Дом Духовного Уединения был построен в 2005 году в испанских
горах Сьерра-Морена. Над окружающим ландшафтом гор видны только две
высокие белые стены и на их пересечении - главный вход и балкон над
ним. Вход ведет в строгий квадратный двор, граничащий с внутренними
помещениями дома, а на балкон можно попасть по двум консольным лестницам
вдоль стен. Все помещения дома находятся под слоем земли, скрываются
в ландшафте. Так, дом предъявляет зрителю фантасмагорическое зрелище
пустых стен и лестниц - обманывает, сохраняя сюрреалистическую иллюзию
дома там, где его нет.
Изначально аргентинский архитектор Эмилио Амбаз спроектировал Дом Духовного
Уединения в 1979 году для воображаемого места около Кордобы, в Испании.
Но проект был реализован гораздо позже - в 2005 году в 40 километрах
от Севильи, в испанских горах Сьерра-Морена. Дом расположился на мысе
в окружении оливковых деревьев, вечнозеленых дубов и диких цветов, откуда
обозревается живописное озеро. Одинокий, на возвышенности, он воспринимается
не как загородная резиденция, а скорее как древняя святыня.
Издали можно увидеть только две высокие, оштукатуренные стены, которые
пересекаются друг с другом под прямым углом. Их строгая геометрия и
белый цвет сильно выделяют дом из окружающего пейзажа. Строго на оси
пересечения стен находится парадный вход и балкон над ним. От входа
вниз ведет лестница - она спускается во двор дома, который с одной стороны
огорожен двумя стенами, а с другой внутренними помещениями дома. Стены
ориентированы на север, поэтому двор всегда находится в тени и освещается
отраженным от белых стен, мягким, рассеянным светом. Лестница, ведущая
во двор, является одновременно каскадом для спуска воды, которая устремляясь
вниз, собирается в полукруглом фонтане у основания лестницы. Наличие
внутреннего двора с фонтаном является традиционным решением для арабско-андалузской
традиции.
Балкон - характерная особенность дома, которая также отсылает к андалузской
архитектуре. Он состоит из 3000 деревянных деталей и является иллюстрацией
удивительной ремесленной работы местных мастеров. Наличие такого балкона
в доме, хоть и не является сознательной отсылкой, тем не менее, напоминает
существовавшие раньше смотровые башни Андалусии (atalaya), используемые
для наблюдения за движениями Мавританских войск и пиратов. С балкона
этого дома можно прекрасно обозревать озеро и окружающий ландшафт. Попасть
на балкон можно с помощью двух металлических консольных лестниц. Одна
из них словно приглашает подняться на балкон, другая позволяет посетителю
спуститься.
Внутренние помещения с одной стороны ограничены двором, а с другой извилистой
стеной. По периметру она омывается мягким рассеянным светом естественных
фонарей. В стене есть проходы в нежилые помещения: кухня, туалет, кладовые.
В одном месте стена прерывается выходом во второй двор, который предоставляет
более неформальный доступ к ландшафту за пределами дома. Его криволинейная
форма обеспечивает перекрестную вентиляцию пространства. Оба двора являются
расширением внутренних помещений дома: стеклянные стены позволяют свету
проникать внутрь дома извне.
При строительстве дома были использованы бетон и кирпич. Кирпичные стены
и бетонные колонны поддерживают крышу дома, покрытую толстым слоем земли.
Такое решение сохраняет прохладу дома в условиях жаркого и сухого климата
Испании. Кроме того, такое покрытие интегрирует сам дом в окружающий
ландшафт. Дом Духовного Уединения скрывается в ландшафте, предъявляя
зрителю фантасмагорическое зрелище пустых стен и лестниц, которое обманывает,
сохраняя сюрреалистическую иллюзию дома.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: casaderetiroespiritual.com и archdaily.com
|