Крематорий в Баумшуленвеге был спроектирован и построен
в 1996-1998 годах архитекторами Акселем Шульцем и Шарлоттой Франк. Проект
стал подведением итогов их многолетней работы: большинство технологических
и образных элементов было разработано и применено в более ранних проектах.
Но, именно, крематорий в Баумшуленвеге сделал их всемирно известными,
а интерьер центрального холла с 29 колоннами, с так называемыми "световыми
капителями", даже был съемочной площадкой фантастического фильма
"Эон Флакс". Архитекторам удалось создать особое монументальное
пространство тишины, расположенное между временным и вечным.
В Берлине в год осуществляется около 12.000 кремаций,
и здание нового крематория было необходимо, чтобы обеспечить соответствующие
условия для проведения всех погребальных обрядов. Так появился новый
крематорий в одном из тихих районов Берлина - Баумшуленвеге (Baumschulenweg).
Здание было спроектировано и построено в 1996-1998 годах архитекторами
Акселем Шульцем и Шарлоттой Франк. Проект стал кульминацией их работы:
многие технологические и образные элементы были уже разработаны в ранних
проектах музея в Бонне и здания Канцелярии в Берлине. Но именно, крематорий
в Баумшуленвеге сделал их всемирно известными, а интерьер центрального
холла даже был съемочной площадкой фантастического фильма "Эон
Флакс".
Здание крематория является авторской интерпретацией монументальной архитектуры
египетского храма. Архитекторы пишут: "… камни здесь также тяжелы,
как они были в более суровую эпоху - в Саккаре и в Гизе - с твердой
верой в вечность". Само здание напоминает могильный камень - полый,
цельный блок размерами 50 на 70 метров, уходит под землю на 10 метров
и вырастает 10 метров над землей. Доступ в крематорий осуществляется
через три внешних двора, которые ведут в большой центральный холл. Ссылки
на египетскую архитектуру присутствуют и здесь: холл, квадратное помещение
вместимостью 1000 человек, оформлен 29 массивными колоннами, с так называемыми
"световыми капителями", которые архитекторы впервые используют
в музее в Бонне. Бетонная крыша поддерживается здесь консольными кронштейнами
на завершениях колонн - она словно парит над пространством как прозрачный
навес. В здании, на разных этажах, проходит кремация и церемония похорон.
Крематорий содержит два церемониальных зала вместимостью 50 человек
и один на 250 человек.
Аксель Шульц и Шарлотта Франк полагают, что последний путь является
неопределимым: "ни церковь, ни кладбище не могут предложить конкретный
путь в небытие". Они говорят, что "люди умирают, и они несчастны",
и архитектура не может этого изменить, но она способна создавать особое
пространство, где возможен отдых и освобождение. Архитекторы приводят
в пример мечеть в Магрибе (Великая мечеть Кайруана), которая близко
подходит к решению такой задачи: "площадь Коперта - место в сердцевине
этого кенотафа, где множество людей может собраться и почувствовать
себя защищенными. Она является катализатором особых чувств. В этом пространстве
колонны, освещенные светом, стремятся покинуть нас. Это демонстрация
космологического противоречия между материальной колонной и естественным
светом на них". Шульц и Франк в своем проекте также стремятся создать
пространство тишины, где особое сочетание света и материи колонн позволят
обнаружить путь в небытие.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: archdaily.com, mimoa.eu
|