Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

Туристическое мастер-планирование в России - как сделать внутренний туризм привлекательнее?

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед
Туристическое мастер-планирование в России - как сделать внутренний туризм привлекательнее?. ПроГород
Фото: Ярославль, Сретенский Храм

В России впервые разрабатываются туристические мастер-планы. В рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" разработка таких документов ведется для туристических макрорегионов, объединяющих несколько субъектов федерации. Кроме того, ведется проектирование туристического мастер-плана всей страны. Как это поможет решить проблемы обычных туристов? Что такое мастер-планирование, и в чем его преимущества? Как и кем составляется мастер-план? Почему в России туристическое мастер-планирование особенно актуально, и существует ли такая практика в других странах?

Обо всем этом мы поговорили с Ксенией Титовой, руководителем проектного офиса "ПроГород", занимающегося разработкой туристических мастер-планов для российских макрорегионов.

 

РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

"Знаете ли вы, что значит путешествовать по России? <…> для человека мало-мальски наблюдательного и обладающего к тому же независимым характером, это упорный труд", – так писал Маркиз де Кюстин о своем знаменитом путешествии по России в 1839 году. А с чем же приходится сталкиваться путешественникам по современной России?

В рамках работы над туристическим мастер-планом для всей страны проектный офис "ПроГород" провел всестороннее исследование. Потенциал развития рынка туризма в России огромен – около 64 млн россиян старше 16 лет сегодня не путешествуют. Самые частые причины: отсутствие финансовой возможности, времени или подходящей инфраструктуры (например, для семей с детьми). Реализация проекта позволит создать условия для появления качественного и разнообразного, как по продолжительности, так и по цене, предложения для всех групп туристов.

Путешественники в некоторых регионах часто сталкиваются с тем, что не хватает мест для размещения. И это касается как пятизвездочных гостиниц, так и кемпингов. Немаловажную роль в выборе направления поездки играет и наличие ресторанов, кафе, туристических центров, пунктов проката оборудования и других точек сервиса.

С другой стороны, природные аттракции порой не могут принять всех желающих из-за сложностей с распределением антропогенной нагрузки на территорию. Яркий тому пример – Кроноцкий природный биосферный заповедник и Южно-Камчатский заказник им. Тихона Шпиленка на Дальнем Востоке. Их заполняемость в год не превышает 10 и 5 тыс. посетителей соответственно, тогда как желающих посетить эти заповедные места намного больше.

Как же мастер-планирование позволит решить эти трудности и повысить туристический потенциал регионов?

Мастер-планирование ПроГород, Дальний Восток
Фото: Камчатка, Дальний Восток. Автор – Александр Максин


КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Мастер-планирование – это разработка документа на стыке стратегического социально-экономического и пространственного развития. Для совершенствования туризма в России такой документ необходим не только, чтобы синхронизировать работу федеральных и региональных властей, инвесторов, подрядчиков, экспертного сообщества и других участников отрасли. Мастер-план позволит применить комплексный подход к развитию туристических территорий.

"Рассматривать туризм без карт, без разнообразных слоев данных – невозможно. Поэтому с помощью комплексного пространственного подхода мы смогли увидеть, как туризм выглядит географически, как он устроен. Для развития отрасли важно определить, где концентрируется туристический поток, как это соотносится с концентрацией номерного фонда, где располагаются аттракции и какого они типа (природные, культурно-исторические, событийные), где находятся основные точки входа для иностранных туристов, приезжающих в Россию, как турпоток распределяется по стране, какие точки входа существуют для внутреннего туризма (автовокзалы, аэровокзалы, ж/д станции и др.). Все это можно посмотреть, только объединив факторы социально-экономические и факторы пространственные, что и позволяет сделать мастер-план", – отметила Ксения Титова.

 

ОПЫТ МАСТЕР-ПЛАНИРОВАНИЯ

Подобная работа проводится впервые за 30 лет – последняя схема пространственного развития туризма страны "Туризм и экскурсии в СССР" была выпущена в 1987 г. Центральным Советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС и хранится в Российской государственной библиотеке. Принципы ее составления были схожи с работой над современными мастер-планами, однако возможности по сбору и анализу информации в то время были существенно ниже.

В целом во многих странах разработка и реализация мастер-планов – обычная практика, они являются такими же документами территориального планирования, как в России генеральные планы. Одно из фундаментальных отличий между ними заключается в том, что генплан презентуется общественности, когда он уже разработан и значительных изменений в нем не предполагается, а мастер-план изначально разрабатывается уже с учетом мнения всех заинтересованных сторон, в том числе населения.

Что касается туристического мастер-планирования, то такая практика встречается в основном в монотуристических странах, например на Кипре. Там этот документ состоит из более чем 900 страниц и 12 глав, которые включают аналитику Кипра как туристической дестинации, маркетинговый анализ, основные вызовы туротрасли (среди которых сезонность, низкая конкурентоспособность предложения на рынке, недостаточная инновационность отрасли и другие) и пути их решения, а также стратегический план по направлениям и экономические эффекты на перспективу до 2030 года.

 

СТРУКТУРА МАСТЕР-ПЛАНА

Структура мастер-плана вне зависимости от того, для каких целей он разрабатывается, универсальна и включает, как правило, не менее трех этапов.

Первый – комплексный анализ, который включает в себя аналитику статистических данных и информации из множества доступных источников. В частности, специалисты проектного офиса "ПроГород" в своей работе использовали BigData (данные сотовых операторов, банковских транзакций и др.), аналитику пространственных данных – информацию о точках притяжения, маршрутах, инфраструктуре, развитию улично-дорожной сети, рельефе, водных объектах, природных территориях, доступных для туризма. Отдельно стоит упомянуть большой блок социологии, который включает соцопросы, глубинные интервью, стратегические сессии в очном формате и организацию краудсорсинговой платформы для сбора предложений от населения.

Второй – разработка стратегии и прогнозирование объема турпотока и номерного фонда. Стратегия включает в себя предложения по развитию транспортной связности туристических объектов, по совершенствованию инженерной инфраструктуры для ключевых туристических аттракций, выявление всесезонных курортов, разработку для них градостроительных концепций. Также прорабатываются прогнозы турпотока по трем сценариям: базовый, негативный и позитивный. При этом учитываются геополитические, инфраструктурные и экономические факторы.

Третий – проработка предложений по совершенствованию нормативной базы региона, чтобы обеспечить реализацию мастер-плана. Также составляется дорожная карта проекта – детализированный список всех мероприятий, включающий их стоимость, сроки и этапность реализации, ответственные стороны.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМАНДА

Чтобы создать такой сложный документ, необходима команда, состоящая из специалистов в самых разных областях. К разработке мастер-планов для российских макрорегионов привлекались четыре ключевых блока экспертов:

  • Федеральные чиновники – инициаторы проекта и ответственные лица, принимающие участие в согласовании ключевых проектных решений.

  • Проектный офис "ПроГород" – служба квалифицированного заказчика, сопровождающая проекты от технического задания и проведения закупки до итоговой верификации и приемки отчетных материалов.

  • Многопрофильный консорциум подрядчиков.

  • Рабочие группы на местах, куда входят региональные специалисты по туризму, представители отраслевых муниципалитетов, департаментов.

 

МАСТЕР-ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИИ

Разработка мастер-планов для трех пилотных российских макрорегионов – "Большое Золотое кольцо", "Дальний Восток" и "Западный Юг России" – а также туристического мастер-плана для России в целом будет завершена в конце этого года.

Подробнее об этих документах, их особенностях, принципах объединения субъектов России в макрорегионы, а также о трендах туризма по стране мы расскажем во второй части нашей статьи, которая выйдет в ближайшее время.

ПроГород, Большое Золотое Кольцо
Фото: Углич, Большое Золотое Кольцо. Автор – Alex Malev

Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по итогам беседы с Ксенией Титовой
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

ТОП-10 самых впечатляющих деревянных храмов России
ТОП-10 необычных отелей в России
"Чернильница" за 23 миллиона. Как возводился и чем знаменит Исаакиевский собор / Известные здания
Дом Перцовой / Известные здания
Дом Мельникова / Известные здания
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru