Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Архитектура: самые интересные постройки со всего мира, кинетическая архитектура, всемирно известные здания, тематические подборки

   АРХИТЕКТУРА С ЛИЦОМ. УНИКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ

Собор с самым большим кирпичным куполом. Санта-Мария-дель-Фьоре - архитектурный символ Раннего Ренессанса

   ИНТЕРЕСНО?
   ПОДПИШИТЕСЬ
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ ВСЕХ ДОБАВЛЯЕМЫХ ПОСТРОЕК И СОБЫТИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ
 

Название постройки: Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Автор / архитектор: Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунеллески, Эмилио Де Фабрис

Дата постройки: 1296-1436 гг.

Место постройки:
Флоренция, Италия

 

На каждом этапе строительства собора Санта-Мария-дель-Фьоре использовались архитектурные новшества своего времени. Сначала Арнольфо ди Камбио возвел стены небывалых размеров. Затем Джотто ди Бондоне внес в проект элементы Раннего Ренессанса и построил рядом свою знаменитую колокольню. И наконец, Филиппо Брунеллески увенчал главный неф самым большим в мире кирпичным куполом, секрет строительства которого ученые пытаются разгадать до сих пор. Какова основная гипотеза? Почему строительные работы в Санта-Мария-дель-Фьоре, официально освященном в 1436 году, с перерывами продолжались вплоть до конца XIX века? И почему собор в XV веке стал центром не только нового города, но и нового мира?...

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, построен во Флоренции на площади Дуомо, на месте обветшавшей церкви Святой Репараты, возведенной еще в V веке. К XIII веку здание церкви настолько обветшало, что буквально начало разрушаться, к тому же оно давно стало тесным для постоянно растущей паствы. Поэтому власти Флоренции решили построить собор, который не только вместит все взрослое население - примерно 30 000 человек - но и продемонстрирует величие города. При этом здание не должно было быть похожим ни на один из существующих соборов. Так началась история Санта-Мария-дель-Фьоре.

Автор проекта, архитектор Арнольфо ди Камбио, заложил в основу плана трехнефного собора Санта-Мария-дель-Фьоре форму латинского креста. При этом размеры здания были внушительными: общая площадь - 8 300 квадратных метров, длина - 153 метра, ширина в трансепте - 90 метров, а высота сводов - 45 метров. Такая высота достигалась с помощью стрельчатых арок - элементов, характерных для готической архитектуры. Строительство началось в 1296 году.

После смерти Арнольфо ди Камбио на протяжении почти 30 лет работы велись очень медленно, и даже возникли сомнения, что собор Санта-Мария-дель-Фьоре будет закончен. Однако гильдия флорентийских купцов все же решила выделить деньги на продолжение строительства, куратором которого стал Джотто ди Бондоне - на тот момент главный архитектор Флоренции. Самый весомый его вклад в архитектурный ансамбль площади Дуомо - строительство колокольной башни рядом с Санта-Мария-дель-Фьоре. Ее форма соответствует духу готики, а вот барельефы у основания, эскизы которых создал Джотто, уже являются предвестниками Раннего Ренессанса с его идеями гуманизма. Но после смерти Джотто в 1337 году работы вновь замедлились, а через 11 лет вовсе остановились из-за эпидемии чумы. Плюс ко всему уже тогда стало ясно, что строители не знают, как возвести купол диаметром 45 метров над центральным нефом. Для этого было необходимо инновационное инженерное решение.

Сложность заключалась в том, что в то время купола строили с использованием деревянных лесов, которые убирались, когда конструкция была готова. Этот метод назывался кладкой по кружалам. Но из-за больших размеров купола Санта-Мария-дель-Фьоре требовалось столько дерева, сколько невозможно было достать в окрестностях Флоренции. Решение проблемы нашлось только в первой половине XVI века, и это очень символично. В это время в Италии зарождался Ранний Ренессанс (Кватроченто) - период возникновения многих новаторских идей в искусстве и архитектуре. И купол Санта-Мария-дель-Фьоре стал настоящим символом данного периода - демонстрацией безграничных возможностей человека, который сможет построить новый мир.

Автором решения стал ювелирных дел мастер Филиппо Брунеллески. Считается, что у него не было опыта строительства архитектурных сооружений, но прежде чем представить проект купола на конкурс, объявленный властями Флоренции, Брунеллески 13 лет путешествовал по Италии, самостоятельно изучая строение различных зданий, в том числе Римского Пантеона с самым большим в то время куполом. Но применить опыт строителей Пантеона Брунеллески не мог, так как купол Санта-Мария-дель-Фьоре должен был быть гораздо легче - ведь стены Пантеона были массивнее, чем стены Санта-Мария-дель-Фьоре.

В результате Брунеллески сделал максимально легкую конструкцию, если так можно сказать о куполе из 4 миллионов кирпичей, весящем 40 000 тонн. За облицовочной красной черепицей и восемью ребрами из белого камня скрываются два слоя кирпичной кладки, между которыми располагается ниша с лестницей, ведущей на фонарную башенку (лантерну). Узор кладки Брунеллески предусмотрел таким образом, что кирпичи, расположенные под углом, поддерживают друг друга. Этот узор называют "елочка" или "рыбий хребет". Сначала несколько кирпичей устанавливались вертикально. Затем между ними клался горизонтальный ряд кирпичей. Вертикальные кирпичи нивелировали ослабленное сечение слоев строительного раствора, в результате большие участки кладки были защищены от сдвига. Вопрос, который до сих пор не могут решить исследователи - каким образом Брунеллески так точно рассчитал углы кладки кирпичей?

Профессор архитектуры и проектирования Флорентийского университета Массимо Риччи считает, что это было сделано с помощью сложной системы канатов. Один конец каждого каната был закреплен на платформе основания, другой находился в руках у каменщика. Все канаты пересекались в одной точке, а схемой их расположения у основания был рисунок цветка. Риччи основывается на архивном рисунке, найденном во флорентийских архивах. Этот рисунок принадлежит не самому Брунеллески, а одному из его критиков. Чтобы подтвердить свою гипотезу Массимо Риччи возвел с помощью такой же системы канатов модель купола Санта-Мария-дель-Фьоре в масштабе 1:5. И на данный момент это основная версия. Об этом снят документальный фильм "Тайны собора Санта-Мария-дель-Фьоре".

Строительство купола началось завершилось к 1434 году. Его высота составила 42 метра. Сам собор Санта-Мария-дель-Фьоре был освящен в 1436 году.

Фасад собора начали декорировать в XV столетии. Для этого использовали мрамор красного, зеленого и белого оттенка - в цвет итальянского флага. Но в XVI столетии из-за крупных хищений работы были остановлены. Полностью закончили облицовку фасада лишь в конце XIX века.

Несмотря на богатый внешний вид, интерьер Санта-Мария-дель-Фьоре довольно лаконичен. Основные его украшения - это цветные витражи и роспись купола, сделанная Джорджо Вазари и Федерико Цуккари.

 

Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам duomo.firenze.it, sciencedirect.com, visitflorence.com, florence-museum.com

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА: ТОП-10 самых необычных церквей мира
СОБОРЫ: Кельнский собор - ключ к пониманию готической архитектуры
СОБОРЫ: Миланский собор - новое прочтение готики
СОБОРЫ: Собор Святого Петра в Риме - архитектурный символ вечного города
СОБОРЫ: Архитектура как символ. Нотр-Дам де Пари до и после пожара
СОБОРЫ: Саграда Фамилия - самый известный долгострой в современной истории
СОБОРЫ: Собор Святого Стефана в Вене
СОБОРЫ: "Чернильница" за 23 миллиона. Как возводился и чем знаменит Исаакиевский собор
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru