Последние 20 лет в мировой архитектуре можно назвать эпохой параметризма.
Это передовое направление возникло на пересечении архитектуры, скульптуры,
биологии, математики и высоких технологий. Термин "параметризм"
впервые произнес Патрик Шумахер в 2008 году на 11-й архитектурной
Биеннале в Венеции, также сформулировав его принципы, схожие с теми,
которым следовал в своем творчестве еще Антонио Гауди.
Главная особенность параметрического дизайна заключается в том, что
все элементы здания связаны с помощью сложных математических расчетов.
Цифровое проектирование позволяет создавать формы, максимально приближенные
к органике, которую мы привыкли наблюдать в природе и учитывает соотношение
между возводимыми конструкциями, окружающей средой и человеком.
Мы подобрали для вас 10 впечатляющих примеров параметрической архитектуры
- от уличной мебели до огромных культурных центров. Но их, безусловно,
гораздо больше...
Культурный центр Las Setas de Sevilla
(Metropol Parasol). Севилья, Испания.
Автор: Jorgen Mayer-Hermann
2011 год
Metropol Parasol считается самым большим деревянным сооружением в
мире. Его строительство велось с целью обновления площади Пласа-де-ла-Энкарнасьон
в испанской Севилье. Комплекс стал доминантой площади и культовым
местом всей Севильи; его очень полюбили как местные жители, так и
туристы.
В самой большой в мире деревянной постройке разместились магазины,
рестораны, смотровая площадка с пешеходными дорожками, туристический
центр, площадка для проведения мероприятий, археологический музей
и даже фермерский рынок.
Las Setas de Sevilla состоит из четырех надземных, переплетающихся
между собой уровней, а в подземной части (-5 метров) находится Антиквариум
(Археологический музей). Конструкция Metropol Parasol выполнена из
дерева с полиуретановым покрытием и имеет две бетонные колонны, в
которых "спрятались" лифты.
Оригинальное здание вошло в Книгу рекордов Гиннеса, причем дважды.
Metropol Parasol - это не только крупнейшее в мире сооружение из дерева,
но и самая большая конструкция на клею - при строительстве использовано
огромное количество сверхпрочного клея для скрепления материалов.
Объединив под одной крышей два отдельных здания, служащих офисными
и вещательными подразделениями Гонконгской медиакомпании, архитекторам
бюро BIAD UFO удалось создать иммерсивную диагональную оболочку по
принципу ленты Мебиуса. Конструктивная система не только олицетворяет
гениальность инженерной мысли, но и является экологически устойчивой.
3800 специально разработанных стеклянных панелей заполняют пространство
между диагридными конструкциями. Офисное здание, расположенное в южной
части комплекса, возвышается над медиа-зоной на севере. Эта особенность
дала максимальный доступ солнечному свету и воздуху внутрь здания,
несмотря на то, что это закрытое пространство. Наличие двойной фасадной
системы также помогло улучшить акустику, необходимую для радио- и
телевещаний. Несущие конструкции - это ещё и водоотводные трубы. В
дождливый день вода стекает по стальным лентам в специальный резервуар
для орошения газонов и клумб.
Еще одна прелесть дизайна - это внутренние платформы, пандусы и лестницы,
соединяющие офисный и студийный сегменты. Тонкие проволочные канатные
опоры и многоугольные колонны создали по-настоящему "воздушный"
интерьер.
Помимо офисов и медиа-зон, комплекс предоставляет множество открытых
интерактивных бесплатных пространств для публики.
Heydar Aliyev Center / Центр Гейдара Алиева.
Баку, Азербайджан.
Авторы: Zaha Hadid Architects
2012 год
Заха
Хадид считала Heydar Aliyev Center одним из главных своих проектов.
Здесь удивительно гармонично сочетаются архитектурная и символическая
составляющие. Параметрический дизайн и современные материалы позволили
Захе Хадид создать сооружение, стирающее границы между архитектурой
и ландшафтом большого города, фасадом здания и городской площадью,
рукотворным объектом и землей, интерьером и экстерьером. Подробнее
о том, как ей это удалось, читайте здесь...
Мемориальное кладбище Parque das Cerejeiras.
Жардим Анжела, Сан-Паулу, Бразилия.
Авторы: Crisa Santos Arquitectos
2018 год
Бюро Crisa Santos Arquitectos специализируется в разработке
проектов, ориентированных на нейроархитектуру, вызывающую эмоции у
пользователей. Хорошим примером такой архитектуры стал проект ревитализации
кладбища Parque das Cerejeirass, расположенного в Jardim Angela на
юге Сан-Паулу. Кладбище площадью 300 000 квадратных метров имеет дизайн,
находящийся с природой в идеальном симбиозе, соединяющий человека
с его инстинктивными ощущениями и помогающий пережить горе с помощью
биофилии.
Parque das Cerejeiras - это целый комплекс под открытым небом со скульптурами
и инсталляциями, созданными исключительно для этого места. "В
дополнение к изучению религиозной и духовной стороны, при проектировании
мы общались с профессионалами в области гериатрии, психиатрии и психологии,
чтобы понять процесс скорби. Мы хотели выяснить, как скорбящие хотят,
чтобы их поддерживали и они могли пережить горе как можно легче".
- объяснили в бюро.
Musee des Confluences /Музей слияний.
Лион, Франция.
Авторы: Coop Himmelb(l)au
2014 год
Этот Музей антропологии и естественных наук стал важным сооружением:
местоположение сделало его настоящим символом не только нового района
Конфлуанс, но и всего Лиона. Этот район - бывшая промзона недалеко
от центра города, когда-то считавшаяся окраиной, а сейчас активно
застраивающаяся культурными учреждениями, офисными и жилыми зданиями
по проектам известных архитекторов.
Название Confluences имеет несколько смыслов. Это и место, на котором
расположен музей, - стрелка полуострова, образованная слиянием двух
рек - Соны и Роны. И само слово confluence означает поглощение, слияние
- фантазии на тему большого взрыва и рождения Вселенной.
Конструкция здания представляет собой замысловатую геометрическую
форму с углублением посередине наклонной крыши, похожим на дыру от
падения метеорита. При проектировании здания австрийские архитекторы
вдохновлялись формами кристалла и облака. "Летящие" консольные
выносы перекликаются со сливающимися друг с другом водными потоками.
Футуристичный музей состоит из трех частей: приподнятого "Цоколя"
с общественным пространством, конференц-залами, классами для занятий
учеников из близлежащих школ, а также хранилищами и мастерскими; стеклянного
"Кристалла" - "городской площади" - вестибюля
со спиральным пандусом, лестницей, лифтами, а также книжным магазином;
и "Облака" из нержавеющей стали с несущей конструкцией типа
моста - там расположились 10 залов для постоянной и временной экспозиций,
мастерские, а также администрация и кафе. Внутреннее пространство
музея устроено таким образом, который позволяет трансформировать залы
под любое мероприятие.
Музей слияний стал публичными вратами к знаниям нашего времени. Он
стимулирует прямое, активное использование и является не только местом
созерцания, но и местом дискуссий и встреч.
В Чэнду, по проекту Powerhouse Company, построена кольцевая
пешеходная дорожка длиной почти 700 м. Из-за своей формы она получила
название Loop of Wisdom ("Петля мудрости"). Дорожка соединяет
два павильона, то "поднимаясь" на крыши зданий, то плавно
"спускаясь" обратно на землю. Самая высокая точка подъема
достигает 25 м - отсюда открывается чудесный вид на соседний парк
и горы.
Дорожка Loop of Wisdom облицована более чем 15 000 кусочками ярко-красной
алюминиевой черепицы, каждый из которых продуман и пронумерован собственным
цифровым кодом, - в результате архитекторам удалось добиться завораживающего
эффекта "змеиной кожи" - плавного и бесшовного фасада. Для
усиления впечатления, вся подсветка и другие функциональные элементы
спрятаны внутрь конструкции. Пешеходная дорожка имеет резиновое покрытие
для того, чтобы по ней было удобно не только гулять, но и бегать.
"В Китае уже немало впечатляющих музеев и общественных центров,
а нам хотелось создать нечто новое и уникальное с точки зрения архитектуры,
что люди могли бы исследовать и использовать", - объяснил
основатель студии Нанн де Ру.
Мягкая, элегантная архитектура Loop of Wisdom перекликается с горным
кольцом, расположенным по-соседству, поэтому гармонично вписывается
в окружающий ландшафт. Мотив, подобный ленте Мёбиуса, символизирует
человеческое остроумие и инновации и показывает, как параметрическое
проектирование можно применить для достижения простоты и изящества
в очень сложной структуре.
Лондонская архитектурная студия Softroom создала шесть
залов ожидания для Turkish Airlines в аэропорту Стамбула, соединенных
ленточной параметрической стеной длиной почти в милю.
Названная Flow Wall, стена проходит через 19 000 м2 лаунж-пространства,
создавая то, что Softroom описывает как "интуитивный маршрут,
который преодолевает барьеры языка и культуры". "Пассажиры
будут легко перемещаться по зонам, и форма стены будет ассоциироваться
с легкостью и динамизмом воздушных путешествий", - объяснили
в студии.
Студия создала стену всего за 30 недель, используя параметрический
дизайн - процесс, основанный на алгоритме, который позволил проверить
различные результаты концепции дизайна в рамках набора определенных
параметров.
Деревянная конструкция обшита панелями из беленого дуба, украшенными
резьбой с семью пазами со встроенными LED-светильники - тонкий намек
на то, что турецкие авиалинии летают через семь континентов мира.
Проект.
Авторы: rat[LAB] Studio и Shilpa Architects
2020 год
Архитектурно-исследовательская фирма rat [LAB] Studio и Shilpa Architects
спроектировали новый храм в Коппуре, который переосмысливает народный
язык Индии с помощью параметрического дизайна. Храм Ширди Саи Бабы
будет расположен на окраине парка Ченнаи на участке площадью 11 акров.
Конструкция представляет собой 11-сторонний многоугольник, собранный
в виде трехмерного многогранника.
Балансирующий между сакральной геометрией и инженерной логикой, проект
храма был создан с помощью алгоритмического процесса, использующего
пространственные и структурные ограничения в качестве параметров.
Охватывая "Землю храмов" Тамил Наду, храм обращается к посетителям
с просьбой использовать число 11 из-за их веры в нумерологию и традиционную
древнеиндийскую науку васту. Таким образом, многоугольник эволюционировал
в трехмерное пространство, при этом учитывая солнечный свет и игру
теней.
Строительство храма планируется завершить к 2022 году.
Botanical Pavilion. Королевский ботанический
сад, Мельбурн, Австралия.
Авторы: Архитектор Kengo Kuma и художник Geoff Nees
2020 год
Кенго Кума в соавторстве с австралийским художником Джеффом Нисом
создали из древесины круглый павильон, который был установлен в Королевском
ботаническом саду Мельбурна. Он складывается, словно головоломка и
не нуждается в металлических опорах. Павильон выполнен в традиции
японского деревянного зодчества и имеет органическую форму. Кума и
Нис подарили вторую жизнь древесине срубленных в течение нескольких
лет старых деревьев Ботанического сада. Для строительства павильона
использовались разные породы древесины, отсортированные по цветовому
кодированию. В результате получился градиентный узор с переходом от
более темного к более светлому, показывающий различное восприятие
света и цвета в каждой секции павильона.
Ботанический павильон был заказан для Триеннале NGV для демонстрации
картины Dialogue корейского художника Ли Уфана - мягко изогнутая конструкция
стала ее "обрамлением". Botanical Pavilion будет находиться
на выставке NGV International в Мельбурне с 19 декабря 2020 года по
18 апреля 2021 года.
Бюро Precht и Mamou-Mani Architects недавно представили масштабную
уличную инсталляцию Sandwaves, напечатанную на 3d принтере из экологичного
сырья - песка и фурановой смолы. Эта длинная извилистая конструкция
располагается в спортивно-развлекательном комплексе Diryah Season
и используется в качестве удобной уличной мебели. Архитекторы выбрали
для своего проекта песок неслучайно - в Саудовской Аравии это самый
распространенный местный природный материал. Идея состояла в том,
чтобы продемонстрировать, как природа и высокие технологии могут существовать
в гармонии.
Совместно с инженерами Format архитекторы спроектировали 58 отдельных
3D-печатных элементов, и с помощью параметрического моделирования
установили оптимальную форму и толщину каждой детали. Затем все части
соединили в единую непрерывную ленту, что сделало Sandwaves самой
большой конструкцией из песка, напечатанной на 3D-принтере. Поскольку
песок сам по себе не является прочным материалом, в соединении со
смолой каждый элемент стал весить около 160 кг.
3D-печатная архитектура, как правило, быстро строится, имеет низкую
стоимость и ресурсоэффективна. В последние годы многие дизайнеры и
архитекторы используют эту технологию как для экспериментов с новыми
материалами, так и для переосмысления традиционных.
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам dezeen.com, archdaily.com, parametric-architecture.com
и других открытых источников