Original 1227 | Anglepoise
|
Автор: Джордж Карвардин
1932 г.
Идея светильника, впоследствии ставшего логотипом Pixar и любимой лампой
всех архитекторов, появилась в 1930 году благодаря автомобильному инженеру
Джорджу Карвардину. Он решил применить принцип автомобильной подвески
в создании лампы, в которой объединились бы максимальная гибкость и
идеальная стабильность. Он начал сотрудничество с компанией Herbert
Terry and Sons, производившей пружинные механизмы и через два года на
свет появилась настольный светильник с четырьмя пружинами. Это была
первая лампа, у которой можно было менять угол наклона ножки и плафона.
Четырёхпружинная модель под названием "Model 1208" перешла
в массовое производство.
Затем правобладателем на производство ламп стала компания
Anglepoise. Вместе с дизайнерами, Карвардин доработал оригинальный облик
лампы и получилась похожая модель, но с тремя пружинами и более изящная
– теперь уже ставшая культовой Original 1227.
Джордж Карвардин разработал предмет, способный служить
человеку всю жизнь. Этого удалось достичь благодаря "трём китам":
функциональности, высокому качеству и дизайну.
 |
Первый образец "Model 1208". Фото:
anglepoise.com
|
|
 |
|
Фото: anglepoise.com
|
Авторы: Братья Кастильони
1962 г.
Авторами знаменитого светильника являются братья Акилле
и Пьер Джакомо Кастильони, которые пытались создать домашнюю версию
уличного фонаря. Основание представляет собой вертикальный брусок из
белого каррарского мрамора весом около 65 кг и он удерживает торшер
от падения. Поэтому переставить Arco не так-то просто! Но придуман специальный
протокол: в центре тяжести имеется круглое отверстие, куда можно вставить
любую палку и таким образом переместить светильник с места на место.
Плафон лампы состоит из двух частей: перфорированного рассеивателя и
абажура. И уже 59-й год их делают из полированного алюминия и для блеска
обрабатывают цапонлаком. Ножка торшера сделана из нержавеющей стали
с матовым финишем и состоит из трех деталей, а телескопическая конструкция
позволяет легко менять ее длину.
Культовый торшер хорошо знаком не только профессионалам дизайна, но
и тем, кто вообще не имеет к этой области никакого отношения. А дело
в том, что Arco настолько часто участвует в кинематографических съемках,
что заслужил отдельного упоминания в титрах.
Производством торшера уже более 50 лет занимается итальянская
фабрика Flos, и за все это время светильник не претерпел никаких изменений.
Зато изготовители подделок изменяют его как хотят. Arco - один из самых
подделываемых предметов в мире и он стал первым объектом в истории промышленного
дизайна, чья художественная ценность официально признана итальянским
судом.
Автор: Вернер Пантон
1968 г.
В 1968 году Вернер Пантон, автор знаменитого Panton Chair,
обратился к дизайну светильников. Идея FlowerPot очень точно отвечала
историческому моменту и социальному контексту - покорение космоса, вера
в мир и любовь, гармония — все отразилось в сферической форме светильника.
Первой была создана подвесная модель FlowerPot (позже, когда линейка
расширилась, к названию добавили VP1) и состояла из двух полукруглых
пластиковых сфер, обращенных друг к другу. Диаметр верхней сферы в два
раза больше диаметра нижней. Нижняя сфера скрывает лампочку, а ее внутренняя
часть служит яркой отражающей поверхностью.
Светильник идеально вписывался в интерьеры и его округлые формы становились
главным мотивом. Человечество было увлечено космической темой, и восприятие
интерьера как космоса, а предметов в нем - как планет, было чрезвычайно
популярно. Подвесные сферы вошли в моду — ими украшали рестораны, выставочные
пространства, кинотеатры, и, конечно, домашние интерьеры. В 1969 году
Пантон разработал также настольную версию, которая за счет полукруглого
основани оказалась еще проще и сбалансированней, чем подвесной светильник.
Серия "Цветочных горшков" состоит из нескольких различных
моделей, в основе которых три подвесных варианта и две настольные лампы
- все в широкой цветовой гамме. Сначала светильники FlowerPot производились
фирмой Louis Poulsen, а сейчас лампы выпускает датский бренд &Tradition.
Автор: Ле
Корбюзье
1949 г.
Легендарный Ле Корбюзье придумал светильник в 1949 году и в 1952-м он
занял почетное место в интерьерах Unite d’Habitation (Марсельской жилой
единицы), полностью разработанной мэтром.
De Marseille представляет собой регулируемый настенный светильник с
двумя шарнирами на кронштейне и вращающимся настенным креплением. Также
выпускается мини-версия с уменьшенными габаритами.
Переизданием наследия Ле Корбюзье в середине 1990-х занялся миланский
бренд NEMO Lightning.
Автор: Гаетана Ауленти
1965 г.
Настольная лампа Pipistrello придумана итальянским дизайнером
и архитектором Гае Ауленти в 1965 году для компании Martinelli Luce.
Телескопическая стальная ножка, способная регулировать высоту светильника
от 66 до 86 см и превращать его в торшер - необычный прием для 1960-х.
Лампа имеет цветное алюминиевое основание и плафон из матового белого
метакрилата, форма которого напоминает расправленные крылья летучей
мыши (отсюда и название лампы, ведь в переводе с итальянского Pipistrello
- "летучая мышь"). Сейчас в линейке Pipistrello есть мини-версия
высотой всего 35 сантиметров, а также светильники, работающие на светодиодах
и имеющие сенсор, позволяющий включать и выключать лампу легким прикосновением
руки.
Светильник сразу стал хитом Martinelli Luce и более пятидесяти лет он
все также любим дизайнерами и покупателями. Эта икона предметного дизайна
находится в постоянных экспозициях самых известных музеев современного
искусства и дизайна мира.
Автор: Исаму Ногучи
1952 г.
Американский дизайнер японского происхождения Исаму Ногучи в 1950-е
путешествовал по Японии и был впечатлен ширмами, зонтиками и фонарями,
которые создавались из рисовой и шелковичной бумаги.
Исаму Ногучи придумал светильники, в которых смешал традиции японского
искусства оригами и американского дизайна. Первые модели, положившие
начало целому семейству воздушных светящихся скульптур, были произведены
на фабрике в японском городе Гифу по традиционной технологии: бумага
натягивалась на бамбуковые металлические прутья и проволоку.
Всего дизайнер разработал более ста конструкций Akari — подвесных, настольных
и напольных светильников диаметром от 24 см до почти трехметровых. С
1952 года и до сих пор светильники Akari производятся по традиционной
технологии изготовления японских фонарей Гифу исключительно на заводе
Ozeki в Японии, их продажей занимается Vitra. Ну а всему миру лампы
из гофрированной бумаги известны благодаря стараниям шведской ИКЕА —
компания выпускает реплики самых разнообразных модификаций.
Автор: Пол Хеннингсен
1958 г.
Датский дизайнер Пол Хеннингсен спроектировал Artichoke в 1958 году
специально для ресторана Langelinie Pavillonen в Копенгагене, где эти
светильники находятся и по сей день. Светильник состоит из 72 лепестков,
которые крепятся к 12 стальным дугам. Первые "Артишоки" выпускались
только с медными лепестками, сейчас они уже в четырех вариациях - медной,
стальной, стеклянной и латунной.
PH Artichoke производится компанией Louis Poulsen в четырех диаметрах:
48 см, 60 см, 72 см и 84 см и собирается только вручную.
Одна из особенностей "Артишока" в том, что его лепестки расположены
таким образом, чтобы не была видна лампочка, какой бы угол обзора не
был выбран. Хеннингсену удалось очень красиво и завораживающе придать
форму свету. "Артишоком" можно любоваться бесконечно долго,
не рискуя быть ослепленным ярким светом. И еще — это самодостаточный
арт-объект, который способен "вытянуть" любой малобюджетный
проект на высокий уровень.
Автор: Хусто Гарсия Рубио
1907 г.
Этому светильнику уже более ста лет, но выглядит он
невероятно стильно и актуально. Идея скрестить треногу от фотоаппарата
с вращающимся шелковым абажуром пришла в голову Мариано Фортуни — архитектору,
художнику и модному дизайнеру испанского происхождения.
В тот период Мариано работал над созданием непрямого сценического света,
и неудивительно, что лампа на трех ногах, больше похожая на оборудование
для фотостудий, стала итогом его поисков. Светильник назвали в честь
изобретателя — Fortuny.
Помимо шелка, для абажуров стали использовать еще и плиссированную тафту,
которая идеально соответствовала духу времени. Лампа от Мариано стала
очень модным элементом декора. В 1985 году права на выпуск Fortuny выкупила
итальянская компания Pallucco. Теперь домашнюю версию лампы можно заказать
в самых разнообразных вариациях. Также Pallucco адаптировала культовую
модель к современным реалиям: теперь для торшера используются практичные
светодиоды. У лампе есть диммер, с помощью которого можно легко контролировать
яркость освещения.
Глядя на Fortuny, не верится, что лампа создана почти
115 лет назад — настолько стильно она выглядит в любом интерьере.
Автор: Арне Якобсен
1957 г.
Настольная лампа "AJ" напоминает
необычную птицу и является одним из культовых предметов интерьера, созданных
Арне Якобсеном специально для SAS Royal Hotel в Копенгагене в 1957 году.
Знаменитый датчанин проектировал отель не только снаружи, но и внутри
– начиная с мебели (вспомним культовые кресла Swan и Egg) и заканчивая
дверными ручками.
Для основания лампы автор сначала выбрал железо. Оно имело яйцеобразную
форму, было довольно массивным, так как выполняло заодно и функцию держателя
для пепельницы. Для массового производства база стала выполняться уже
в облегченном варианте и от функции пепельницы, конечно, отказались.
Плафоны из легированной стали отлично акцентировали внимание на индустриальном
характере ламп AJ. Кроме того, дизайнер снабдил их поворотным механизмом,
положив начало применению точечного освещения.
В современной версии AJ производятся в виде настольных ламп, торшеров
и бра в самых разнообразных цветовых вариациях, но внутренняя часть
абажура неизменно белая. Производством лапм занимается датский бренд
Louis Poulsen.
 |
|
|
|
Фото: louispoulsen.com
|
|
|
Автор: Констанс Гиссе
2010 г.
Этот светильник - самый молодой из нашей подборки, но уже топовый. Люстру,
напоминающую мексиканское сомбреро, придумала французский дизайнер Констанс
Гиссе в 2010 году, еще будучи студенткой. Светильник Vertigo сделан
из железа и стеклопластика с цветным напылением, его диаметр — почти
два метра, но при этом он почти невесомый. Конструкция приходит в движение
при малейшем колебании воздуха, создавая эффект головокружения (отсюда
и название).
Права на производство светильника принадлежат французской компании Petite
Friture.
|
|
|
 |
Фото: petitefriture.com |
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
Использованы материалы с сайтов известных производителей светильников
и других открытых источников
|