|
Туристическое мастер-планирование в России - как сделать внутренний туризм привлекательнее? |
|
||||||||
|
|||||||||
"Знаете ли вы, что значит путешествовать по России? <…> для человека мало-мальски наблюдательного и обладающего к тому же независимым характером, это упорный труд", так писал Маркиз де Кюстин о своем знаменитом путешествии по России в 1839 году. А с чем же приходится сталкиваться путешественникам по современной России? В рамках работы над туристическим мастер-планом для всей страны проектный офис "ПроГород" провел всестороннее исследование. Потенциал развития рынка туризма в России огромен – около 64 млн россиян старше 16 лет сегодня не путешествуют. Самые частые причины: отсутствие финансовой возможности, времени или подходящей инфраструктуры (например, для семей с детьми). Реализация проекта позволит создать условия для появления качественного и разнообразного, как по продолжительности, так и по цене, предложения для всех групп туристов. Путешественники в некоторых регионах часто сталкиваются с тем, что не хватает мест для размещения. И это касается как пятизвездочных гостиниц, так и кемпингов. Немаловажную роль в выборе направления поездки играет и наличие ресторанов, кафе, туристических центров, пунктов проката оборудования и других точек сервиса. С другой стороны, природные аттракции порой не могут принять всех желающих из-за сложностей с распределением антропогенной нагрузки на территорию. Яркий тому пример – Кроноцкий природный биосферный заповедник и Южно-Камчатский заказник им. Тихона Шпиленка на Дальнем Востоке. Их заполняемость в год не превышает 10 и 5 тыс. посетителей соответственно, тогда как желающих посетить эти заповедные места намного больше. Как же мастер-планирование позволит решить эти трудности и повысить туристический потенциал регионов?
Мастер-планирование – это разработка документа на стыке стратегического социально-экономического и пространственного развития. Для совершенствования туризма в России такой документ необходим не только, чтобы синхронизировать работу федеральных и региональных властей, инвесторов, подрядчиков, экспертного сообщества и других участников отрасли. Мастер-план позволит применить комплексный подход к развитию туристических территорий. "Рассматривать туризм без карт, без разнообразных слоев данных – невозможно. Поэтому с помощью комплексного пространственного подхода мы смогли увидеть, как туризм выглядит географически, как он устроен. Для развития отрасли важно определить, где концентрируется туристический поток, как это соотносится с концентрацией номерного фонда, где располагаются аттракции и какого они типа (природные, культурно-исторические, событийные), где находятся основные точки входа для иностранных туристов, приезжающих в Россию, как турпоток распределяется по стране, какие точки входа существуют для внутреннего туризма (автовокзалы, аэровокзалы, ж/д станции и др.). Все это можно посмотреть, только объединив факторы социально-экономические и факторы пространственные, что и позволяет сделать мастер-план", – отметила Ксения Титова.
Подобная работа проводится впервые за 30 лет – последняя схема пространственного развития туризма страны "Туризм и экскурсии в СССР" была выпущена в 1987 г. Центральным Советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС и хранится в Российской государственной библиотеке. Принципы ее составления были схожи с работой над современными мастер-планами, однако возможности по сбору и анализу информации в то время были существенно ниже. В целом во многих странах разработка и реализация мастер-планов – обычная практика, они являются такими же документами территориального планирования, как в России генеральные планы. Одно из фундаментальных отличий между ними заключается в том, что генплан презентуется общественности, когда он уже разработан и значительных изменений в нем не предполагается, а мастер-план изначально разрабатывается уже с учетом мнения всех заинтересованных сторон, в том числе населения. Что касается туристического мастер-планирования, то такая практика встречается в основном в монотуристических странах, например на Кипре. Там этот документ состоит из более чем 900 страниц и 12 глав, которые включают аналитику Кипра как туристической дестинации, маркетинговый анализ, основные вызовы туротрасли (среди которых сезонность, низкая конкурентоспособность предложения на рынке, недостаточная инновационность отрасли и другие) и пути их решения, а также стратегический план по направлениям и экономические эффекты на перспективу до 2030 года.
Структура мастер-плана вне зависимости от того, для каких целей он разрабатывается, универсальна и включает, как правило, не менее трех этапов. Первый – комплексный анализ, который включает в себя аналитику статистических данных и информации из множества доступных источников. В частности, специалисты проектного офиса "ПроГород" в своей работе использовали BigData (данные сотовых операторов, банковских транзакций и др.), аналитику пространственных данных – информацию о точках притяжения, маршрутах, инфраструктуре, развитию улично-дорожной сети, рельефе, водных объектах, природных территориях, доступных для туризма. Отдельно стоит упомянуть большой блок социологии, который включает соцопросы, глубинные интервью, стратегические сессии в очном формате и организацию краудсорсинговой платформы для сбора предложений от населения. Второй – разработка стратегии и прогнозирование объема турпотока и номерного фонда. Стратегия включает в себя предложения по развитию транспортной связности туристических объектов, по совершенствованию инженерной инфраструктуры для ключевых туристических аттракций, выявление всесезонных курортов, разработку для них градостроительных концепций. Также прорабатываются прогнозы турпотока по трем сценариям: базовый, негативный и позитивный. При этом учитываются геополитические, инфраструктурные и экономические факторы. Третий – проработка предложений по совершенствованию нормативной базы региона, чтобы обеспечить реализацию мастер-плана. Также составляется дорожная карта проекта – детализированный список всех мероприятий, включающий их стоимость, сроки и этапность реализации, ответственные стороны.
Чтобы создать такой сложный документ, необходима команда, состоящая из специалистов в самых разных областях. К разработке мастер-планов для российских макрорегионов привлекались четыре ключевых блока экспертов:
Разработка мастер-планов для трех пилотных российских макрорегионов – "Большое Золотое кольцо", "Дальний Восток" и "Западный Юг России" – а также туристического мастер-плана для России в целом будет завершена в конце этого года. Подробнее об этих документах, их особенностях, принципах объединения субъектов России в макрорегионы, а также о трендах туризма по стране мы расскажем во второй части нашей статьи, которая выйдет в ближайшее время.
|
|||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||