Брутализм - это эстетика послевоенного модернизма в архитектуре,
основанная на идее "честного" строительства, принцип которого
был заложен еще Джоном Рёскином. Развитие архитектуры брутализма пришлось
на 50-70-е годы ХХ века и здания, выполненные в этом стиле, отличаются
монументальностью, грубым внешним видом, сложностью композиционных
решений с применением обязательного материала - железобетона. Брутализм
родился из сплава культурного протеста и суровой урбанистичной необходимости.
Зародившись в Великобритании, брутализм очень быстро распространился
по всему миру, став символом надежд для нового, послевоенного поколения
архитекторов.
Мы подобрали для вас 10 впечатляющих примеров архитектуры в стиле
брутализм, но их, безусловно, гораздо больше...
"Первой ласточкой" брутализма можно назвать марсельскую
жилую единицу, построенную по проекту Ле Корбюзье. 17-ти этажное здание
задумывалось в качестве нового типа жилья - "вертикальной деревни"
с 337 квартирами 23 различных типов (квартиры для холостяков, для
мало- и многодетных), торговыми "улицами" на 7-8 этажах,
рестораном, прачечной, спортзалом и прочей инфраструктурой, вплоть
до детского сада.
Это был смелый эксперимент. Даже после успешного открытия здания в
конце 1952 г. французские власти отнеслись к нему скептически, решили
не сдавать в аренду квартиры и магазины, а сразу потребовали их продажи,
чтобы переложить риск на плечи собственников. Однако очень скоро не
осталось сомнений в том, что "Марсельская жилая единица"
оказала огромное влияние на формирование умов последующего поколения
архитекторов. В 2016 году здание La Unite d'habitation стало объектом
защиты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектор Ричард
Роджерс считает Robin Hood Gardens самым важным примером социального
жилья из послевоенной эпохи в Великобритании, Заха
Хадид назвала его одним из своих любимых проектов... Вместе с
сотней других архитекторов они боролись за сохранение этого комплекса
и включение его в список объектов архитектурного наследия.
Но в 2015 году британское правительство приняло решение отказать в
его сохранении и в 2017 году его снесли. На месте "Робин Гуд
Гарденс" будет построено современное жилье, рассчитанное на более
чем 1500 апартаментов.
Комплекс Robin Hood Gardens спроектирован супругами-архитекторами
Питером
и Элисон Смитсон (стоявшими у истоков брутализма) как пример концепции
"улицы в небе". Комплекс включал в себя 213 квартир в двух
бетонных блоках, а особенностью конструкции были открытые галереи-балконы,
протянувшиеся вдоль фасадов. Они окружали большой холмистый сад с
игровыми зонами, защищая его от шума двух крупных автодорог, проходящих
рядом.
Музей V&A при поддержке одного из девелоперов приобрел трехэтажную
секцию дома для пополнения своей архитектурной коллекции. Фасад секции
и планировка квартир будут сохранены как образец архитектуры брутализма
и пример социального жилья.
Этот жилой комплекс на первый взгляд выглядит как сложный
хаотичный массив из однотипных элементов и напоминает бразильские
фавелы. Но если присмотреться внимательнее, он имеет упорядоченную
структуру из 354 модулей, скомпонованных в различных вариациях. Каждая
ячейка - это и квартира, и автономное жилище с собственным садом.
Благодаря неординарному и новаторскому решению дом был признан памятником
архитектуры. Подробнее об этом уникальном проекте здесь...
Фото: exomapia.ru
Фото: s3.amazonaws.com
Barbican Estate | Комплекс "Барбикан".
Лондон, Великобритания.
Авторы: бюро Chamberlin, Powell & Bon
1965-1976 г.
Chamberlin, Powell & Bon создали огромный комплекс
на месте полностью разрушенного Второй мировой войной района и сделали
его центром культурной жизни. Помимо жилья, комплекс включает в себя
Центр искусств, музыкальную школу, кинотеатры и концертные площадки.
Кроме того, архитекторы представили новый комплекс как уникальный
зеленый оазис в центре огромного города. Внутри Барбикана растут сады
и бурлят водопады; на центральной площади, служащей одновременно верандой
ресторана, отдыхают местные жители и гости лондонской "крепости".
Авторы создали удивительный образ Барбикана – закрытого и неприступного,
в который не так просто попасть, если вы просто случайный прохожий,
идущий вдоль его стен. Система входов и скрытых лазеек продумана до
мелочей, как в настоящей крепости.
Барбикан состоит из трех башен (двух 44-х этажных и одной 43-х), 13-ти
семиэтажных террасных домов и ряда таунхаусов. Каждый дом внутри комплекса
носит собственное имя, которое он получил в честь известного человека.
Все жилые блоки и общественные пространства соединены между собой
системой переходов и лифтов.
Архитекторы описывали Барбикан как "лучший пример города,
где пешеходное и служебное движение полностью разделено. Эта сегрегация
прекрасно работала в течение многих веков, и нет никаких веских причин,
почему этот принцип не должен применяться так же эффективно в лондонском
Сити".
Библиотека Гейзеля - главная библиотека Калифорнийского университета
в Сан-Диего. Образ получился очень выразительным и узнаваемым, поэтому
библиотека сразу стала эмблемой университета. Восьмиэтажное здание
включает в себя несколько миллионов томов научных книг, а также пространства
для занятий и творчества.
Очень интересна входная зона библиотеки, автором дизайна которой
стал художник-концептуалист Джон Балдессари. Инсталляция представляет
собой изображения студентов в полный рост, стоящих на кипах книг и
напоминающих древнегреческие колонны на пьедесталах. Сверху на входных
дверях надпись: "Читай/Пиши/Думай/Мечтай". Когда двери раздвигаются,
их разноцветные стекла соединяются, создавая оригинальные колористические
эффекты.
Храм Святой Троицы (нем. Kirche Zur Heiligsten Dreifaltigkeit)
в Вене, более известный как Храм Вотрубы, — римско-католический храм,
построенный в бруталистском стиле. Проект церкви из 152 бетонных блоков
общим весом более 4000 тонн, уложенных один на другой практически
в хаотичном порядке был представлен Фрицем Вотрубой в 1964 году. Столь
неординарный образ храма вызвал большой общественный резонанс и к
строительству смогли приступить только спустя десять лет.
Пегли 3 | "Le Lavatrici". Сан-Пьетро-ди-Пра,
Генуя, Италия
Авторы: Анджело Сибилла, Альдо Пино, Альдо Луиджи Риццо
1980-1989 г.г.
Жилой комплекс Lavatrici появился в 1980-е годы в бывшей
рыбацкой деревне, носившей имя Святого Петра. Здания построены на
холмистой местности и квартиры спускаются террасами к автодороге.
Свое название (буквальный перевод "стиральные машины") комплекс
получил из-за любопытной формы входящих в него четырех жилых построек.
В качестве украшения были выбраны бетонные плиты с большими отверстиями
в форме ромба или круга, делающими здания похожими на иллюминаторы
стиральных машин.
Комплекс расположен в центре искусственного озера и по его берегам,
и это получилось поистине впечатляющее своей монументальностью сооружение.
Издали Jatiyo Sangshad Bhaban смотрится единым строением, однако на
самом деле это восемь отдельных корпусов, расположенных вокруг палаты
Парламента в центре.
Луис Кан придавал большое значение Естественному свету и создал интересные
решения для его игры - с помощью конфигурации окон, проемов разных
геометрических форм, стеклянных крыш.
Очень важной частью образа стало озеро, добавив ему таинственности.
Кроме того, вода — это неотъемлемый пейзаж не только Дакки, но и всей
страны - она действует как система охлаждения.
Кан построил комплекс зданий в стиле брутализм, но ему удалось отдать
дань уважения и национальной культуре: геометрические фигуры на фасаде
отсылают нас к традиционным для народного искусства бенгальцев формам.
Из-за нестабильной политической ситуации в стране, возведение комплекса
заняло почти двадцать лет и Луис Кан не дожил до завершения строительства.
Casa Sperimentale | Экспериментальный
дом семьи Перуджини. Фреген, Италия.
Авторы: Джузеппе Перуджини, Рейнальдо Перуджини, Уга
Де Плезант
1968-1971 г.г.
Casa Sperimentale - резиденция архитектора Джузеппе Перуджини - сполна
оправдывает свое название. Здание, построенное в конце 1960-х годов,
представляет собой необыкновенное эклектичное сочетание брутальных
геометрических конструкций, вращающихся форм, прозрачных кубов и многоуровневых
внутренних пространств. О том, чем был вдохновлен этот эксперимент,
почему злые языки называли его "Архитектурным Франкенштейном",
и насколько справедлива такая оценка, читайте здесь...
Научно-исследовательское учреждение экспериментальной
медицины Charite ("Мышиный бункер"). Берлин, Германия.
Авторы: Герд Хенска и Курт Шмерсов.
1971-1981 г.г.
Впечатляющее сооружение наполнено необычными деталями и это отнюдь
не случайно - все они выполняли определенную функцию, связанную с
назначением здания. Выступающие по бокам здания длинные синние трубы
не только придают ему сходство с линкором или космическим кораблём,
но так же обеспечивали лучшую вентиляцию помещений. Треугольники окон,
выведенные стёклами куда-то вбок помогают избежать попадания прямого
дневного света. Получилось, что ученые имели свои требования к объекту
и те, похоже, отлично вошли в модную в то время архитектурную струю.
Есть большая вероятность, что скоро от здания останутся лишь фотографии
- немецкое правительство не планирует сохранять этот уникальный памятник
брутализма. Пока бывшее здание Центральной лаборатории Берлинского
университета для проведения экспериментов над животными от сноса спасает
только сложная эпидемиологическая обстановка.
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам dezeen.com, archdaily.com, sosbrutalism и других открытых
источников