(специальная информация и реклама, специализированная торговля,
экспресс-питание, любительские клубы и пр.);
использованию помещений первых и подвальных этажей прилегающих
зданий, а при возможности и театра для расширения ведущей и сопутствующих
функций театра...
|