Масштабная выставка-исследование рассказывает об истории известного
во всем мире архитектурного направления. Эпоха конструктивизма связана
со временем строительства нового мира, в ходе которого формировалась
и последовательно создавалась модель "нового человека",
- осознанного, физически и интеллектуально развитого. Архитекторы-конструктивисты,
чей внутренний импульс совпал с социально-политическим запросом
общества, стали проектировать и создавать условия для нового быта
через эргономичные рабочие и личные пространства, где люди наконец
могли бы счастливо жить и работать.
Принцип рациональной организации труда и досуга стал новаторским
для своего времени и остается актуальным по сей день. Он также повлиял
на утопичность многих грандиозных архитектурных проектов. Выставка
позволяет рассмотреть в осуществленных и нереализованных идеях конструктивистов
не только утилитарную, но и социальную функцию, направленную на
улучшение реальной жизни людей.
В экспозицию вошло свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем
30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственном
научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном
музее истории Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее,
Государственном Русском музее, Театральном музее имени Бахрушина,
Музее истории московской архитектурной школы (МАРХИ), архиве Александра
Родченко и Варвары Степановой, МИРА коллекции, частном собрании
Романа Бабичева и других.
В фокусе выставки оказываются архитектурные проекты, созданные для
четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга
и Новосибирска. На двух этажах центра также показаны живопись, графика,
скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее
раскрыть тему экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920-1930-х
годов.
В одном пространстве собраны проекты знаменитых конструктивистов:
братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова,
Эль Лисицкого, Ильи Голосова, Александра Никольского, раньше и дольше
всех применявших функциональный метод, заключавшийся в решении конкретных
утилитарных задач нового советского государства. А также их учеников
и единомышленников - Михаила Барща, Николая Соколова, Григория Симонова
и др. Уникальные материалы из Научно-исследовательского музея Российской
академии художеств - редкие макеты 1920-х, созданные в мастерской
Александра Никольского - специально отреставрированы к выставке.
Впервые показан почти не известный широкой публике архив ленинградского
архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой
- наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасного
и комфортного нахождения в них.
Выставка поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления
новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап берет начало
с зарождения и формирования конструктивизма с 1917 по 1928 годы:
в стране преобладают гуманистические и модернистские устремления,
пространственным выражением которых становится конструктивизм. Второй
этап начинается со стартом Первой пятилетки в 1928 году и знаменует
смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека
на государство. В этот период архитектура конструктивизма уходит
из реального пространства в виртуальное - становится фантомом, запертым
в плоскости страниц периодической печати, архитектурных чертежей
и роскошно оформленных фасадов.
|
Фото: Александр Гронский. Предоставлено
пресс-службой Центра "Зотов"
|
Центр "Зотов" продолжает работать с региональным авангардным
наследием - его популяризацией и актуализацией, объединением специалистов
и аккумулированием знаний о направлении со всей России. Один из
разделов экспозиции, в котором наиболее ярко отразились процессы
советской индустриализации, - "Урало-Кузбасс" - подготовлен
совместно с кураторской группой из проектов "Территория авангарда"
(Екатеринбург) и "Ново-Сибирск. Конструктивизм!". Кураторами
раздела выступили: Лариса Пискунова, Александр Думчиков, Евгений
Дубровин и Карина Ляникова.
Лариса Пискунова, руководитель проекта "Территория авангарда",
сокуратор раздела "Урало-Кузбасс":
"Для нас очень важно, что на одной из главных выставок года,
посвященной авангардной культуре, будет представлено наследие авангарда
в регионах, что жители Москвы и гости столицы смогут открыть для
себя уникальные памятники конструктивизма Урала. Многие из них давно
внесены как выдающиеся образцы эпохи в учебники для архитекторов
по всему миру, но, к сожалению, широкой аудитории в нашей стране
они не известны.
100 лет назад столичные архитекторы отправились на Урал строить
новый советский быт. Рядом с избами и бытовками они возвели фантастические
по тем временам городки, клубы, больницы. Конструктивистские здания
дали мощный культурный импульс рабочим городам. Они и сейчас все
так же выделяются на фоне остальной архитектуры. Все также несут
в себе огромный потенциал: культурный и исторический. Наше участие
в московской выставке - это возможность включить региональный конструктивизм
в актуальную научную и культурную повестки. А еще хорошая возможность
привлечь внимание специалистов и широкой аудитории к проблемам сохранения
и ревитализации конструктивистских объектов в российских городах".
Ольга Трейвас, основатель бюро Treivas, главный архитектор проектов:
"Для архитектора дизайн экспозиции в таком месте - Центр
"Зотов" находится в пространстве бывшего хлебозавода,
авангардного изобретения инженера Георгия Марсакова - вдохновляющий
вызов. Идея стилизовать конструкции под коробки с вылетами для сборки
появилась у нас практически сразу после знакомства с идеей выставки.
И мы отталкивались не только от образа архива концепций, но и от
главных свойств проектов авангарда - функционализма и мобильности.
К тому же, искусство авангарда сегодня подвергается тщательной пересборке
со стороны исследователей и кураторов. Стенды-футляры напоминают
о временном характере экспозиции, экспонаты которой постоянно кочуют
по выставкам, а "вылеты для склейки" этих футляров отмечают
границы стендов и подиумов, задают направление движения для зрителя.
Мы также предложили кураторам отойти от узнаваемого цветового
кода культуры авангарда - обычно она ассоциируется с красным, черным
и белым. Вместо этого мы обратились к опытам архитекторов авангарда
с цветом - вспомнили об оригинальных интерьерах Дома Мельникова,
цветных потолках в Доме Наркомфина. Так у выставки появилось свое
цветовое решение, в котором мы использовали неочевидные оттенки".
|
Фото: Александр Гронский. Предоставлено
пресс-службой Центра "Зотов"
|
Составить более полное представление об экспозиции позволит каталог
к выставке. Альбомную часть, представленную предметами из собраний
более чем 45 музеев, библиотек, архивов и частных коллекций, дополняют
научные статьи современных российских и иностранных исследователей,
а также оригинальные тексты зодчих-конструктивистов, позволяющие
проследить эволюцию архитектурной мысли 1920-1930-х годов.
В рамках выставки пройдет насыщенная параллельная программа, которая
условно поделена на два блока: "работать" и "жить",
образовательное и досуговое направления. Посетителей ждет лекционный
курс под кураторством искусствоведа и историка архитектуры Марка
Акопяна; архитектурные мастер-классы и воркшопы от уральского проекта
"Территория авангарда". Также к экспозиции "Работать
и жить" будет организован тематический книжный клуб - читатели
обратятся к классическим произведениям 1920-1930-х. Героями встреч
станут Михаил Булгаков, Владимир Набоков, Евгений Замятин, Андрей
Платонов, Ильф и Петров и другие культовые авторы.
Специально к выставке "Работать и жить" запланирован новый
выпуск междисциплинарного проекта "Музыкальное измерение"
musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис и резиденты коллектива составят
плейлисты, которые позволят погрузиться в контекст выставки и устроить
персональную медитацию наедине с авангардным искусством. Программу
будут сопровождать концерты, вдохновленные новой экспозицией.
К выставке разработана инклюзивная программа, включающая экскурсии
с тифлокомментированием и тактильным пособием, а также мастер-классы
на русском жестовом языке.
Блок "жить" концептуально продолжит специальная программа
"Зотов.Кино" - "Санаторий". Пространство санатория
будет рассмотрено в двух аспектах. Как кинематографический образ
на примерах из фильмов, действие в которых разворачивается непосредственно
на курортах. И как процесс созерцательного отдыха, погрузиться в
который можно при просмотре экспериментальных картин.
Кураторы - Полина Стрельцова и Ирина Финская
Архитектура выставки: архитектурное бюро Treivas
|
Фото: Александр Гронский. Предоставлено
пресс-службой Центра "Зотов"
|
e-mail: info@centrezotov.ru
Сайт: centrezotov.ru
-----------------------------------------
ARCHITIME.RU не является организатором/соорганизатором опубликованного
мероприятия.
Данный материал не является рекламой и размещен в информационных
целях.
По всем вопросам, предложениям и претензиям пожалуйста обращайтесь
напрямую к устроителям,
используя контакты организаторов над этим текстом
-----------------------------------------
|
|